Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

2.docx

— 383.87 Кб (Скачать)

 

10.Русские земли в  период феодальной раздробленности.

 

В XII в. Русь вступает в период феодальной раздробленности. Это был исторически закономерный этап развития феодального общества, через который прошли и страны Западной Европы. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств и земель. Тенденция к феодальной раздробленности  проявилась еще в XI в., но условно принято считать началом раздробленности Киевской Руси смерть князя Мстислава Владимировича в 1132 г.  
Одной их главных причин раздробленности Древнерусского государства (как и других феодальных государств) явился бурный рост производительных сил общества.  Прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. Подъем ремесла и торговли ускорил развитие новых городских центров. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 300 городов. Усложнялась социальная структура русского общества.  Крупное боярство, торговцы, ремесленники, городские низы, крестьяне. В этот период не только князья, но и бояре обзаводились земельными владениями – вотчинами, что прочно привязывало их к местным центрам и местным князям. 
Киев терял свою роль в жизни русских земель. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов в Константинополь и крымские города. Половцы постоянно опустошали земли Южной Руси, население стало искать более спокойные места для жительства. Таковыми являлись внешнеполитические причины. 
К внутренним политическим причинам, способствовавшим раздробленности русских земель, следует отнести, во-первых, порядок наследования великокняжеского престола и, во-вторых, княжеские усобицы по поводу Киевского стола.  
Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское,Новгородское.  
До IX в. в крае жили восточно-финно-угорские племена (меря, весь, мурома), которые слились со славянами (вятичами и кривичами). В крае было много лесов, которые служили защитой от внешних врагов и основой многих промыслов. Население занималось земледелием, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, боровым промыслом. В городе и селе были развиты ремесла. Обилие рек способствовало развитию торговли. Важнейший торговый путь проходил по реке Волге. Усилившийся приток переселенцев из Новгородской и Смоленской, а затем из южных земель в конце XI в. способствовал быстрому развитию Ростово-Суздальской земли. 
 
Расцвет Северо-восточной Руси связывают с деятельностью Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) и Всеволода Юрьевича (1176–1212 гг.). Андрей Боголюбский являл собой образец динамичного феодального правителя. Он был храбрым полководцем, целеустремленным и жестоким государственным деятелем, властолюбивым человеком. Андрей перенес столицу во Владимир-на-Клязьме. В своих действиях он опирался на феодалов-дворян,. Его политика была направлена на укрепление авторитета Владимиро-Суздальского княжества. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси. Самовластие князя порождало заговоры, в результате одного из них Андрей Боголюбский был убит (1174 г.). После двухлетней феодальной усобицы престол занял Всеволод, получивший прозвище Большое Гнездо. Он продолжил политику расширения влияния Северо-восточной Руси. Но после смерти Всеволода Юрьевича само Владимирское княжество распалось на семь образований. 
Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья реки Волги и от Прибалтики до Урала. Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей. Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою независимость. Неплодородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень развития ремесла и торговли. 
В Новгородской республике сложился особый общественно-политический строй. Для Новгорода характерно было призвание князя на престол. Князь был, прежде всего, военачальником, исполнял представительные функции, был символом единства новгородских земель. Его права и обязанности были оговорены в ряде (договоре) между князем и городом, причем город мог прогнать князя в любой момент. Такое положение сложилось после восстания горожан в 1136 г. Новгород прогнал князя, отделился от Киева и стал боярской республикой. 
Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Тысяцкий возглавлял городское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви, хранителем эталонов мер весов, скреплял печатью договоры с иностранцами. 
Новгород вел постоянную борьбу за независимость против соседних княжеств, стремящихся подчинить себе богатый город. Он являлся торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны. 
Таким образом, в XII в. Древнерусское государство вступило в период феодальной раздробленности.

 

 

    11.Культура Руси в домонгольский период.

 

Становление культуры Руси по времени совпадает со становлением русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась  как средоточие огромного для  того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

На развитие русской  культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным  влияниям. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное  влияние соседней Византии, которая  в то время была одним из наиболее культурных государств мира. Таким  образом, культура Руси складывалась с  самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных  культурных направлений, стилей, традиций. Русь адаптировала их к своим культурным традициям.

Долгие  годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась  под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием  Русью христианства положение резко  изменилось. Прежде всего, новая религия  претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений  о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. 

Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих  влияний привело к тому, что  в мировой истории называют феноменом  русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко  гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в  живописи; постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе.

Начало Русского летописания. Первые летописи 

Древнейшие летописные тексты были не раз переписаны и  отредактированы, прежде чем попали в своды, которые уцелели до наших  дней. Составление самого старого  из этих сводов отделено от зарождения летописания не одним столетием. Осторожно, слой за слоем снимая поздние напластования, исследователи приближаются к древнейшим текстам. Однако чем древнее слой, тем меньше уверенности в точности выводов.

Учёные по-разному  отвечают на вопрос о том, когда и  с чего началось летописание Древней  Руси. Одни считают, что первые краткие  летописи появились уже в X или  даже в конце IX в., т. е. ещё до принятия христианства, с которым обычно связывают  начало древнерусской письменной культуры Руси. Другие склоняются к выводу, что  случилось это в первой половине XI в., причём образцами для древнерусских летописей послужили, вероятно, иностранные – прежде всего византийские - хроники. Третьи полагают, что их появлению предшествовали какие-то не летописные исторические сочинения.

Как пример не летописных  сочинений  историки приводят сказание о первых русских христианах и распространении  христианства на Руси, которое впоследствии (во второй половине XI в.) было пополнено  различными материалами и превратилось в древнейшую  летопись. Первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-е гг. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?-1088).

Труд Никона лёг  в основу другого летописного  свода, который был составлен  в том же монастыре два десятилетия  спустя. В научной литературе он получил условное название «Начальный свод». Безымянный его составитель  пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными  сведениями из других русских городов, а также материалами не летописного  характера, в числе которых были, видимо, и византийские хронографы.

«Повесть временных  лет».

На основе летописной традиции XI в. родился величайший летописный памятник эпохи киевской Руси –  «Повесть временных лет». Своё название она получила по первым строчкам

«Повесть временных  лет» была составлена в Киеве в 10-е  годы XII веке. По мнению некоторых историков, её вероятным составителем был монах  Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими  своими  сочинениями. При создании «Повести временных лет» её составитель привлёк многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной древнерусской литературы, устные предания.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами  территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племён. В «Повести временных лет» подчёркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в IX в. братьями Кириллом и Мефодием.

 Иконопись в Киевской Руси

Как мы знаем, икона  возникла до зарождения древнерусской  культуры и получила распространение  во всех православных странах. Но нигде  иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.

Иконы на Руси появились  в результате миссионерской деятельности византийской Церкви  в  тот  период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.  Что особенно важно и что явилось для  русского  церковного искусства сильным внутренним побуждением,  это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения  духовной  жизни  в самой Византии,  эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито,  как в  Византии.  И  в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства,  непревзойденный шедевр – икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Архитектура X –  первой половины XIII веков

Недаром говорят, что  архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это  относится с некоторой поправкой. Еще в языческую  пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоделы».

Русь долгие годы была страной деревянной, и её архитектура, крепости, терема, избы строились из дерева. Архитектурный стиль народа дошёл до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях  и рисунках или  по письменным источникам. Летописец  оставил  нам  свидетельство,  что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского  кремля стоял тринадцатиглавый  деревянный  Софийский   собор,  срубленный  новгородцами  в  конце  Х в.  Вполне  возможно, что  у  восточных славян были свои рубленые деревянные  храмы,  и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие,  таким  образом,  было исконно  национальной  чертой  русского зодчества,  восприняты  затем  искусством  Киевской  Руси.

    

  1. Развитие Великого Новгорода. Особенности новгородской демократии.

 

Став  важным центром Древнерусского государства, Новгород способствовал процветанию  ремесел. Неутомимые новгородские труженики  — ремесленники и торговцы, крестьяне  и мастеровые — умножали богатства  Нов города, осваивали обширные территории, чем обогащали социальную верхушку. 
Осознав свою экономическую и политическую силу, новгородское боярство повело борьбу с Киевом за власть. Когда идея автономии Новгорода была поддержана всеми социальными группами Новгорода, он стал республикой.

 

Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых  органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части  города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально  вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшем важнейшие  вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя. К собраниям  подготавливалась повестка дня, кандидатуры  избираемых должностных лиц. Решения  на собрании должны были приниматься  единогласно. Имелись канцелярия и  архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Организационным  и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная  деятельность, созыв веча) являлся  боярский совет, включавший наиболее влиятельных  лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под  председательством архиепископа.

Формально-юридически городское вече было высшим органом власти. Ему принадлежали высшие права в издании законов, заключений международных договоров, вопросах войны и мира, оно утверждало князей и выбирало высших должностных лиц, утверждало налоги и т.д. В вечевых собраниях участвовали взрослые свободные мужчины. В деятельности этого органа много неясного. Считалось, что вече собиралось по звону колокола на Ярославском дворище. Однако раскопки показали, что на дворище могло поместиться несколько сот человек, но никак не все жители. Вероятно, там собиралась какая-то элитарная часть жителей, и трудно разделить отношения ее с остальной массой свободных участников вече. 
В.О. Ключевский считал, что в работе вечевого собрания было много анархии, усобиц, шума и крика. Четких способов голосования не существовало. Тем не менее выступления проходили со специального места — степени (трибуна), руководил вече степенный посадник, велось делопроизводство и имелся архив документов. Но решения вечевых собраний зачастую «подготавливались» городской администрацией и интересов граждан не выражали. 

О.В. Мартышину удалось выделить основные наиболее полномочия веча: 
. заключение и расторжение договора с князем; 
. избрание и смещение посадников, тысяцких, владык; 
. назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции; 
. контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц; 
. Законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота; 
. внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые отношения с 
Западом; 
. распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель; 
. установление торговых правил и льгот; 
. установление повинностей населения, контроль за их отбыванием; 
. контроль за судебными сроками и исполнением решений; в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"