Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

1) по закону;

2) по завещанию («рукописанию»).

Уголовное право: преступление стало пониматься как «лихо дело» (это тяжкие преступления, отнесенные к ведению Великого князя).

Судебник 1497 г. расширил число преступлений новыми составами:

1) крамола (государственное преступление);

2) подым (антиправительственная агитация);

3) поджог с целью причинения большого ущерба (террористический акт);

4) головная татьба (кража холопов, кража людей вообще или кража, приведшая к убийству).

Судебник  вводит новые наказания, теперь уголовное  законодательство стало карательным. Применяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади), штраф уходит в прошлое.

2. Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г. проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение,» «Перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению. 
Реформы вышли из под контроля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты: она привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-командной системы управления», социализма как системы, в целом с 1986 года начинает ограничиваться роль цензуры, в прессе и органах массовой информации стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим проблемам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал патриотов, коммунистов. Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно-настроенные лидеры, происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы: двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть – партией, профсоюзами и общественными организациями. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачев. Выбор народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского opгaна нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно - парламентом). Сформировалась концепция "социалистического правового государства", в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения власти. Весной 1988 г. формируется Демократический союз. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа. В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. В октябре 1990г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект Союзного Совета Министров против боле радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с "теневой" экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения проголосовало на "независимую и демократическую республику". На март был назначен референдум по вопросу о сохранении. Проведенный 17 марта 1991 г. референдум дал большинство сторонников Союза, но подтвердил раскол общества. В июне 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б. Ельцин.

Билет № 4.

1. Центральное место среди источников  права этого периода занимает  Судебник 1550 г., получивший название Царского судебника. Он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности правительства в 50-е гг. XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженным в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г. В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г., но круг регулируемых в нем вопросов стал значительно шире. Подробнее и обстоятельнее в нем были представлены отношения дворян и крестьян. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о розыске "лихих" людей, судебный процесс. Была значительно усилена роль центральных судебных органов, возросло значение великокняжеского суда. Судебник 1550 г. вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой. качестве доказательств выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т. п.). азвивается система обжалования судебных решений. Решения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую думу или великому князю. а подачу иска в суд, получение судебного решения, розыск ответчика и т. д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев населения обращение в суд было малодоступным делом.

Вторая форма судебного процесса — розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступлениям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки.

Увеличилось число деяний, признаваемых преступными. Тяжесть наказания  иногда прямо поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего. Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

2. Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии государственного (конституционного) права России и его источников очень велико. Ее принятие стало важнейшим стимулом и точкой отсчета целого периода развития законодательства об общественном и государственном строе. Тщательный анализ источников государственного права советского периода позволяет сделать вывод о первостепенном месте в целом этапе развития конституционного законодательства, которое связано именно с принятием и вступлением в действие Конституции СССР 1977 г., с ее дальнейшей судьбой.

Конституция (К) СССР была принята  Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.

К не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.Целью деятельности Советского государства, по К, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.

Политическую основу государства  составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советовдепутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и  колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

К закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

Изменения, касающиеся высших органов государственной  власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более  четкого определения их компетенции.

Были расширены  полномочия Верховного Совета СССР, согласно К, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

К изменила порядок  формирования Совета Министров СССР, разрешив участие в нем руководителей ведомств и других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

К расширила систему  социально-экономических и политических прав граждан (К впервые закрепляла право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложений в государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

К устанавливала  следующую систему обязанностей граждан:

соблюдать К и  советские законы;

уважать правила  социалистического общежития;

с достоинством нести  высокое звание гражданина СССР;

добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;

беречь и укреплять  социалистическую собственность;

оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;

бороться с расточительством и  содействовать охране общественного порядка.

На основе К СССР были приняты  соответствующие К союзных и  автономных республик.

 

Билет № 5.

1. Судебный процесс в период образования и существования русского централизованного государства по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах носилобвинительно-состязательный характер.

Постепенно на смену обвинительно-состязательному  процессу пришел розыск (сыск) – судопроизводство с чертами зарождающегося следственного (инквизиционного) процесса.

Розыскной судебный процесс применялся по государственным  делам и по делам «ведомо лихих людей» (особо опасных преступников). Здесь уже выделялись дела публичного производства, т. е. они возбуждались по инициативе государственного органа, в компетенцию которого входило рассмотрение такого дела.

Розыскной процесс включал в себя сыск «добрыми людьми» «лихих». «Добрыми» признавались представители имущих слоев населения (в городах – купцы, а в черных землях – зажиточные крестьяне). Входя, таким образом, в состав низового звена великокняжеской администрации, они обязывались «по крестному целованию» (присяга) изымать «лихих людей», татей и душегубцев.

Особенность следствия по розыскному процессу: широкое применение пыток, возбуждение уголовного дела, ведение следствия по нему, вынесение и исполнение приговора принадлежало одному и тому же органу (это существенно расширяло возможности для судебного произвола).

Основные  доказательства по розыскному процессу:

1) собственное признание подозреваемого;

2) поимка с поличным;

3) обыск.

Обвинительно-состязательный процесс тоже получил некоторые черты инквизиционного судопроизводства:

1) процесс стал формализованным, появился протокол судебного заседания (судный список);

2) стороны и свидетели вызывались в суд, мог быть произведен привод в случае сопротивления лица;

3) решения суда оформлялись специальными документами.

Основные нововведения в судопроизводство по гражданским и незначительным уголовным делам:

1) появилось понятие исковой давности;

2) появилась вторая инстанция.

С расширением формализованности  судопроизводства появились новые судебные должностные лица для обслуживания судебного процесса: дьяки, приставы, недельщики (лица, разыскивавшие ответчика, вручавшие ему грамоту о вызове в суд), устанавливались высокие судебные пошлины за подачу иска в суд, за получение судебного решения, за розыск ответчика и т. д.

Доказательства  по обвинительно-состязательному процессу:

1) собственное признание;

2) присяга;

3) свидетельские показания;

4) письменные документы;

5) судебный поединок.

Стадии  судебного процесса.

1. Подача искового заявления: иски подавались заинтересованным лицом. Они могли быть поданы в отношении любого лица независимо от его сословной принадлежности.

Привлечь  к ответственности (как по уголовным, так и по гражданским делам) можно  было мужчину, достигшего 14-летнего  возраста, а женщину – по достижении 12-летнего, так как этот возраст признавался брачным.

2. Судебное разбирательство.

Оно осуществлялось судебным органом, нередко  с участием «добрых людей» и обязательным составлением письменного протокола.

3. Вынесение приговора.

Оно осуществлялось на месте. Если ранее  Боярская дума выносила решение большинством голосов, то теперь она обсуждала  дело до формирования единого мнения, либо спор разрешался великим князем.

Приговор  мог быть обжалован в вышестоящую  инстанцию.

    2. С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливались центральные

органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965 г. принимается Закон о реорганизации системы органов управления промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь министерства стали основной формой отраслевого управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой,

Госснаб и др.). В январе 1963 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета

Министров СССР О повышении роли государственных комитетов, организованных при Госплане и возглавлявших отдельные отрасли промышленности. Систему возглавлял Государственный комитет Совета Министров СССР. Другим постановлением общегосударственное планирование народного хозяйства сосредоточивалось в Государственном плановом комитете Совета Министров СССР, Госплан координировал планы союзных рес-

публик. При этом он преобразовывался из общесоюзного в союзно-республиканский орган. (В 1963 г. Госплан был подчинен ВСНХ СМ СССР.) Еще в 1973 г. был принят закон о государственном нотариате, предусматривавший совершение всех нотариальных действий только государственными нотариусами, а при их отсутствии — исполкомами местных

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"