Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:41, шпаргалка

Краткое описание

А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

Файлы: 1 файл

istoria.doc

— 717.50 Кб (Скачать)


1.                   Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания

А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: исто­рия мира в целом {всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдель­ных стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеогра­фия — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических назва­ний; краеведение — историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее истори­ческие источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение зако­номерностей в развитии исторической науки.

История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими наука­ми, экономической теорией, математикой, математической стати­стикой, языкознанием, литературоведением и др. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, исто­рия музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как истори­ческая география, историческая геология и др.

Б) функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций.

*Первая — познава­тельная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении историче­ского пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

*Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений.

*Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.

*История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патрио­тизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки об­щества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими катего­риями, видеть общество в развитии, оценивать явления общест­венной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с по­следующим ходом развития событий.

В) Источники и методы познания истории

В исторической науке существует четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы изучения истории. Исторический метод — это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание.К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.

Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.

*Наиболее распространенным в исторических исследованиях, является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее - к общему и всеобщему.

*Историко-сравнительный метод так же, как историко-генетический, один из наиболее распространенных. Объективной основой для его использования служит то, что общественно-историческое развитие - это повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие события, происходившие в разное время и разных масштабах, во многом сходны, во многом отличны друг от друга. Поэтому, сравнивая их, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений.

*Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.

*В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще бывает свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии.

Г) Принципы изучения исторических фактов

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Основными научными принципами являются следующие:

*Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообуслов­ленности.

*Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схе­му. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положи­тельных, так и отрицательных сторон.

*Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интере­сов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

*Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на ос­нове анализа объективных реальностей и возможностей.             

 



2.                   Основные концепции исторического процесса

Существуют исторические концепции, которые классифицируются по направленности исторического процесса. В этом случае выделяют линейные и циклические концепции.

Линейные концепции.

Сторонники линейной концепции (Карл Маркс, Гегель, Бердяев) рассматривают историю как поступательную, поэтапную организацию какой-либо идеи. В линейной концепции можно выделить: христианскую концепцию истории и рационалистическую концепцию истории.

Христианская концепция(IV-XVIIIвв) в рамках религиозных воззрений формирует основные проблемы  и идеи исторической науки:

1.      Вопрос о смысле и содержании истории

2.      Вопрос о начале и конце истории

3.      Вопрос о соотношении общества и природы

Рационалистическая концепция сформировалась в период Нового времени, когда религия не могла объяснить происходящие в обществе изменения.

Рационализм – влияние разума человека на его деятельность. Отправной точкой создания рациональной концепции истории является романтический культ великой личности (Шиллер, Вальтер – Скотт, Фихте), нашедший позднее философско-теоретическое обоснование в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса. И Гегель, и Маркс считали, что история универсальна и в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит несколько степеней: у Гегеля: восточный, греко-римский и германский. Маркс выдвинул идею движения истории через общественно-экономические формации:

1.      Первобытнообщинный строй

2.      Рабовладельческий строй

3.      Феодальный строй

4.      Капиталистический строй

5.      Коммунистический строй.

Маркс считал, что главным в отношениях является развитие способа производства, включающий в себя развитие производительных сил и производственных отношений. По мнению Маркса в обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, человек ценен настолько насколько он является товаром. Общество расслаивается, возникает социальное неравенство. Следствием социальной дифференциации и является государство.

Циклические или культурно-исторические концепции

В основу культурно-исторической концепции легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что историческое пространство заполнено самобытными регионо-культурными

 

 

 



3.       Исследователь и исторический источник

В исторической науке существует несколько видов источников:

1.      Вещественные (могильники, орудия труда, одежда, украшения, предметы быта и т.д.)

2.      Письменные (иероглифическое письмо, клинопись, летописи, берестяные грамоты)

3.      Изобразительные (наскальная живопись, карты, схемы, архитектурные сооружения и т.д)

4.      Этнографические (сохранившиеся обычаи и традиции)

5.      Устное народное творчество или фольклор (легенды, мифы, сказания)

6.      Фонический (речи Сталина, гитлера)

7.      Кино, фотодокументы

Историческими источниками занимается такая наука как источниковедение. Вспомогательная дисциплина историография изучает взгляды, идеи и концепции историков, а также закономерности в развитии исторической науки.

Интерпретация – переход исторического факта в историческую науку.

Теория пассионарности Л.Н.Гумилева:

Каждого этноса есть свой пассионарный дух – это биопсихическая энергия в сочетании с географическими, климатическими, этническими и другими особенностями. Благодаря этой энергии этнос выходит из состояния равновесия с природой, ведет завоевательные войны, создает свое государство и культуру и по мере того, как пассионарный дух угасает, этнос слабеет и становится добычей более молодого этноса, но не исчезает. А превращается в супер этнос.

Пассионарный дух продолжается около 800-1500 лет.

 



4.       От общинно-родового строя к эпохе классообразования

Варианты периодизации древнейшей истории

Первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). В древнейшей эпохе выделяются три периода:

1.      каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.):

a.      древнекаменный (палеолит)

b.      среднекаменный век (мезолит)

c.      новый каменный век (неолит)

d.      переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит)

2.      бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

3.      железный век (с 1 тыс. до н.э.).

Антропогенез (происхождение человека)

Процесс антропогенеза в своем развитии прошел 3 стадии:

1.      появление антропогенных предков человека – австралопитеков (отличались использованием природных предметов в качестве орудий) – 4-2 млн.лет назад

2.      появление древнейших и древних людей – ранние гоминиды: питекантропы  и синантропы (изготовляли каменные орудия труда); возможно прародина человека находится в Африке и юго-восточной Азии (750-200 тыс лет назад)

3.      появление человека современного типа – поздние гоминиды: неандертальцы и верхние палеолитические люди (250-40 тыс  лет назад)

Человек современного физического типа – кроманьонец – появился на 3-ем этапе антропогенеза, это люди высокого роста с прямой походкой. На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез. Колоссальный ледник, появившийся около 100 тыс лет тому назад, делит историю первобытного общества на 3 периода:

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"