Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

8) широкое привлечение рабочих  к заседаниям Советов.

В 1905–1907 гг. сформировались 55 Советов, из которых 44 были большевистски настроенными, поэтому они стали заточными органами новой революционной власти.

Советы имели право применять  меры революционно-демократического характера: формировать боевые дружины, рабочую милицию, открывали и захватывали типографии, имели собственные печатные издания, распространяли революционные идеи, тем самым вводя фактическую свободу печати.

Манифест сохранил сословное неравенство  буржуазии с дворянством и  ограничение первой в праве занимать высшие должности в государственном  аппарате.

Основные государственные законы были подписаны Николаем II 23 апреля 1906 г. Они являлись актом самодержавия, на который решился Николай II уже после подавления наиболее крупных восстаний. Эти законы могли быть изменены только императором.

Содержание Основных законов

1) верховная самодержавная власть  принадлежит только всероссийскому императору;

2) власть управления принадлежит  также императору;

3) законодательная – совместно  императору, Думе и Совету; исключительная  компетенция императора в области законодательства; вопросы платежей по государственным долгам и кредитам – Министерству двора, государственных займов.

Основные государственные законы 1906 г. запрещали царю единолично изменять избирательное право, но Николай II нарушил это положение и принял закон, который ограничил избирательные права трудящихся, нерусских народов и др.

Население в России по-прежнему делилось на сословия: дворянство; духовенство; городские обыватели (среди них  выделялась группа почетных граждан); сельские обыватели.

Сохранялись сословные привилегии, например, духовенства и дворянства.

 

2.Правовая политика Временного правительства

 Весной 1917 г. правительство принимает  ряд правовых актов, значительно  расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократизация политической жизни страны. В марте принимается постановление «О кооперативных товариществах и их союзах», возникающих без особого разрешения правительственной власти. В апреле принимается Положение «О регистрации товариществ, обществ и союзов», дополнившее Устав гражданского судопроизводства и определившее порядок регистрации обществ, значительно упрощенный.

 В апреле принимается Закон  “О рабочих комитетах в промышленных  заведениях», которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых.

 Фабрично-заводские комитеты  должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед правительством, заниматься культурно-просветительской деятельностью.

 В это же время принимаются  Законы «О печати» и «Об  учреждениях по делам печати»,  запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялись Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства.

 Было принято постановление  «О наказаниях за публичные  призывы» к убийству, разбоям,  грабежу и другим тяжким преступлениям.

 Вместе с тем правительство  отказывается от некоторых чрезвычайных  мер, запретив аресты без суда  и ограничив число областей, объявленных на военном положении – постановление «О лицах, арестованных во внесудебном порядке». Еще в марте была отменена смертная казнь.

 Создавались специальные органы  по регулированию экономики (Экономический  совет, Главный экономический комитет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации в стране, ведущей войну и охваченной революцией.

 В мае при Особом совещании  по топливу учреждаются правительственные  инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при царе, продолжали свою деятельность.

 В начале июля 1917 г. было  принято положение «О Министерстве  продовольствия». Оно должно было  снабжать армию и население  продовольствием и др. Совет по  вопросам производительных сил страны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве промышленности и торговли.

 Продолжалось действие судебных  уставов 1864 г. и Уголовного  уложения 1903 г. В марте 1917 г.  было образовано Юридическое  совещание, на которое возлагалось  обсуждение вопросов публичного права и др.

 

Билет № 34

1.Общественный строй  в начале XX в.

Общественный строй. Сдвиги в экономической  и социальной структуре в начале ХХ в., новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общества. К первой можно отнести правительственный лагерь, основной задачей которого являлось сохранение существующего самодержавного строя. Вторая группа включала в себя буржуазию и либеральных помещиков, которые добивались умеренной конституционной монархии. Третья – революционные демократы, целью которых являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Итогом оформления этих лагерей стало возникновение политических партий.

В годы первой русской революции  возникла монархическая политическая партия – Союз русского народа. К правительственному лагерю примыкали многочисленные организации духовенства.

В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это выразилось в  движении либеральной земской оппозиции, которая требовала от царизма  уступок в виде весьма умеренной конституции. Однако на съезде земских и городских деятелей произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов, в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики, более левое – конституционно-демократическая партия (кадеты), куда входили представители преимущественно средней буржуазии.

На рубеже XX в. возникает социал-демократическая  рабочая партия, вскоре расколовшаяся  на большевиков и меньшевиков. В 1901 г. из остатков народнических организаций  образовалась политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров), отражавшая в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки.

 

 

  1. Февральская революция 1917г и двоевластие.

В начале 1917 г. усилились  перебои в поставках продовольствия. В Петрограде 25 февраля начались забастовки, охватившие вскоре весь город. Уже через несколько дней в Петрограде был создан Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, председателем которого стал меньшевик Н. С. Чхеидзе, а заместителем — эсер А. Ф. Керенский. Советы стали создаваться и в других городах Российской империи. 1 марта 1917 г. Петросовет издал «Приказ №1» о введении демократических начал в армии, что способствовало ее разложению. Согласно приказу в армии уравнивались в правах солдаты и офицеры, вводилась выборность командиров. 2 марта 1917 г. император Николай II под давлением лидеров кадетов, октябристов, а также наиболее авторитетных генералов подписал отречение от престола в пользу младшего брата — великого князя Михаила. Последний, в свою очередь, отказался стать самодержцем.

Февральская буржуазно-демократическая  революция навсегда покончила с  царским самодержавием. В ходе революции были созданы, с одной стороны, Временное правительство, с другой — Советы рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство было создано как временный орган управления страной до созыва Учредительного собрания. Председателем нового правительства стал князь Г. Е. Львов, министерские портфели в основном достались представителям кадетской и октябристской партий. Первыми шагами правительства стали введение демократических свобод, отмена смертной казни и проведение амнистий.

Возникло так  называемое двоевластие. Временное  правительство представляло собой  диктатуру буржуазии, в то время как Советы в тот период представляли интересы широких масс трудящихся. Они располагали огромным влиянием в стране. Наиболее авторитетным и влиятельным был Петроградский совет. Сразу после революции руководство в нем осуществляли эсеры и меньшевики, стремившиеся к компромиссу с Временным правительством.

 

Билет №35

1.Столыпинская аграрная  реформа.

Можно считать, что реформа началась еще в 1905 г., когда Манифестом 3 ноября «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину и их отмене с 1 января 1907 г. Манифест обещал и расширение льготного кредитования Крестьянским банком сделок по купле-продаже.

Столыпинская аграрная реформа явилась важным событием в экономической и социальной жизни страны в первую очередь деревни. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из недостатков он считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным.

Согласно концепции Столыпина  модернизация страны могла быть осуществлена при выполнении трех условий: во-первых, необходимо было сделать крестьян полновластными собственниками; во-вторых, необходимо осуществить всеобщее начальное обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе; и наконец – добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Столыпин исходил из необходимости  создания в деревне массовой и  более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия – кулачества.

Согласно Указу от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» любой крестьянин имел право выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом состояло прогрессивное значение реформы. Принятый 14 июня 1910 г. Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» развивал основные положения вышеназванного указа: например, во всех общинах, где не было земельных переделов, земля объявлялась личной собственностью.

Важную часть реформы составила  переселенческая политика. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его результаты.

 

Крестьянская реформа 1861 г., освободив  крестьян, все же не решила всех проблем, связанных с аграрным сектором. Основными узлами противоречий оставалось сохранение:

1) крупного помещичьего землевладения  при малоземелье основной массы  населения;

2) выкупных платежей (за надельную  землю по реформе 1861 г.);

3) двух видов крестьянского землевладения:  общинного (на праве общей совместной  собственности) и подворного (на праве единоличной частной собственности).

 

2.Государственное устройство  России в период Первой мировой  войны 1914-1916г.

Война с Германией обусловила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии, - на победу в войне и мобилизацию капитала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий.

  Мобилизация капитала вызывала  противоречия между различными  группами правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать различные социальные интересы. На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики, и участие в управлении государственной политикой. В функции военно-промышленных комитетов входит посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли (закупок), нормирование цен на сырье.

  При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.

  Для координации работы отдельных  ведомств с лета 1916 г. начинают  создаваться особые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной думой и утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов (преимущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государственных и частных предприятий; ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"