Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:41, шпаргалка

Краткое описание

А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

Файлы: 1 файл

istoria.doc

— 717.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

24. Социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых

События смутного времени привели к разорению и опустошению значительной части России. Начиная с 20-х гг. XVII в. начался процесс восстановления хозяйства. Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать трехпольная система земледелия. Развивалось садоводство и огородничество. Интенсивное вовлечение в товарное производство хозяйств частновладельческих крестьян тормозилось их полным подчинением власти феодалов, невозможностью свободно распоряжаться своим трудом, ростом владельческих и государственных повинностей. В XVII в. вырос удельный вес ремесленного производства в экономике страны. Также возникает мануфактура. В России мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, так как рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал. В XVII в. в России было 30 мануфактур.  Также интенсивно развивалась и торговля. Но остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. Торговый устав 1653 г. устанавливал единую рублевую пошлину для купцов и отменял ряд внутренних пошлин. В 1667 г. был принят Новоторговый устав, по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на территории России. Во второй половине XVII в. происходит переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя. Происходит изменение в составе Боярской думы: увеличивается дворянство.  В 1682 г. было отменено местничество т. е принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков. Для усиления власти паря, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел.  С 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние приказов, подчинение их одному лицу.  В XVII в. падает боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы много лет не получали от государства денежного жалованья. Источником жизни для них и их семей были занятия торговой и ремесленной деятельностью, стрельцы платили государственные налоги со своих торгов и промыслов.Командиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную службу обременительным занятием. Дворянствовсячески уклонялось от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены ведению военных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Внешняя политика России в XVI–XVII вв.

Международное положение России в XVII в. было слож­ным. Перед страной стоял целый ряд внешнеполитических задач, которые необходимо было решить. Одной из них была необходимость возвращения западнорусских земель со Смо­ленском, отторгнутых Речью Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. В 1632 г., решив воспользоваться насту­пившим в Польше после смерти польского короля Сигизмунда "бескоролевьем", по решению Земского собора Россия на­чала войну за возвращение Смоленска. Из-за хозяйственного разорения страны и отсталости государственной и военной организации Россия потерпела поражение в этой войне, и 17 мая 1634 г. между Россией и Польшей был подписан Поляновский мир, по которому Речь Посполитая возвращала лишь город Серпейск и признала царя Михаила государем "всея Руси". Владислав отказывался от претензии на русский пре­стол. Восстание на Украине началось весной 1648 г. После сражения под Збаражем, летом 1649 г., где восстав­шие одержали победу, Польша и Украина начали переговоры о мире. 8 августа 1649 г. был подписан Зборовский мир. По его условиям Богдан Хмельницкий был признан Речью Посполи­той гетманом, численность реестровых казаков (получавших жалованье) определялась в 40 тысяч. Решающее сражение произошло в июне 1651 г. под Берестечком. Под­купленный поляками союзник украинцев хан Ислам-Гирей увел свою конницу, что в значительной мере предопределило поражение восставших и наступление войск Речи Посполи­той на Украину. Его удалось остановить только в сентябре 1651 г. под .белой Церковью, где и был заключен мир. 10 мая 1653 г. Земский Собор в Москве принял решение принять Украину в состав России. Туда отправилось русское посольство Бутурлина. 8 января 1654 г. большая Рада Украи­ны в Переяславле приняла решение о воссоединении Украи­ны с Россией. Речь Посполитая не согласилась с воссоединением Украи­ны с Россией. В 1654 г. началась война, которая продолжалась вплоть до 166,7 г. Она закончилась подписанием Андрусовско-го перемирия 31 января 1667 г., на основе которого должен был быть подготовлен мирный договор. Россия получила Смо­ленск, Дорогобуж, Белую Церковь, Северскую землю с Черниговым и Стародубом. Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобе­режная Украина и Белоруссия по-прежнему входили в Речь Посполитую. Запорожская Сечь оставалась в совместном уп­равлении России и Речи Посполитой. Эти условия были окон­чательно закреплены в 1686 г. Вечным миром с Речью Посполитой. По этому миру Россия и Польша объединились против турецко-татарской агрессии. Условия Вечного мира вынуди­ли Россию расторгнуть заключенный в 1681 г. Бахчисарай­ский .мире Турцией, по которому обе стороны соглашались на двадцатилетнее перемирие.

Одновременно с русско-польской войной (1654-1667 гг.) Россия в 1656-1658 гг. вела войну со Швецией за возвращение Балтийского побережья, отошедшего к Швеции по Столбовскому миру 1617г. Война завершилась неудачно. В 1661 г. в Кардиссе (между Юрьевым и Ревелем) был подписан мир, продиктованный Швецией.

 

 

 

 

 

26. Идеология европейского Просвещения

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духов­ным и социально-культурным переворотом в жизни Евро- пы. В ходе реформации происходит адаптация христианс­кой веры к потребностям современного ей общества. В перв пол XVI века возникает много направле­ний и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509— 1564 гг.). Религиозные изменения в Европе, носившие революци­онный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Рефор­мации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. В эпоху Просвещения разум уже сам хочет предписывать законы человеческой деятельности, выступать диктатором по отношению к природе. Век Просвещения определяют как время между двумя революциями - английской и французской (1688-1789). Человеческий разум стал рассматриваться как основная «мера» измерения существующих порядков, как принцип критики существующего, если оно не соответствует меркам, эталонам разумности. Все должно быть вынесено на суд разума: религия, нравственность, наука, общество, сам человек.Просвещение является необходимой ступенью в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и свойственным ему мировоззрением, когда монархичность сменяется демократичностью, а возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. Сог-но взглядам Руссо, в естественном состоянии (как в первом, так и во втором) права не существует. Применительно к изначальному состоянию им была отвергнута идея естественных прав человека. На самых ранних этапах человеческой истории у людей, по мнению философа, вообще не было представлений о праве и морали. В своем описании «самой счастливой эпохи», предшествующей возникновению собственности, Руссо использует термин «естественное право», но употребляет его в специфическом смысле - для обозначения свободы морального выбора, которой люди наделены от природы, и возникающего на этой почве чувства естественной (общей) для всего человеческого рода справедливостиВсе просветители стремились воздействовать на общество, изменив массовое сознание, «мнения». Мнение правит миром, говорили Вольтер, К. Гельвеций и Ш. Монтескье. «Исправьте мнения людей, и нравы их сами собой сделаются чище», - говорил Ж.-Ж. Руссо. В прошлом в мнениях людей царили полное невежество и предрассудки. Мнения формируются в социально-политической среде и в свою очередь влияют на взгляды воспитателей-идеологов (философов, художников, педагогов). «Воспитатели» формируют взгляды правителей, те же, издавая законы, влияют на общественную среду. Общество может оказаться либо расширенным воспроизводством невежества, либо - торжеством просвещения, поскольку ошибка может прокрасться в любое звено цепи. Причиной ошибок могут быть климат, случай, рост народонаселения. Во избежание ошибок воспитание должно быть не домашним, а публичным, открытым, государственным. Ограниченность Разума Просвещения, предоставленного самого себе, начала проявляться уже в XVIII веке. Иррациональные измерения действительности начинают подчинять себе разум.

27. Ранние буржуазные государства и «просвещенный абсолютизм» в Европе

Просвещение не привязано к определенному времени.. Англия является родиной Европейского Просвещения.  В Англии в 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ – «Статус об устройстве королевства» – вводил парламентаризм – ответст-сть министров перед парламентом. При Георге II (1683-1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат – палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии – тори и виги, созданные еще в XVII в. В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III, все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма. Французское Просвещение. Выдающимися представителями французского Просвещения являются Жан Жак Руссо Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро др. Руссо на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство. Монтескье подчеркивал мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение респуб-кой. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации. По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений.  Большое влияние на общество оказали и энциклопедисты – члены кружка философа Дидро. Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан. Во вт пол XVIII в. в Европе все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка

28. Великая французская революция

Предпосылки революции. В 1788-1789 гг. во Франции нарастал общественно-политический кризис. Главная причина, вызвавшая широкое, охватившее всю страну недовольство заключалась в том, что господствовавший феодально-абсолютистский строй не соответствовал задачам экономического, социального и политического развития страны. Примерно 99 процентов населения Франции составляло третье сословие и лишь один процент привилегированные сословия – духовенство и дворянство. В его состав третьего сословия входили и буржуазия, и крестьянство, и городские рабочие, ремесленники, беднота. Всех представителей третьего сословия объединяло полное отсутствие политических прав и стремление изменить существующий порядок. После ряда неудачных попыток король должен был объявить о созыве Генеральных штатов – собрания представителей трех сословий, не собиравшихся уже 175 лет. Король и его приближенные надеялись с помощью Генеральных штатов успокоить общественное мнение, получить необходимые средства для пополнения казны. Третье сословие связывало с их созывом надежды на политические перемены в стране. С первых же дней работы Генеральных штатов возник конфликт между сословиями из-за порядка заседаний и голосования. 17 июня собрание третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля – Учредительным собранием, подчеркивая этим свою решимость установить в стране новый общественный строй и его конституционные основы. Король отказался признать этот акт. 14 июля в Версаль и Париж стягивались верные королю войска. Парижане стихийно поднимались на борьбу. И этот день стал началом Великой французской революции. Возглавила движение буржуазия. Учредительным собранием 26 августа был принят  Декларация прав человека и гражданина. В ней провозглашались священными и неотчуждаемыми правами человека и гражданина свобода личности, свобода слова, свобода совести, безопасность и сопротивление угнетению. Учредительное собрание утвердило новое административное деление королевства на 83 департамента, уничтожило старое сословное деление и отменило все титулы дворянства и духовенства, феодальные повинности, сословные привилегии, упразднило цехи.Главные итоги Великой французской революции:1.              Она упростила  многообразие  форм собственности.2.Земли многих дворян были распроданы крестьянам с рассрочкой на 10 лет мелкими участками. 3.Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. 4.Революция породила новое государственное устройство –парламентскую республику. 5.Был отменен сословный характер налогов, введен принцип их всеобщности и пропорциональности доходам или имуществу.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"