Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

2.docx

— 383.87 Кб (Скачать)

Занятия восточных  славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя. 
 
 Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами. 
 
 Общественные отношения. Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече. 
 
 Религия восточных славян. Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была и религия. Как и другие древние народы, в частности древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог- бог Вселенной, напоминающий Зевса.

Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь- были носителями света и тепла. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя домашних животных.

По мере слияния  славян с некоторыми иранскими и  угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон.

Так, в VIII-IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который пришел из иранских племен.

Единственным крупным  женским божеством была Мокошь, которая олицетворяла рождение всего живого.

Со временем, уже  по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, на первый план все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством. К IX в. Он стал главным богом восточных славян.

 

             6.Образование Древнерусского государства.                                                                    Проблема норманнизма. 

 

Первые  упоминания о Руси. Первое государство в землях восточных славян получило название Русь. По имени его столицы- города Киева.

Первые упоминания имени Русь относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е. к V-VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, а арабы- русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том, же народе

860г дотировано  сообщение византийских источников  о нападении Руси на Константинополь.  Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в Среднем Поднепровье.

Из этого  же времени доходят сведения о применении названия Русь и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержаться они в « Повести временных лет» и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.

Летопись  под 862г. Сообщает  о призвании  племенами новгородских словен, кривичей и чуди - варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест:  « Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси».

Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.

Таким образом, название Русь появилось в восточно - славянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.

На основании летописи  о варягах некоторые ученые в XVIII- XX вв. создали норманнскую теорию происхождения Русского гос. Ее суть заключается в том, что государство на Русь было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры.

          7.Принятие христианства на Руси.

При Владимире  произошло одно из величайших событий  в русской истории - Русь приняла  христианство. Среди киевских дружинников  христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву. Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства.“Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняются богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестились на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозаика и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кириллица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов. Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами. 

                     8. Киевская Русь в Х веке:

А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец

1. В 980 г. великим киевским  князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников — вторично покорил радимичей и вятичей. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей (а у него их было 12 от нескольких браков) он посадил наместниками в главные города Руси — Новгород, Ростов, Муром. Но при этом был обойден старший сын Святополк, впавший в немилость отца.

2. При Владимире приобретает  значение западное направление  внешней политики Руси. Сильное  государство поляков и польская  католическая церковь признали  главенство Папы Римского. Русь  и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить  юго-западные города Червень,  Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси.

3. Однако главной заботой  Владимира была борьба с печенегами, которые грабили русские города, а население уводили в рабство.  Борьба с кочевниками становилась  общегосударственным делом. Для  защиты от их набегов Владимир  строил системы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов,  стены с башнями и башни  для сигнальных костров. Был  построен город-крепость Белгород. В течение часа киевский князь  знал о приближении врага. По  указу Владимира в дружину  стали набирать молодых людей  с Русского Севера: новгородцев,  смолян, вятичей. Натиск печенегов  был остановлен. 

 

Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение

1. При Владимире произошло  великое событие в русской  истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало  среди большинства населения,  верховным был бог войны —  громовержец Перун. Но среди  киевских дружинников уже были  христиане. Христианкой была княгиня  Ольга, хотя ее сын Святослав  оставался язычником и подвергал  гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить  языческую веру, создав единый  пантеон языческих богов во  главе с Перуном. Однако язычество,  будучи системой демократических  пережитков древности, не могло  стать духовной основой объединения  древнерусского общества в условиях  развивающихся феодальных отношений,  создания прочного государства  и укрепления власти князя.

2. Соседние с Киевской  Русью государства исповедовали  религии, основу которых составлял  монотеизм, т. е. вера в единого  Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

3. Можно выделить следующие  причины, которые обусловили принятие  Русью христианства:

> во-первых, язычество приводило  к изоляции Руси от христианского  мира Европы, тормозило развитие  международных связей и торговли;

> во-вторых, язычество мешало  стабилизации и укреплению феодального  строя на Руси;

> в-третьих, требовалась  новая идеология, которая помогала  бы утверждению в стране новых  отношений — господства и подчинения;

> в-четвертых, монотеизм  христианской религии укреплял  авторитет княжеской власти, способствовал  единению Руси;

> в-пятых, появляющееся  социальное неравенство на Руси  требовало новой идеологии, которая  могла бы оправдать богатство  одних и бедность других, утешить  людей, попавших в зависимость  от феодала, обещая им лучшую  жизнь в ином мире.

4. Вернувшись в 988 г.  в Киев с женой Анной, Владимир  приказал уничтожить языческих  идолов, статую Перуна бросить  в воду. Приобщение к новой  религии князь начал с крещения  киевлян. В Киеве все жители  города вошли в реку Днепр,  и священники провели обряд  крещения. Обращение в христианство  населения других русских городов  заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было  в большой силе, и жители ожесточенно  сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены  были поджечь пригород и, угрожая  оружием, заставили новгородцев  креститься в реке Волхов. «Мечом  и огнем Русь крещена была»,  — говорили современники. С таким  же трудом вводилось христианство  в Ростове, других землях, особенно  в лесных районах. На Руси  возникло двоеверие: христиане  молились в церкви, имели дома  иконы, но одновременно справляли  языческие праздники — Масленицу,  Ивана Купалу, сохранилась вера  в леших, домовых, русалок. Лишь  через 200— 300 лет христианство  было принято всем народом.

5. Принятие христианства  имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую,  политическую, духовную и культурную  жизнь русского народа:

> во-первых, церковь оказывала  значительное воздействие на  политическую жизнь, поддерживала  усилия князей в борьбе за  единство Руси, стояла во главе  общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

> во-вторых, принятие христианства  коренным образом изменило международное  положение Киевской Руси, уравняло  ее с остальными европейскими  государствами, привело к установлению  более тесных связей с соседними  христианизированными странами;

> в-третьих, церковь  способствовала формированию и  развитию княжеских и боярских  вотчин, а также появлению крупного  церковного и монастырского землевладения;

> в-четвертых, принятие  христианства способствовало широкому  проникновению византийской культуры  и искусства, повлияло на развитие  ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были  переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись  возникли на Руси благодаря  христианству;

> в-пятых, церковь способствовала  распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных  книг, летописных сводов и философских  трактатов, при монастырях открывались  школы, библиотеки;

> в-шестых, христианство  укрепляло моногамную семью, устраняло  ряд жестоких, варварских обычаев:  принесение плененных врагов  в жертву языческим богам, убийство  жен, рабынь, слуг на похоронах  мужей и господ, что способствовало  увеличению населения.

Вместе с тем церковь  оказывала и негативное влияние  на русскую жизнь и быт. Она  отстаивала интересы господствующего  класса, помогала закабалению свободных  общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу. 

 

В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная  и военная деятельность

1. Великий киевский князь  Ярослав (1019—1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира  Святого, не был героем былин  и сказаний. Но летопись говорит  о нем как о великом государственном  деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава  к власти предшествовала острая  борьба, которую он вел с братом  Святополком.

2. Правление Ярослава  Мудрого — время расцвета Руси. На западном берегу Чудского  озера был основан город Юрьев,  киевляне ходили в Литву. Был  заключен выгодный договор с  Польшей, Русь оказала ей помощь  в войне с Чехией. Дружескими  стали отношения Руси со Швецией  (Ярослав женился на дочери  шведского короля). В 1036 г. под  Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники — половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"