Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

А также ограничение права собственности: право участия общего (установленные  для всех без изъятия) и право участия частного (установленные для конкретных лиц).

Всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому. Закон различал спор о владении от спора о праве собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от вопроса о втором.

Обязательственное право. В Своде имелся специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Устанавливалось, что цель договора не должна противоречить закону и общественному порядку. Договоры могли заключаться домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядкам. Средствами обеспечения договоров являлись задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад.

Предусматривались следующие договоры: мена, купля-продажа, запродажа, наем имущества, подряд и поставка, заем и ссуда имущества, поклажа, товарищество, страхование, личный наем, доверенность. Различались договоры купли-продажи недвижимого и движимого имущества: продажа недвижимости совершалась нотариальным порядком.

Большое внимание уделялось договору товарищества. Указывались следующие  виды товариществ: полное, на вере или по вкладам, по участкам или компании на акциях, трудовое. Единой формы для возникновения товарищества не существовало, кроме письменной формы требовалась регистрация, а для регистрации акционерных компаний – правительственное разрешение.

Наследственное право. К наследству могли призываться все кровные родственники без ограничения. Имеющие наследственное право родственники призывались к наследованию последовательно, в порядке кровного родства, ближайшая степень исключала дальнейшую. При этом устанавливалось наследование по праву представления.

Супруги наследовали друг после  друга в размере «указной части» – 1/ 7 недвижимости и 1/14 движимости. Супруг мог завещать родовое имущество  в пожизненное пользование другому  супругу, при этом последний лишался «указной части».

Устанавливались завещания двух видов: нотариальное и домашнее. Также предусматривались завещания, составленные при исключительных обстоятельствах: военно-походные, морские, заграничные и т. п. Не признавались действительными завещания безумных, сумасшедших самоубийц, завещания несовершеннолетних и лиц, лишенных по суду всех прав состояния.

 

2) Первые дикреты о  суде

Декреты о суде — нормативные акты органов Советской  власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. 
 
Причины принятия:

1) позиция большевиков,  в частности, В. И. Ленина, направленная  на решительный слом судебных  учреждений, существовавших до Октябрьской  революции. 

2) «на местах» сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании».

В этот период было принято несколько декретов и  иных документов, регламентирующих судоустройство в РСФСР, но наибольшую известность получили Декреты о суде № 1, 2 и 3.

1. Декрет  о суде № 1

  • Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. 
     
    Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Все гражданские  дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке. Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей. Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета».

 
Институты судебного следствия, прокурорского  надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия  возлагалось на местных судей, а  функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». При этом отмечается, что Выступать по делу мог любой человек, присутствующий на суде, в том числе и заинтересованный в исходе дела и стремящийся намеренно выступить с целью неправильного обвинения невиновного или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты.

 
Для разрешения споров гражданско-правового  характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов, порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом. Учреждались революционные трибуналы в составе председателя и шести заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами. Немногим позже деятельность трибуналов была урегулирована отдельной Инструкцией Наркомюста РСФСР. Для производства по делам, подсудным трибуналам, при соответствующих Советах организовывались следственные комиссии.

 
Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. 
 
При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

  • Декрет о суде № 2

 
Принятию Декрета о суде № 2, как  и в случае с Декретом № 1, предшествовала политическая борьба между большевиками и левыми эсерами , касающаяся принципов  деятельности судебных учреждений в РСФСР. 
 
15 февраля 1918 года проект декрета передаётся на утверждение Президиума ВЦИК, 20 февраля — утверждён и 22 февраля опубликован. 
 
Декретом были созданы окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. При этом специально огововаривалось, что дела из брачно-семейных правоотношений (в том числе, связанные с актами гражданского состояния), а также «вообще дела, оценке не подлежащие» подсудны по первой инстанции местным судам, а дела о конкурсах на сумму свыше 3000 руб. — окружным судам. 
 
Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва. В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных. Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки. 
 
Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и приговоров окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов. 
 
Областные суды должны были избираться «из своей среды» на общих собраниях постоянных членов окружных судов, при этом лица, избранные членами областных судов, могли быть отозваны как избравшими их собраниями, так и соответствующими Советами. Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости. Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний. 
 
В судах всех инстанций допускалось «судоговорение на всех местных языках» по решению самого суда совместно с местным Советом. При рассмотрении гражданских дел в случаях, требующих специальных познаний, допускалось по усмотрению суда приглашение в судебное заседание «сведующих лиц» с правом совещательного голоса. Формальные ограничения по относимости и допустимости доказательств отменялись. Вопрос о принятии или непринятии конкретного доказательства отдавался целиком на усмотрение суда.  Запрещались судебные споры между казёнными учреждениями. 
 
Несовершеннолетние в возрасте до 17 лет не могли быть привлечены к суду и подвергнуты тюремному заключению. Для рассмотрения дел о правонарушениях, совершённых такими лицами, учреждались «комиссии о несовершеннолетних» в составе представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения. 
 
Вводился институт судебной пошлины по гражданским делам. Предварительное следствие по уголовным делам, «превышающим подсудность местного суда», осуществлялось следственными комиссиями из 3 человек, избираемых Советами.На определения следственных комиссий могла быть подана жалоба в окружной суд. 
 
Обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду, при этом окружной суд, в случае признания такого постановления «недостаточным», был вправе возвратить дело в следственную комиссию. При Советах учреждались «коллегии правозаступников», избираемые этими Советами с правом последующего отзыва. На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты. Только членам коллегий правозаступников предоставлялось право «выступать в судах за плату». Помимо членов коллегии, в судебном заседании на стороне обвинения или защиты могли выступить по одному человеку из присутствующих в заседании. Таким образом, с принципом Декрета № 1 о неограниченном участии любых лиц в обвинении или защите было покончено. 
 
Обжалование оправдательных приговоров и решений, смягчающих наказание или освобождающих от такового, не допускалось. При этом осуждённый мог просить местный суд об об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах. Срок кассационного обжалования как по гражданским, так и по уголовным делам устанавливался в один месяц. 
 
Декрет № 2 допускал применение судами дореволюционных законов, но лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию 
 
3. Декрет о суде № 3

 
Был издан СНК РСФСР 20 июля 1918 года. 
 
Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами. 
 
Все уголовные дела (за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции) были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов. 
 
Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, «руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью». 
 
Гражданские дела при цене иска до 10 тыс. руб. также были подведомственны местным судам. 
 
Допускалась кассация решений и приговоров местных судов, «по коим присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней»; кассационной инстанцией объявлялись Советы местных судей. 
 
Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей. 
 
Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве как кассационную инстанцию в отношении окружных судов.Формирование этого суда должно было осуществляться ВЦИК. 
 
Декрет не ответил окончательно на вопрос о допустимости применения судами РСФСР норм дореволюционного законодательства.

 

Билет 27

  1. Фискалы и прокуроры в конце 18 первой половине 19 века

Фискалат (фискалитет) был учрежден Петром I одновременно с Сенатом, в 1711 г. Абсолютная монархия вынуждена была внимательно надзирать за своими чиновниками, для этого и необходимы были фискалы, а чуть позже – прокуроры. В обязанности фискаловвходило «тайное надсматривание» за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казенные средства, не брали взятки и не превышали свои служебные полномочия. Фискалов возглавлял обер-фискал, подчиненный непосредственно царю, обер-фискалу подчинялись губернские и городовые фискалы. Фискалы получали половину конфискованного по их доносу имущества или половину взысканного штрафа, поэтому фискалов очень не любили, само это слово стало ругательным.

В 1722 г. сначала для надзора за Сенатом была учреждена прокуратура, которая вскоре вытеснила фискалитет из сферы осуществления государственного надзора.

Разница между фискалами  и прокурорами такова: фискалы осуществляли негласный, тайный надзор, в то время как прокурорский надзор осуществлялся гласно. С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, назначение и выборы высших государственных чинов и др.

В целях надзора за деятельностью  администрации при Сенате была учреждена  должностьоберпрокурора, затем также прокуроры в коллегиях, обер-прокурор Синода, прокуроры при губернских надворных судах. Первым российским генералпрокурором был назначен П. И. Ягужинский (1683–1738 гг.) , человек весьма деятельный и властный, сумевший сделать свою должность весьма престижной. Его заслуженно называли «оком Государевым». Помимо прокуроров, генерал-прокурору были также подчинены сохранившиеся фискалы. Но прокуроры в то время (так как еще не сложилась собственно судебная система) не занимались поддержкой государственного обвинения в суде, осуществляя лишь разнообразные надзорные функции.

Институт губернских прокуроров при судах был восстановлен при Екатерине II , в ходе реформы судебных учреждений. Губернский прокурор входил в состав губернского правления и осуществлял надзор за законностью в губернии, а также надзор за всеми должностными лицами губернского уровня, кроме губернатора и генерал-губернатора, подчиняясь непосредственно генерал-губернатору империи, который в свою очередь был подотчетен лишь монарху. Губернскому прокурору подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы, губернские и уездные стряпчие. Ни одно решение суда не вступало в силу без подписи губернского прокурора.

В 1802 г. Александр I своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегии министерствами. Соответственно, с 1802 г. прокуратура передавалась в ведениеМинистерства юстиции, должности министра юстиции и генерал-прокурора были совмещены. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. Он осуществлял надзор как за судебными инстанциями, подчиненными Сенату, так и за административными учреждениями самого Сената.

2)Формирование социалистического  права 1917-1919 годы

В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и управления – Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров.

Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами их функции выполнялись Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), избираемым съездом. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров, подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"