Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:37, шпаргалка
Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "История"
1.История
как наука и учебная
История, в переводе с древнегреческого, означает рассказ о прошедшем времени, об определенных событиях. На сегодняшний день этот термин имеет пару отдельных значений.
В широком смысле под историей принято понимать любой процесс развития, который происходит в обществе и природе. Историю можно также назвать основанием научного познания во всех сферах, так как научное объяснение каждого явления можно найти только лишь в том случае, если рассматривать данное явление в процессе развития, то есть исторически.
В более же узком смысле данного слова под историей принято понимать процесс развития общества и человека в нем. История - это также особая отрасль знания, наука, которая занимается изучением развития человеческого общества в прошлые годы. Основная ее цель - при помощи знаний о далеком прошлом всячески способствовать пониманию настоящей обстановки и прогнозировать скорое будущее. Стоит отметить, что история имеет большое социальное значение. Человек являет собой особое историческое существо, во-первых, из-за того, что он меняется на протяжении времени, является своеобразным продуктом данного развития и осознает собственную включенность в эту историю; во-вторых, в связи с тем, что невольно или сознательно влияет на ее ход.
Основная задача исторического образования нашего отечества - воспитание человечества историей, тщательное формирование в сознании современного подрастающего поколения, а также всех граждан нашей страны специальных гуманистических принципов, в частности, патриотизма. Такую задачу можно очень решить при помощи объективных знаний, которые очень далеки от идеализации, а также приукрашивания нашего прошлого.
Познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. В науке слово «история» часто употребляют в значении «процесс движения во времени и процесс познания во времени». Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.
Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука, раскрывая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
Мировоззренческая функция состоит в том, что историческая наука дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их понимание формирует взгляд на мир, общество, закономерности его развития. Мировоззрение является научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии это исторические факты.
Воспитательная функция заключается в том, что изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.
Одной из важных проблем
исторической науки является проблема
периодизации исторического развития
человеческого общества. Периодизация
– это установление хронологически
последовательных этапов в общественном
развитии. В основу выделения этапов
должны быть положены решающие факторы,
общие для всех стран или для
ведущих стран.
Со времени развития
исторической науки учеными-историками
разработано множество различных вариантов
периодизации общественного развития.
Так, древнегреческий
поэт Гесиод делил историю народов на
пять периодов – божественный, золотой,
серебряный, медный и железный, утверждая,
что от века к веку люди живут все хуже.
Древнегреческий мыслитель Пифагор в
понимании истории руководствовался теорией
круга, в соответствии с которой развитие
идет по одной и той же колее: зарождение,
расцвет, гибель цивилизации.
Свой вариант периодизации
по типу хозяйства предложил немецкий
ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который
делил историю на три периода: натуральное
хозяйство, денежное хозяйство, кредитное
хозяйство.
Русский, ученный Л.И.
Мечников (1838-1888) установил периодизацию
истории по степени развития водных путей
сообщения: речной период (древние цивилизации),
средиземноморский (средние века), океанический
(новое и новейшее время).
Маркс, исходя из принципа
материалистического понимания истории,
разработал вариант периодизации, положив
в ее основу способ производства' или формационную
концепцию. В соответствии с этой теорией
история человечества предстает как последовательная
смена общественно-экономических формаций
(первобытнообщинной, рабовладельческой,
феодальной, капиталистической, коммунистической).
В отличие от Маркса
западные ученые XX в. рассматривали исторический
процесс как чередование одних и тех же
«циклов» круговорота локальных цивилизаций.
Крупнейший представитель этой теории
– англичанин А. Тойнби. Несмотря на то,
что выделенные им 13 основных цивилизаций
развиваются независимо друг от друга,
все они проходят в своем развитии одни
и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель
2.Основные
подходы к изучению истории.
Методология, принципы и
Существует несколько подходов к изучению истории. Ученые, придерживающиеся материалистических позиций, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. При объяснении причинности приоритет отдается экономике, обществу. Либеральные историки считают, что история изучает самого человека, личность в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени».
Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.
К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:
1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;
2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;
3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;
4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.
Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.
Принципы и источники исторической науки:
Под историческим источником в настоящее время понимается продукт культуры, результат деятельности человека. Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы.
3.Вспомогательные исторические дисциплины.
Вспомогательные исторические дисциплины, собирательное
название ряда научных дисциплин, изучающих
определённые виды или отдельные стороны
формы и содержания исторических источников.
Наиболее широкой из всех дисциплин
является источниковедение(ком
4.Специфика российской
цивилизации. Особенности
Специфика российской цивилизации:
История России – часть мирового исторического процесса, но она имеет свои особенности развития. На развитие России сказались природа и климат, соотношение размеров территории и её заселенности, многонациональный и многорелигиозный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы и т.д.
Выделяют 3 т.з. на проблему русской истории:
1.Концепция однолинейности мировой истории. Её сторонники считают, что все страны мира проходят общие для всех стадии развития, а особенности в развитии России они трактуют, как проявление отсталости России и русских. Этой т.з. придерживался историк Соловьев.
2.Концепция многолинейности мировой истории. Её сторонники полагают, что история состоит из множества цивилизаций. Её придерживался Данилевский.
3.Авторы этой т.з. пытаются применить оба указанных подхода. Её сторонники выделяют 3 условия развития государства: 1 заключается во внутренней тенденции общества, 2 в особенностях материальной среды и 3 зависит от влияния личности на ход исторических процессов.
5. Восточные славяне в догосударственный период. К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. Античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах”
В эпоху великого переселения
народов славян на Дунае стали
теснить.Славяне стали дробиться.
Часть славян осталась
в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут
болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы,
черногорцы).
Другая часть славян переселилась
севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки).
Третья часть славян двинулась на северо-восток,
на Восточноевропейскую равнину. Позже
они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).
ВVI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине, где жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. На юго-востоке, соседями восточных славян стали степные кочевники-тюрки. В те времена, народы ведущие оседлый и кочевой образ жизни - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счёт набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи.
Территория восточных славян. В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Согласно летописи "Повесть временных лет", восточные славяне расселились: поляне - по берегам Днепра, северяне - в бассейне рек Десна и Сейм; радимичи - на верхних притоках Днепра; древляне – по реке Припять; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - по Полоте; ильменские словене - по рекам Волхов, Щелони, Ловати, Мсте; кривичи - в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги; вятичи - в верховьях Оки; бужане - по Западному Бугу; тиверцы и уличи - от Днепра до Дуная; белые хорваты - северную часть западных склонов Карпат.
Путь "из варяг в греки". Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.