Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

 

Билет 40

1Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права

В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и управления – Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров.

Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами их функции выполнялись Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), избираемым съездом. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров, подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.

Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.

В начальный период существования  советского государства можно отметить три группы источников права: новые нормативные акты новой власти; дореволюционные нормативные документы, используемые в ограниченных пределах (Декрет о суде № 1 допустил ссылки «на законы свергнутых правительств»);в сфере отношений, не урегулированных никакими нормативными актами, в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс: если правоприменяющие органы не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть.

Необходимость ликвидировать правовой вакуум вынудила сделать круг законодательных органов достаточно широким. Нормативные акты высшей юридической силы принимали Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Конституция 1918 г. закрепила принцип множественности законодательных органов.

Правотворческую деятельность осуществляли

не  только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том  числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение имели акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Они выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели трудовые коллективы.

Советское право возникло как общероссийское, однако скоро правовая система усложнилась. С возникновением автономных республик возникало их собственное право, при этом признавалось действие общероссийского права.

Форма законодательных актов была различной: издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов.

 

2 В результате революции 1905—1907 гг. Россия сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа – Государственной думы.

6 августа 1905 г. был подписан Манифест об учреждении Государственной думы. В законе указывалось, что она формируется для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые в дальнейшем должны поступать в Государственный совет. В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы по трем куриям – от землевладельцев, городских жителей и крестьян, при этом рабочие вообще лишались избирательных прав. Выборы в эту Думу не состоялись, поскольку ее бойкотировало подавляющее большинство населения.

17 октября 1905 г. появился манифест, устанавливающий созыв законодательной Думы, 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения: предусматривались четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Для всех курий выборы были многостепенными: для первых двух курий – двухстепенные, для рабочих – трехстепенные, для крестьян – четырехстепенные выборы. Женщины избирательных прав не имели.

При выборах в I Государственную думу большинство мест получила оппозиция  самодержавия. В результате оппозиционная I Дума через 72 дня была досрочно распущена. Но после проведения выборов во II Думу обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. 3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о ее роспуске. Только выборы в III думу после изменения избирательного законодательства, дали желательный для царизма результат, поскольку большее число мест получили наиболее реакционные партии.

Был реорганизован Государственный совет, который стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Государственной думе. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной. Выбирались в Государственный совет от губернских земских собраний представители имущих классов, а также представители духовенства, члены дворянских обществ.

Законопроект  из Государственной думы поступал в  Государственный совет, который  мог при желании отклонить  его. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало царю.

В целом создание Государственной думы было уступкой самодержавия под влиянием революции. Некоторые внешние признаки парламента у Думы имелись, однако никакими реальными полномочиями Дума не обладала: у правительства не было никакой ответственности перед Государственной думой, министры даже не обязаны были отвечать на запросы Думы. Император обладал правом издания «чрезвычайных» законов в обход Думы, которым нередко пользовался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Истории"