Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:41, шпаргалка
А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.
Причины отмены крепостного права:
1) Эконом. Отсталость России
2) Проиграна Крымская война
3) Рост числа крестьянских восстаний
4) Готовность части российского общества к реформам.
Подготовкой реформы занимались Секретный комитет, Главный комитет и т.д
19 февраля 1861г. Александр второй подписал «Манифест об освобождении крестьян».
Основные положения реформы:
1) крестьяне получали личную свободу
2) крестьяне получали установленный земельный надел за выкуп: 80% гос-во в виде так называемой ссуды крестьянам уплачивало помещикам, которую затем крестьяне должны были в течение 49 лет вернуть государству. До выкупа крестьяне оставались временно обязанными по отношению к помещику
3) устанавливались высший и низший земельные наделы
4) крестьяне получали землю не в личную собственность, а на общину
5) если дореформенный земельный надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику в виде отрезков.
Крестьянская реформа явилась началом важных
изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить
здесь. В обстановке революционный
ситуации царское правительство
вынуждено было вслед за отменой крепостного
права пойти на ряд других
буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных,
отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую
повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и
финансов. Отмена крепостного права
сыграла выжную роль в деле превращения России
в буржуазную монархию.
Проведенная дворянством, хотя и буржуазная
по своему содержанию, реформа 1861
года открыла широкие возможности
для развития капитализма, но не уничтожила до конца феодальные
социально-экономические
отношения.
б) На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после событий 1 марта 1881. Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.
12 июля 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. В 1892 появилось новое положение о городах. Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно. В 1890 права земств были ещё более ограничены.
В 1884 был введён новый университетский устав, отменявший внутреннюю автономию университетов. Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, д.б. пройти процедуру утверждения министра просвещения. Вместе с тем, в сфере финансов в этот период работали выдающиеся люди, занимавшие последовательно др.за другом пост министра финансов: Бунге Н.X., Вышнеградский И. А. и Витте С. Ю. В России было достигнуто финансовое оздоровление: рубль стал устойчив, а финансовый дефицит преодолён.
Ставка на поддержку поместного дворянства к к.XIX в. была по меньшей мере политической ошибкой. В России сформировались новые силы. Окрепшая буржуазия настойчиво требовала своего участия в политической жизни. Тринадцать лет царствования Александра III были относительно спокойным периодом, но это спокойствие сопровождалось глубоким политическим застоем.
38. Развитие русского национального сознания: а) общественная мысль в России первой половины XIX в. Западники и славянофилы; б) общественные движения в России во второй половине XIX в.
а) Оформились направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).
Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность. Независимая общественная мысль развивалась в оппозиции к официальной теории, под жестким давлением власти, всеми силами внедрявшей в общественное сознание «триаду Уварова». Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, ее прошлом и будущем.
Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления .Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские)считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.
Революционное направление общественной мысли в 30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сун-гурова и др.). Н 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье.
б) Крестьянское движение с конца 50-х гг. подогревалось постоянными слухами о готовящемся освобождении. Если в 1851—1855 гг. произошло 287 крестьянских волнений, то в 1856—1859 гг. — 1341. Глубокое разочарование крестьян в характере и содержании реформы выразилось в массовых отказах от исполнения повинностей и от подписания “уставных грамот”. Широко распространились среди крестьянства слухи о подложности “Положений 19 февраля” и о подготовке правительством “настоящей воли” к 1863 г.
Между тем в своей аграрной политике правительство пыталось путем регламентации крестьянской жизни сохранить ее патриархальный уклад.
Огромное значение в своей аграрной политике правительство придавало сохранению крестьянской общины. Принятый в 1893 г. закон запретил закладывать надельные земли, разрешил их продажу только односельчанам, а досрочный выкуп крестьянских земель, предусмотренный “Положениями 19 февраля 1861 г.”, допускал лишь при согласии 2/3 схода. Законы 1893 г. укрепляли позиции зажиточного крестьянства, затрудняли выход из общины беднейшего крестьянства и закрепляли малоземелье.
Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство.
В 60-е гг. на волне неприятия существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали “эгоизм, основанный на разуме”.
В 70-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название “народничество”. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине (“ячейке социализма”) и качествам крестьянина-общинника (“революционера по инстинкту”, “прирожденного коммуниста”) Россия сможет прямо перейти. к социалистическому строю
Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. характеризуется прежде всего упадком народничества и распространением марксизма в России. Разобщенные группы народовольцев продолжали действовать и после разгрома Исполнительного комитета “Народной воли” в 1884 г., отстаивая индивидуальный террор как средство борьбы.
39. «Золотой век» русской культуры
Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).
Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи. Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. Он гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции.
Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социальнополитическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
40. Мир в начале XX в
К концу 19 века преимущества индустриальной цивилизации, утвердившейся в ряде стран Европы и США, становились все более очевидными. В результате высокого эконом. Уровня развития эти страны вступили в высшую степень развития капитализма – империализм, когда складывается господство монополий и фин. Капитала, происходит эк. Раздел мира на сферы интересов, международные корпорации и на этой основе разворачивается борьба между ними, в которую включаются и государства.
В более выгодном положении оказались страны позже вступившие на путь индустриализма(США, Германия, Италия, Япония): начиная развиваться в новой для себя отрасли экономике, они сразу же оснащали их передовыми технологиями.
Небольшая группа наиболее развитых в эк. Отношении государств завершила к началу 20 в. Колониальный раздел мира.
Основными достижениями в области развития технологии стали:
-получение электроэнергии в больших масштабах при помощи динамомашин
- появление нового класса моторов, сконструированных изобретателями Отто(1876) и Дизелем(1897)
-широкое применение получил железобетон, в 1905 г. под Альпами проложен был тоннель
-1904 г- первая электричка
-конвеерный способ производства
-в Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште, Париже появились метро
-первые шаги военной авиации
-создание сверхмощных броненосцев
Научные открытия:
-в 1897 г Томсон открыл электрон
-в 1901 г. Планк установил, что энергия выделяется квантами
-в 1911 г. Резерфорд предложил планетарное строение атома
-в 1905г. Энштейн заключил основы теории относительности.
41. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации XX в.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (28 июля 1914 – 11 ноября 1918), первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 млн., более 20 млн. ранены, 3,5 млн. остались калеками.
Причины войны:
1) Противоречие между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира(источники сырья, рынки сбыта)
2) Стремление правительства отвлечь народ от соц. Проблем и конфликтов внутри страны.
Поводом к войне послужило убийство в Сараево. 28 июля 1914 г. австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом Гаврилой Приницпом.
Военно-политические блоки:
Антанта(1907 г.) – Россия, Англия, Франция.
Тройственный союз(1882 г.) – Германия, Автро-Венгррия, Италия.
Война носила несправедливый захватнический характер, кроме Сербии.
Театр военных действий: Европа, Африка и Ближний Восток(недолго в Китае и островах Тихого океана).
Характеристика основных противоречий между странами накануне войны:
Англия – рассчитывала сохранить господство на мировом рынке, свои колонии, устранить или ослабить Германию.
Франция – вернуть Эльзас и Лотарингию
Россия – укрепить позиции на Балканах, обеспечить благоприятный режим в черноморском проливе, захватить польские земли Австрии и Германии.
Германия – захватить части английских и французских колоний, утвердится на Балканах и Ближнем Востоке, отторгнуть от России Украину, Прибалтику, Белоруссию.
Австрия – захватить часть русской Польши, подчинить Балканы
Италия – претендовала на западные районы Балкан и соперничала с Автро-Венгрией (в 1915 г. перешла на сторону Антанты).
Первая мировая война началась 28 июля 1914 г. с объявлением войны Автро – Венгрии Сербии.
1 августа 1914 г. Германия России
23 августа 1914 г. Германия Франции
Затем Англия Германии
Ход военных действий 1914 г.
Основной фронт – Западный.
Цели Германии – молниеносно разбить Францию, не допустить войны на 2 фронта(план Шлиффена)
Провал плана Шлиффена, Германия вынуждена вести войну на 2 фронта.
1914 г. Западный фронт
Август – вторжение германских войск на территорию Франции
Сентябрь – сражение на реке Марне
Восточный фронт:
1914 г. август – наступление русских войск восточной Пруссии(поражение армии России)
В августе – сентябре 1914 г. удачное наступление русских войск против Автро-Венгрии в Польше, взятие Львова, части Польши
Октябрь 1914 г переход Германии в контрнаступление, первые тяжелые потери
1915 г. Основной фронт – Восточный.
Цель – Германия стремится вывести Россию из войны.
Выход Италии из тройственного союза.
Образование четвертного союза( Австро-Германского, Болгаро-Турецкого.)
Подводная война с Англией.
На Восточном фронте:
Захват автро-германских войск большей части Голиции и Польши.
Лето – отступление русской армии из Белоруссии, Литвы, Латвии.
Итоги: нет решающих побед ни с одной стороны
1916 г. Западный фронт:
Крупные сражения под Верденом и на р. Сомме