Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:37, шпаргалка
Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "История"
3. При Ярославе значительную
роль в обществе стала играть
церковь. В Киеве был
Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси
1. Сложившаяся структура
древнерусского общества нашла
свое отражение в старейшем
своде законов — «Русской
2. В «Правде Ярослава»
закон еще допускал кровную
месть за убийство человека, но
мстить могли только близкие
родственники (брат, отец, сын). А в
«Правде Ярославичей» месть
3. В Законе уже были
видны черты социального
4. «Русская Правда» регулировала
отношения между людьми в
Д. Княжение Владимира Мономаха
1. В конце XI в. начинается
процесс распада Руси. Основными
причинами его являются
> утверждение феодальных
отношений привело к
> рост крупных городов
— Смоленска, Чернигова,
2. В 1097 г. впервые в
истории Руси крупные князья
съехались в родовой замок
внука Ярослава Мудрого —
3. На время остановить
распад Руси удалось великому
киевскому князю Владимиру
Умер Владимир Мономах в 1125 г., 72 лет от роду. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.
9.Эволюция восточнославянской государственности в ХI - начале ХII в. Деятельность Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха
Эволюция восточнославянской гос-ти:
Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и политического развития общества. Различают несколько причин феодальной раздробленности. Экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы. Эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование. В каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с великим киевским князем; кроме того, местному боярству нужна была сильная княжеская власть на местах. Внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьёзной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашёл уже слишком далеко. Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства. Она явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель. Положительные черты - вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях. Отрицательные последствия - с течением времени постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель. История и политическая судьба Галицко-Волынского княжества На юго-западе от Киева лежали крупные древнерусские города Галич и Волынь. Галицкие земли отличали теплый климат, богатая природа, плодородная почва, близость к Византии и западным государствам. Эти земли были богатейшей областью на Руси. Их называли Червонной (Красной) Русью.
Старшему сыну - Андрею - передал Вышгород - пригород Киева. Андрею Владимировичу было уже 30 лет, все эти годы прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой. Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, может быть поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, он покинул Вышгород и отправился в родную Ростово-Суздальскую землю. Уход Андрея из Киева сыграл судьбоносную роль в русской истории. По преданию, Андрей тайком увёз с собой местную религиозную святыню - икону Богоматери. Когда конь, вёзший эту икону, оказался рядом с Владимиром, то вдруг встал и не хотел идти дальше. Андрей посчитал это особым знаком: значит, сама Богородица захотела пребывать здесь. На том самом месте Андрей заложил село, назвал его Боголюбово. Боголюбово сделалось его любимым местом пребывания. Сам же он на века получил прозвище "Андрей Боголюбский". Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский резко отличался среди остальных русских князей. После смерти отца бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея Боголюбского своим князем. Бояре не хотели, чтобы к ним присылали князя из Киева. Так, Ростово-Суздальская земля стала самостоятельным княжеством. Бояре надеялись, что в благодарность, Андрей будет править вместе с ними. Но Андрей сразу же стал укреплять в княжестве свою собственную власть: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также пытался подчинить своей воле других русских князей. В 1169 г. он со своей дружиной взял Киев, подверг его страшному разгрому, но править в нём не стал, вновь ушёл на север. Столицу своего княжества он перенёс из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. После этого княжество стало называться Владимиро-Суздальским. Андрей Боголюбский стал возвышать свою столицу. Он построил, как в Киеве, парадный въезд в город - Золотые ворота. Он стал показывать всем, что находится под особым покровительством Богородицы: для привезённой иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы организовал новый религиозный праздник - Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), который со временем стал одним из самых любимых на Руси. Во Владимире началось "житие", прославление иконы из Вышгорода. Она получит название "Владимирская". Икона Владимирской Богоматери сыграет колоссальную роль в становлении русской государственности. В критические моменты русской истории русский народ всегда будет просить её заступничества. Андрей Боголюбский попытается учредить свою церковную митрополию, независимую от Киева. Но константинопольский патриарх не дал своего согласия на учреждение во Владимире, но уже брат Андрея - Всеволода Большое Гнездо - великим владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире. Религиозный центр Руси стал перемещаться во Владимир. История Киевской Руси закончилась. Началась история Руси Владимирской. Во Владимире Андрей пережил страшный удар - кончину своего совсем ещё молодого сына Изяслава после ранений в боях с половцами.
Новгород в хозяйственных
Ярослав Мудрый
(годы правления - 1019-1054) пришел к власти,
победив Святополка Окаянного.
В 1036 г. Ярослав
разбил печенегов возле Киева и соорудил
на этом месте Софийский собор. Он отстроил
Киев, возвел новые стены с Золотыми воротами.
Открыл первые на Руси школы (в Киеве и
Новгороде), создал при церквях библиотеки,
пригласил из Европы деятелей культуры.
При нем возник Киево-Печерский монастырь.
По его приказу был построен Софийский
собор в Новгороде.
Ярослав укрепил
международные связи политическими браками
с такими странами, как Швеция, Франция,
Норвегия, Польша, Византия.
Ярослав составил
первый на Руси сборник законов - "Русская
Правда".
Ярослав получил
прозвище "Мудрый" за свою многогранную
деятельность первого русского просветителя.
Владимир
родился в 1053 году, за год до смерти
своего деда Ярослава (1054). Любимый сын
Всеволода, Великого Киевского князя.
Мать - Анна, последняя жена Всеволода.
Дочь византийского императора Константина
Мономаха, Византийская царевна. У Владимира
было три имени: Владимир - княжеское,
Василий – крестное, Мономах – дедовское
(со стороны матери).
Великий Киевский
князь Всеволод завещал своему сыну Владимиру
Великое княжение, но он отказался и провозгласил
Великим Киевским князем своего двоюродного
брата Святополка II Изяславича.
Вместе со Святославом
и без него участвовал во многих походах
против половцев. Были и поражения и победы.
Борьба с половцами была затяжной. Да и
половцы не стремились к завоеванию земель.
Их целью были грабежи, которые российским
князьям никак не удавалось прекратить,
хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение
половцев Владимир Мономах выступал инициатором,
вел наступательную политику и, если была
такая возможность, старался закончить
дело миром. По словам Владимира, он девятнадцать
раз заключал договор с половцами.
Владимир пользовался
народной любовью и снискал себе славу
миротворца и победителя половцев. С другими
князьями старался поддерживать мир. Не
желая устраивать сражение, в 1094 году ушел
из Чернигова в Переславль, где княжил,
а позже передал Переславль брату Ростиславу,
а сам княжил в Смоленске.
В 1113 году умер
Святополк, и киевляне решили, что следующим
киевским князем должен стать Владимир
Мономах, но Владимир медлил. Послав к
нему во второй раз гонцов, он снова отказался
стать великим князем, считая, что княжество
должно перейти к его двоюродным братьям
Святославовичам по праву старшинства.
Киевляне не желали слышать ни о каком
другом князе. "Спаси нас, говорили их
Послы, от неистовства черни; спаси от
грабителей дом печальной супруги Святополковой,
собственные наши домы и святыню монастырей".
Владимир дал согласие, приехал в Киев
и принял Великое княжение.
Время правления
Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти,
было самым лучшим для Киевской Руси. Ни
половцы, ни другие племена не беспокоили
Русь в это время. В 1116 году Владимир сам
послал своего сына Ярополка на Дон, где
тот завоевал у половцев три города и привез
себе жену ясского хана. Мстислав, другой
сын Владимира, вместе с новгородцами
побил чудь на балтийском побережье. В
1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один
из десяти сыновей его, разгромил болгар
на Волге.
В русской истории
Владимир Мономах известен не только как
"собиратель русских земель", но и
законодатель. Ростовщики устанавливали
высокие проценты, и первым делом Владимира
стало ограничение "ростов" и внесение
этого ограничения в законодательство.
Ко времени Мономаха
можно отнести постановление о наследстве.
По русскому праву все сыновья наследовали
поровну, а дочери получали приданое при
замужестве. Каждый мог распорядиться
своим имуществом по завещанию. Имение
жены оставалось неприкосновенным для
мужа. Если после смерти мужа, вдова не
выходила снова замуж, то она оставалась
хозяйкой в доме покойного мужа и дети
не могли ее выгнать.
Перед своей
смертью Мономах поучает своих детей не
давать сильным губить слабых, защищать
вдов, сирот и убогих. Всякого встречного
обласкать добрым словом, посещать больных
и отдавать последний долг мертвым, помня,
что все смертны. Уважать старших как отцов,
а младших как братьев. Относительно войны
советует детям снаряжать войско самим,
а не надеяться на воевод. Во время походов
не предаваться сну и не пировать.