Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

  Особые совещания по продовольствию  проводили проверку наличия продуктов  и в случае необходимости их реквизицию.

  Особые совещания по перевозкам  устанавливали порядок принудительного  пользования транспортом и помещениями  в государственных и общественных  целях. Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания.

  Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами стали создаваться общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям.

  Действующие в промышленности  тресты и синдикаты оказывали  сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введении налога на прибыль, они подчинили себе деятельность центрального военно-промышленного комитета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора.

  Одним из главных направлений  регулирования экономики была  борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующему законодательству таксы на сырье и продовольствие могли устанавливаться городскими управами. Поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регулировать рынок методом "товарных интервенций". У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэтому оставался лишь метод репрессии, "административно-командный". При таксировке цены устанавливались государством не на основе себестоимости продукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные цены устанавливались в местных пределах (губернии и города) и способствовали деформированию рынка. Твердые цены устанавливались особыми совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе.

  Февральским указом 1915 г. командующим  войсками предоставлялось право запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).

  В мае 1915г. создается Главный  продовольственный комитет, в компетенцию которого входили требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки.

  Начало первой мировой войны  было встречено демонстрацией  единения большинства Думы с  правительством. Трудности военного  времени и поражения русской  армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилев.

  В августе 1915 г. в Думе  образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти  ее депутатов. Программа блока  требовала создания Министерства  общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии.

  В январе 1916 г. председателя  Совета Министров Горемыкина  сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера  сменяет Трепов, Трепова - Голицын.  Оппозиция требует ухода и  этого правительства в отставку.

  В декабре 1916 г. правительство  начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государственной думы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. В свою очередь, оппозиционная буржуазия начинает все активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и общественные организации, активизируется "прогрессивный блок" в Думе.

 

Билет 36

1 Государственное устройство России в период Первой мировой войны

Во время войны царское  правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям.

В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в 4 особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Далее было создано Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее важную роль играло Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, относящееся к числу высших государственных учреждений. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, в обычных городах действовали уполномоченные.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, находящихся на военном положении. Широкие полномочия приобретали губернаторы: передавать на рассмотрение военного суда дела о всяких преступлениях для осуждения виновных по законам военного времени; требовать закрытого рассмотрения дел; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел. Дела, переданные в военные суды генерал-губернатором, рассматривались по правилам, установленным военно-судебным уставом.

В начале войны были созданы Всероссийский союз земств и Российский союз городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов. Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации, его чиновники носили форму и освобождались от военной службы.

В мае 1915 г. было начато создание военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты. Комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, организовывать приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота.

Законом от 20 июля 1914 г. в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежала полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. Учреждались военно-полевые суды из числа офицеров, которые приступали к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

 

2 Правовой статус аппарата Государственной Думы

Организационное устройство и правовой статус Государственной  Думы с 1906 по 1917 годы определялись двумя  основными документами:

- Указом Николая II от 20 февраля 1906 года "Об учреждения Государственной Думы";

- Наказом Государственной  Думы по постановлениям Думы  от 26 и 29 мая 1906 года, являвшимися регламентом Думы.В Думе для организации текущей работы создавался аппарат – канцелярия. Для управления канцелярией на все пять лет из состава Думы избирался секретарь и пять его товарищей. Избрание на каждую должность производилось особо, по специальной процедуре. Члены Думы подавали председателю Думы записки с фамилиями кандидата на должность секретаря, после чего происходило тайное голосование. Если никто из включенных в список кандидатов на эту должность не получал более половины голосов, то подача записок с новыми кандидатами повторялась, и избранным считалось лицо, получившее во вторичной баллотировке наибольшее по сравнению с другими количество голосов.Выборы пяти товарищей секретаря Государственной Думы производились таким образом: сначала члены Думы подавали записки с кандидатурами пяти товарищей секретаря, а затем проходило тайное голосование. Избранными считались пять лиц, получивших наибольшее количество голосов.Формирование и функционирование штата рядовых сотрудников канцелярии определялись рядом документов. Среди них наибольшее значение имели Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоявших при ней лиц, а равно о прохождении ими службы, и некоторые другие документы, определявшие различные особенности чиновничьей службы.Речь идет в первую очередь о таких документах, как:

 

1) Устав о службе по  определению от правительства от 1896 года;

2) Положение Государственного  совета от 1835 года "О выдаче  годовых окладов чиновникам и  канцелярским служителям, остающимся  по случаю сокращения числа  их, или упразднения самих мест, за штатом";

3) Положение Комитета министров от 1 февраля 1849 года "О порядке увольнения гражданских чиновников за неспособностью";

4) Положение Комитета министров  от 7 ноября 1850 года "О порядке  увольнения от службы и определения  вновь в оную неблагонадежных чиновников" и другие;

5) Указ Николая I от 20 декабря 1843 года "О награждении гражданских чиновников при увольнении от службы следующими чинами";

6) Указ Николая I от 29 декабря  1851 года "О неопределении никого  на вакансии выбывающих чиновников тех ведомств, где уменьшены ныне штаты, пока оставшиеся за штатом не будут все пристроены";

7) Положение Комитета министров  от 12 апреля 1851 года "О порядке  составления приказов по гражданскому  ведомству о чиновниках, увольняемых  от службы без просьбы их  по суду или без суда".

Все эти документы действовали до ноября 1917 года.

В них обстоятельно регламентировались все аспекты приема на государственную  службу, производства в чины и прохождения службы, требования к деловым и нравственным качествам государственных служащих, меры по повышению ответственности за исполнение служебных обязанностей, порядок их увольнения за неспособностью и неблагонадежностью и т.д.

Правовым основанием для  роспуска Государственных дум в  тот период служила статья 3 царского Указа "Об учреждении Государственной Думы", которая предусматривала, что Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена Указом императора. Тем же Указом назначались новые выборы в Думу и время ее созыва. Мотивы роспуска никак не оговаривались и могли быть сформулированы императором произвольно, что на деле и происходило.В случае роспуска Думы управление канцелярией Думы, то есть ее аппаратом, и заведование состоящими при Государственной Думе должностными лицами впредь до избрания Председателя и Секретаря новым составом Думы возлагались на государственного секретаря, назначаемого правительством. Он, как правило, действовал, опираясь на указанные выше документы.Действия государственного секретаря в отношении чиновников всех уровней в Государственной Думе осуществлялись по нескольким направлениям.Во-первых, существенно сокращался штат канцелярии до формирования нового состава Думы и избрания нового секретаря, начинавшего комплектовать канцелярию заново, опираясь на костяк сохранившихся профессионалов.Во-вторых, сокращение чиновников распущенной Думы происходило в первую очередь за счет увольнения неблагонадежных. Их позволялось сокращать по своему усмотрению и без просьбы их во всякое время года, сообщая о таком распоряжении Инспекторскому Департаменту Гражданского ведомства, но без объяснения причин, бывших поводом к увольнению.При этом возможности обжаловать увольнение не было. Сенат своим особым определением30 апреля 1908 года признал государственную службу несовместимой с революционной или оппозиционной деятельностью чиновников.В-третьих, в отношении остальных уволенных чиновников применялись правила, которые позволяли: получить при увольнении в качестве компенсации годовой оклад; рассчитывать на помощь в трудоустройстве в других правительственных ведомствах; получить следующий чин.Положение аппарата Государственной Думы в дореволюционной России не отличалось от положения других госчиновников. Оно было жестко регламентировано и приравнено по правовому статусу к положению служащих других ведомств.

Билет 37

1 Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция, итогом которой стало отречение Николая II от престола. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос предстояло Учредительному собранию.

Высшим органом государственного управления впредь до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции высшего органа государственной власти, в том числе законодательные.

Временное правительство считало себя преемником старой власти, хотя было создано соглашением между временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 г. Возглавил Временное правительство князь Львов, назначенный на эту должность царем задним числом одновременно с подписанием акта об отречении.

Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью из-за частного изменения его состава.

Временное правительство, несмотря на стремление сохранить старую государственную  машину, вынуждено было пойти на изменения государственного аппарата. Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений, Особого присутствия Правительствующего сената, ликвидирована система политического сыска. Взамен Департамента полиции было создано Главное управление общественной полиции, ставшее затем Главным управлением по делам милиции. Были упразднены должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников, вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства.

Государственная дума и Государственный совет  длительное время бездействовали, но были официально упразднены только 6 октября 1917 г.

Были учреждены Министерство труда, Министерство продовольствия и Министерство призрения. Учредились Экономический совет, Главный экономический комитет. В августе 1917 г. были упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода, взамен возникло Министерство вероисповеданий.

Временное правительство не успело провести Учредительное  собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание, которое избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики (Предпарламент) для осуществления контроля над деятельностью Временного правительства, однако реально этот орган не имел никакого значения.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"