Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

2. Государственное устройство. Сохранили свои полномочия Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные чрезвычайные органы в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Однако из-за войны неоднократно откладывалось проведение очередных выборов и продлевались полномочия соответствующих Советов.

Усилилось значение исполнительных органов Советов, а также интеграция партийного и  государственного руководства различных уровней.

При Совнаркоме СССР был создан ряд новых  органов: Совет по эвакуации, Комитет  по учету и распределению рабочей  силы, в 1943 г. – Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Образовывались новые наркоматы, прежде всего по отраслям военной промышленности, создавались новые звенья в ранее существовавших наркоматах. Для оперативного решения вопросов расширялись права наркоматов в области финансов, распределения ресурсов, капитального строительства.

Высшим  чрезвычайным органом стал Государственный Комитет Обороны СССР. В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве», постановления ГКО имели силу законов военного времени. Своего аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Усилилась роль военных трибуналов: в местностях, объявленных на военном положении, трибуналам были переданы многие дела, входившие в компетенцию общих судов.

 

Билет № 12.

1. Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления.

В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало лишь формальностью к уже значительно возросшей власти государя.

Одновременно  власть царя все же ограничивается Боярской думой.

Иван IV ввел особую систему террора – опричнину.

Появился  новый высший орган власти (1549 г.) – Земский собор. Это были представительные органы, в которые входила:

1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

Инициатива  созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной  управлениям.

Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую  группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV – присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы.

Важное  место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии. Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие). Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведалРазрядный приказ. Казачьи войска управлялись Казачьим приказом.

В годы правления Ивана Грозного все  еще сохранялась система замещения  должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия. Был сформирован центральный полицейский орган – Разбойный приказ. В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые – вопросами управления уезда, последние – вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

Земские и губные учреждения были выборными. Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

Сохранялась центральная власть на местах. В  городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

2. На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле — это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом (ЦК ВКП(б)). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК). Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся па марксистско-ленинскую идеологию, исходила из нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место многочисленные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в западном праве). Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав. для основной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно. Введение паспортов и института прописки усиливало административный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране. В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направ-ленных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс нарастания приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве. Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии ^учреждении). Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели — шестидневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запрещался самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись уголовные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается указ «О государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивается сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства. Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к «подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимается постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста; за все остальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.

Билет № 13.

1. Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян.

Первым  юридическим актом в направлении  закрепощения крестьян явился Судебник 1497 г., которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. Писцовые книги, которые составлялись в 50—90-е гг. XVI в., стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», которые устанавливали сроки сыска и возвращения беглых крестьян (от 5 до 15 лет). И наконец окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливающее бессрочность сыска.

По  Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения и пр. К концу XVII в.помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 г. это было запрещено.

Закрепощение  крестьян осуществлялось двумя путями:

1) внешнеэкономическим;

2) экономическим (кабальным).

В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Крестьяне-старожильцы – основное население феодальных вотчин или государственных земель, противопоставляемое »новоприходцам», крестьянам, вновь призванным феодалами в свои имения из других княжеств. Старожильцы – это крестьяне, издавна живущие на земле своего феодала и выполняющие в его пользу определенные феодальные повинности. Старожильцев называют людьми «искони вечными» и «пошлыми», т. е. старинными. Вместе с ликвидацией удельных княжеств исчезает возможность «перезываний» крестьян из княжества в княжество.

Помимо  этого, по форме зависимости крестьянин мог быть:

1) половником – крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться землей феодала половники были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность. В Пскове половники делились на изорников-пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе «государя». Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов;

2) серебрянником (работать на проценты).

Внешнеэкономическая зависимость проявлялась в институте  холопства. Последнее значительно видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

2. Конституция СССР, принятая VIII чрезвычайным съездом Советов, дополнила, развила, конкретизировала нормы конституционного права применительно к новым условиям советского общества, сумевшего за 10 лет интенсивно, созидательного, хотя порой и плохо согласованного с экономическими и иными социальными закономерностями, создать основы социализма. За период с 1924 года до 1936года (после принятия первой Конституции СССР и до появления второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки "эксплуататорских классов", изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни). Сильные трансформации произошли в среде крестьянства. Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократии и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством    Конституция: Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.

Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Изменилась  конструкция местных советских  органов: в областях, краях, районах  стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.

Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

Специальная глава Конституции была посвящена  организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.

Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.

Конституция закрепила новую избирательную  систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских  и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.

Билет № 14.

1. 16 июля 1648 г. царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями. Проект кодекса составляла комиссия из бояр: князя Одоевского, князя Семена Прозоровского, окольничего князя Волконского и дъякова Гаврилы Леонтьева иФедора Грибоедова. В это же время решено было собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта Земской собор к 1 сентября. В конечном итоге обсуждение Уложения закончено в 1649 г. Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказу Екатерины II Миллером, в настоящее время хранится в Москве. Уложение является первым из русских законов, напечатанных тотчас же по его утверждению. В 1-й раз Уложение печаталось 7 апреля—20 мая 1649 г. Затем в том же, 1649 г. (26 августа—21 декабря). Когда было сделано третье издание при Алексее Михайловиче, до сих пор неизвестно. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"