Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:41, шпаргалка
А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.
1. Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания
А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом {всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение — историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.
Б) функции исторического познания
История выполняет несколько социально значимых функций.
*Первая — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
*Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
*Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.
*История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
В) Источники и методы познания истории
В исторической науке существует четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы изучения истории. Исторический метод — это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание.К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.
Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.
*Наиболее распространенным в исторических исследованиях, является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее - к общему и всеобщему.
*Историко-сравнительный метод так же, как историко-генетический, один из наиболее распространенных. Объективной основой для его использования служит то, что общественно-историческое развитие - это повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие события, происходившие в разное время и разных масштабах, во многом сходны, во многом отличны друг от друга. Поэтому, сравнивая их, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений.
*Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.
*В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще бывает свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии.
Г) Принципы изучения исторических фактов
Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Основными научными принципами являются следующие:
*Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
*Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
*Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
*Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
2. Основные концепции исторического процесса
Существуют исторические концепции, которые классифицируются по направленности исторического процесса. В этом случае выделяют линейные и циклические концепции.
Линейные концепции.
Сторонники линейной концепции (Карл Маркс, Гегель, Бердяев) рассматривают историю как поступательную, поэтапную организацию какой-либо идеи. В линейной концепции можно выделить: христианскую концепцию истории и рационалистическую концепцию истории.
Христианская концепция(IV-XVIIIвв) в рамках религиозных воззрений формирует основные проблемы и идеи исторической науки:
1. Вопрос о смысле и содержании истории
2. Вопрос о начале и конце истории
3. Вопрос о соотношении общества и природы
Рационалистическая концепция сформировалась в период Нового времени, когда религия не могла объяснить происходящие в обществе изменения.
Рационализм – влияние разума человека на его деятельность. Отправной точкой создания рациональной концепции истории является романтический культ великой личности (Шиллер, Вальтер – Скотт, Фихте), нашедший позднее философско-теоретическое обоснование в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса. И Гегель, и Маркс считали, что история универсальна и в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит несколько степеней: у Гегеля: восточный, греко-римский и германский. Маркс выдвинул идею движения истории через общественно-экономические формации:
1. Первобытнообщинный строй
2. Рабовладельческий строй
3. Феодальный строй
4. Капиталистический строй
5. Коммунистический строй.
Маркс считал, что главным в отношениях является развитие способа производства, включающий в себя развитие производительных сил и производственных отношений. По мнению Маркса в обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, человек ценен настолько насколько он является товаром. Общество расслаивается, возникает социальное неравенство. Следствием социальной дифференциации и является государство.
Циклические или культурно-исторические концепции
В основу культурно-исторической концепции легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что историческое пространство заполнено самобытными регионо-культурными
3. Исследователь и исторический источник
В исторической науке существует несколько видов источников:
1. Вещественные (могильники, орудия труда, одежда, украшения, предметы быта и т.д.)
2. Письменные (иероглифическое письмо, клинопись, летописи, берестяные грамоты)
3. Изобразительные (наскальная живопись, карты, схемы, архитектурные сооружения и т.д)
4. Этнографические (сохранившиеся обычаи и традиции)
5. Устное народное творчество или фольклор (легенды, мифы, сказания)
6. Фонический (речи Сталина, гитлера)
7. Кино, фотодокументы
Историческими источниками занимается такая наука как источниковедение. Вспомогательная дисциплина историография изучает взгляды, идеи и концепции историков, а также закономерности в развитии исторической науки.
Интерпретация – переход исторического факта в историческую науку.
Теория пассионарности Л.Н.Гумилева:
Каждого этноса есть свой пассионарный дух – это биопсихическая энергия в сочетании с географическими, климатическими, этническими и другими особенностями. Благодаря этой энергии этнос выходит из состояния равновесия с природой, ведет завоевательные войны, создает свое государство и культуру и по мере того, как пассионарный дух угасает, этнос слабеет и становится добычей более молодого этноса, но не исчезает. А превращается в супер этнос.
Пассионарный дух продолжается около 800-1500 лет.
4. От общинно-родового строя к эпохе классообразования
Первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). В древнейшей эпохе выделяются три периода:
1. каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.):
a. древнекаменный (палеолит)
b. среднекаменный век (мезолит)
c. новый каменный век (неолит)
d. переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит)
2. бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),
3. железный век (с 1 тыс. до н.э.).
Антропогенез (происхождение человека)
Процесс антропогенеза в своем развитии прошел 3 стадии:
1. появление антропогенных предков человека – австралопитеков (отличались использованием природных предметов в качестве орудий) – 4-2 млн.лет назад
2. появление древнейших и древних людей – ранние гоминиды: питекантропы и синантропы (изготовляли каменные орудия труда); возможно прародина человека находится в Африке и юго-восточной Азии (750-200 тыс лет назад)
3. появление человека современного типа – поздние гоминиды: неандертальцы и верхние палеолитические люди (250-40 тыс лет назад)
Человек современного физического типа – кроманьонец – появился на 3-ем этапе антропогенеза, это люди высокого роста с прямой походкой. На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез. Колоссальный ледник, появившийся около 100 тыс лет тому назад, делит историю первобытного общества на 3 периода: