Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:41, шпаргалка

Краткое описание

А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

Файлы: 1 файл

istoria.doc

— 717.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

8.      Киевская Русь: политическое социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с соседями

 

Киевская Русь — это общество с относительно высокой степенью развития государственности.

Киевская Русь, как политическое объединение, начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной. В 882 г. дружинники Рюрика Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам и остались править Киевом.

Завершается формирование Киевской Руси в качестве политического и культурного центра при Владимире I Святославовиче (980—1015), объединением западных славян, волынян, хорватов и принятием христианства.

Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. Утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями. Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества.На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

Устройство системы власти. Киевская Русь не была статичным обществом. Его политическая структура и экономические отношения претерпевали определенные изменения. На первом этапе своего существования Киевская Русь была относительно централизованным государством. Во главе его стоял киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель. При жизни князя-отца сыновья его сидели наместниками в главных городах и платили дань. На Руси признавался родовой сюзеренитет. Власть над территорией принадлежала всему правящему роду Рюриковичей. Представители правящей династии правили частью территории, т. е. соуправляли через институт причастия. Но это не означало коллективного руководства, должен быть человек, который был старшим — принцепс — это киевский князь, т. е. была система принципата — старейшинства. Кто становился принципсом? Старший в роду. Наследование шло по прямой нисходящей мужской линии. Но этот принцип часто нарушался, что чрезвычайно запутывало ситуацию. Эта система существовала до конца XI в.

Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Пиры, которые устраивал князь на своем подворье, — тоже своеобразная оплата труда дружины.

Различают два вида отношений между властью и подданными: вассальные и подданнические. Между киевским князем и дружиной установились вассальные отношения.

Социально-экономические отношения. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины Х в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Социально-экономические отношения обусловили и социальную структуру древнерусского общества. Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убийство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусвободное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 . Причины, сущность и особенности феодальной раздробленности в Западной Европе и на Руси

На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30-х годов XII в. (в 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав, сын Владимира Мономаха; На месте единого государства начали жить самостоятельной жизнью суверенные княжества, по масштабам равные западноевропейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними - Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в.

Внутри этого более чем трехвекового отрезка времени существовал четкий и тяжелый рубеж - татарское нашествие 1237-1241 гг., после которого иноземное иго резко нарушило естественный ход русского исторического процесса, сильно замедлило его.

Феодальная раздробленность стала новой формой государственности в условиях бурного роста производительных сил и в значительной степени была обусловлена этим развитием. Крупной экономической силой стали города (на Руси их было тогда около 300).

Многотысячное местное боярство получило в последние годы существования Киевской Руси Пространную Русскую Правду, определявшую нормы феодального права. Но книга на пергаменте, хранившаяся в великокняжеском архиве в Киеве, не способствовала реальному осуществлению боярских прав.

Феодальная раздробленность явилась (как это ни парадоксально на первый взгляд!) результатом не столько дифференциации, сколько исторической интеграции. Шел рост феодализма вширь и укрепление его на местах, оформлялись феодальные отношения.

Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство

 

10. Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государств в Западной Европе

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа: раннее Средневековье (VХ вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья; классическое Средневековье (XIXV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов; позднее Средневековье (XVXVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство. Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарноденежных отношений. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен. На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы. На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. крестьяне стояли за пределами феодальной лестницы. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян.  Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.  В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. крестьян было две группы- личносвободные и личнозависимые. К ХXI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Особенности образования Византийской империи. Государственный строй и культура

Разделение Римской империи на Вост и Зап, повлекшее за собой образование Византии, было подготовлено особенностями социально-эк-го развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества в целом. В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, о-ва Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет и т.д.  Гос строй Византии — военно-бюрократическая монархия. Вся полнота власти принадлежала императору. Власть не была наследственной, императора провозглашали армия, сенат и народ (хотя это часто носило номинальный характер). Совещательным органом при императоре был сенат. Свободное население делилось на сословия. Система феод-х отношений почти не сложилась. Их особенностью было сохранение значительного числа свободных крестьян, крестьянских общин, распространение колоната и раздача большого фонда государственных земель рабам. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии — константино-польского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867—1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Для гос-го строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Цент управление империей сосредоточивалось в Гос совете. Гос совет состоял из высших гос-х и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы — Константинополя. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV—VI вв. свободного крестьянства — важная особенность общественного

 

 

 

 

12. Формирование религиозного самосознания Западной Европы

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания .во время феод. раздробленности единственным сплоченным органом была церковь .крестовые походы- серия военных походов на зап. европу, направленные против мусульман, язычников, православных гос-в целью которых было обращение в христианство язычников, подавления еретических течений в Европе. самую активную роль в крестовых походах играла римская католическая церковь в 1054 году произошел раскол христианской церкви, после чего окончательно произошло разделение церкви на римско- католическую на западе с центром в Риме и православную- на востоке с центром в Константинополе. . (Римско-католическая) церковь, сформировавшаяся в последние века античности и в Средневековье преимущественно в Зап. Европе и возглавляемая папами римскими. К концу Раннего Средневековья в католич. церкви установилось строгое единоначалие папы римского, считающегося наместником Иисуса Христа. разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого. раскол имел множество причин: этические различия между западной и восточной церквами, имущественные споры, борьба римского папы и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения. 

 

 

 

 

 

13. Особенности развития стран Востока в Средние века

Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития. Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.
Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"