Шпаргалка по "Всемирная история"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Всемирная история"

Файлы: 1 файл

1-50.doc

— 623.00 Кб (Скачать)

1. Периодизация всемирной  истории, источники,  историография.

Много спорн. в-сов. Установить точн. границы периодов невозможно – они приблизит.: 1. И. др. мира – самый длит. и плохо изуч. период; а). эпоха п.о.  (самый длит. и самый плохоизуч.) заканчив. в 4 тыс. до н.э. созданием классов. общ-в; б). эпоха др. Востока; в). др. Греция и Рим (заканч.-ся 395 г. – появлением Византии). 2. И. ср. веков (395 – 1648); а). раннее ср. (к. 4 в. – 11 в.); б). классич. ср. (11- 15 в.); в). позднее ср. (16 – нач. 17 в.). 3. Новое время (сер. 17 в. – 1917); а). англ. бурж. рев. – 1871 (оконч. Фр-Прусс. Войны); б). 1871 – 1917 г. 4. Новейшее время (1917-2008).

1 а)., б). - нет письм. источн. Наскальн. рисунки, таблички с клинописью, барельефы. в). таблички – письмо А и письмо Б. – хоз. опись. 11-9 в до н.э. Гомер. период – поэмы Гомера. 8-6 в. до н.э. – Архаический период – поэмы Гесиода «Труды и Дни», Солон  и Архилох «Политич. элегии», логографы – Гекатей Милетский. 5-4 в. до н.э.- классический период. Геродот «История» - Греко-перс. войны+описание греч.мира. Фукидид «История»-Пелопонесские войны. Ксенофонт «Греч. история»; Платон, Аристотель «Афинская полития». Пьесы – Софокл, Эсхил, Эврипид, Аристофан. Речи – Демосфен, Лисий. 4-1 в. до н.э. –эллинизм– Полибий «Всеобщ. история». Диодор Сицилийский «История Сицилии». Страбон «География». Квинт Курций Руф «История Ал-ра Македонского». Арриан «Поход Ал-ра». Плутарх «Биографии» (греч.+Рим. – сравнивает). Вещественные источники - монеты, надписи, гос. декреты, вещи. Типы источников: письмен., веществ., этнографич., фольклорные, данные языка. Письменные: повествовательные, документальные – законы, договора, хоз. док-ты. ИСГ: попытка дешифровки источников –Джонс Бопп, Шампольон. Антич искусство –Винкельман. Соц-эк отн-я –Мюллер, Дройзен. Исторя Спарты –Митфорд, Афин- Ломоносов, Радищев –соц-эк, полит. учреждения.

Рим: Источники: археол нах-ки, надписи (гос акты 2-1 вв). 1-е рим историки -анналисты (3-2 вв до нэ). Гай Саллюстий Крисп "Заговор Кателины", больш. знач. придавал личности в истории. Гай Юлий Цезарь "Цезарев корпус", "Записки о гражданской в-не" и др. Тит Ливий "Рим история от основания города". ИСГ: Грановский – полит. история Рим империи. Т.Момзен –гос устройство, полит. события, восстания, войны.

2. Источн.: З-ны Юстиниана, разл грамоты, акты купли-продажи, дарения, описания церков. поместий. "История войн Юстиниана" виз. историка Прокопия Кесарийского, Григорий Турский "Истории франков", Беда Достопочтенный –основатель англо-саксон истории, Эйнгард "Жизнь К.Великого", Видукинд Корвийский –историю саксов, Ножанский –1й крест. поход. "Книга Страшного суда" - соц-эк. И. Ангии. Джованни Виллани –И. Флоренции Источники- письменные: хроники, капитулярии, грамоты. ИСГ: Спенсер и Конт изуч вотчину и общину. Роджерс, Кеннингем. Школа анналов- Блок, Лефевр, Дюби, Легофр. Отеч ИСГ: Ешевский, Грановский.

3. Источники: Джон Локк, Вольтер: «История Петра Великого», «И. Карла XII», Руссо, Гердер «Идеи к философии истории человечества», Юм (Просветители – к.17-к.18в.). Рационализм (Гегель «Философия истории», Сен Симон); Марксизм («Капитал», «О происхождении семьи, ч.с. и гос-ва»).  

2. Антропосоциогенез:  проблемы и этапы.

Антропосоциогенез – процесс происхожд. чел-ка и его становления как социального существа. А – длит. процесс, масса гипотез, много неизвестного.

Проблемы  антропогенеза: 1. Недостающие звенья в эволюц. ряду. Не обнаружены переходные формы от обезьяны к человеку. Она решается наблюдением за человекопод. обезьянами; 2. Большие различия м/д физиологич. строением неандерт. и хомосап. Мозг homo sapiens устроен гораздо соверш., что ставит под сомнение происхожд. его от неандерт.; 3. Что явл-ся движ. силой антропогенеза? (сейчас не происходит процесс превращ. обезьяны в человека); 4. Пробл. прародины человека: 2 теории (1. – полицентрич.: челов. вышел из Азии или Африки; 2. моноцентрич.: из центральн. Африки. 2 теория предпочтительней); 5. Пробл. р-ия мышления и речи человека (что повлияло?); 6. В целом пробл. происхождения человека: много теорий (теологическая; эволюционная – Дарвин – не доказана; космическая; морская; радиационная).

Антропогенез  тесно связан с социогенезом. С. – процесс происхождения и р-ия человеч. общ-ва. Процесс этот гораздо менее уловим в вещественных источниках. Для реконструкции общественных отношений большую роль играют этнографические сведения, поэтому этот процесс восстановить ещё сложнее, чем антропогенез.

Этапы С.: 1. первоб. человеч. стадо (праобщина). 30 особей во главе с вожаком; кочевой образ жизни, родство не осознавалось. Беспорядочн. полов. отношения. Занятия: собират-во и охота. 2. ранняя родовая община охотников и собирателей. Наука не знает, что заставило челов. перейти к родств. связям и осознать своё родство. Экзогамия – запрет половых отнош. внутри общины (версии появл. экзогамии: 1. интуитивно догадались, что это вредно-кровосмешение происходит и произойдёт вырождение (Морган); 2. Мужчины д.б. искать женщин на стороне, т.к. в нек. родах был обычай убивать новрожд. девочек; 3. дети, выросшие вместе, осознавали родство и отрицат. относились к половым отнош. м/д собой (Дарвин); 4. полов. отнош. в роду запретили, т.к. стычки на фоне ревности нарушали хоз. жизнь общины). Занятия: охота и собират-во. Из охоты и собир. Возникло земледел. и скотов-во. Этот переход (от присваив. хоз-ва к производящ.) – неолетич. революция. Этот переход отразился и на соц. стр-ре: на смену ранней родовой общине пришла поздняя родовая община; 3. поздняя родовая община. Занятия: землед. и скотов. Появл-ся излишки. Родовая община уже не нужна; возник. сосед. община (связана территориально, а не кровно). Начинается процесс разложения п-о строя (из-за накопления, появления ч/с и как следствие – неравенства) и переход к классовым гос-вам.    

3. Духовный мир первобытного  человека (палеолит, мезолит, неолит).

Первоб. человек (ПЧ) прежде всего заним-ся в-ми пропитания и внутр. самосоверш-ию, самопознанию уделял мало внимания, но найденные рисунки свид., что дух. мир ПЧ был развит. Проблемы: когда и почему зарод-сь первоб. искусство? (теории: 1. челов. был бессилен перед природой и хотел рисунками повлиять на неё, объяснить прир. явления; 2. врожд. стремл. человека к творчеству; 3. искусство появилось в р-те р-ия религ. представл.). Дух. мир формир-ся у неандерт. (верхний палеолит). Неандерт. первыми начали хоронить своих сородичей и были способны к абстрагированию.

Основные  формы религ. представлений  в п.о.: магия (самая 1 форма. Это ритуалы, направл. на овладение добычей. Эти обряды совершались в «медвежьих пещерах); тотемизм (вера в сверхестеств. связь челов. и животн. На ранней стадии тотемизма появляется табу – нельзя есть мясо  свящ. животного); анимизм (вера в сверхъестеств. сущ-ва – в духов); фетишизм (вера в сверхъестеств. св-ва неодуш. предметов). Все эти виды религий в п.о. сущ-ли вместе.

Первые  пещеры с рисунками ПЧ найдены на Ю. Франции, в Испании, на Урале. Рис. изображ. убитого зверя. Появл-ся скульптура: изображали лишь женщин (схематично: неолетич. венеры - главн. задача отобразить женские формы матери прародительницы: грудь, живот, широк. бёдра). Т.Е. дух. мир ПЧ достат. богат. С появлением землед. и обмена возникли зачатки научн. знаний: медицина, зоология, системы счёта, лунный календарь. П/о не знало письменности. ПЧ создал пиктографию (pictus - рисованный) – первую форму записи рисунками на коре, бересте, коже, кости. Такие изображения называют писаницами. Писаницы чаще всего выполнены красной охрой. Известны сибирские писаницы, открытые в 1675 г. в р-не соврем. Томска. Из пиктографии впоследствии появилось идеографическое письмо (idea -  понятие). Идеограмма – письменный знак, обозначающий не звуки языка, а целое понятие. Логограмма – знак, обозначающий не абстрактное понятие, а реальное слово, передававшее это понятие. К такому виду пис-ти относятся письмо др-х шумеров, египтян, китайцев. Позднее из такого письма возникли алфавитные системы пис-ти. В настоящее время идеография – только в Китае. Письменность считается гранью, отделяющей классовое общество от доклас-го. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные тенденции  развития древневосточных  цивилизаций.

В странах  др. Востока впервые разлаг. п.о. отношения и возник. гос-ва. Древневост. гос-ва чаще всего возник. в долинах крупн. рек (р. Хуанхэ – Кит. Цивилизация; р. Инд – Индийская; р. Тигр и Ефрат – Месопотамия). Главная причина появл. древневост. гос-в – необх-ть ирригации, что способствовало росту производит-ти с.х. Сведений об ирригац. работах мало. Их строит-во шло без планов. Есть и др. т.з.: ирригац. сооруж. не были главн. причиной появл. древневост. гос-в. А главная причина: они появл-ся как способ всеобщего регулирования. Во всех странах древн. Востока распад. п.о. отнош., появл. ч/с., соц. и имущ. нерав-во; появляется крупные храмовые хоз-ва с использов. труда рабов. Они были натур. и не заинтересов. в рын. отнош.

Все древневост. страны вели грабит. захватнич. войны (они шли часто. Во всех странах была военизиров. стр-ра общ-ва и воины были в привилегир. положении). Законом-ть: централизованные гос-ва всегда побеждали своих более слабых соседей.

Все древневост. гос-ва переживали периоды упадка и подъёма. Причины этого: чрезмерное укрупнение хоз-в. Между владельцами хоз-в начин. б-ба за власть. Затем начин. подъём – из-за усиления средней прослойки общ-ва, которая в итоге приходила к власти. В годы подъёма во всех странах складываются единые рынки (осущ-ся переход к рын. эк-ке). Для всех стран хар-но колебание м/д гос. и рын. экономикой; полурабовладельч способ произ-ва, т.е. рабский труд сущ-л, но в весьма огранич форме. Основа эк-ки – с/х.

Во всех странах – деспотич. форма правления. Полит. власть была жестко централиз.; в разных гос-х имелись некот различия, но, в целом, во главе гос-в – единоличные правители, облад. всей полнотой власти, явл-ся крупнейш. собств. земли; верх. главноком-ий, высшая суд-я инстанция, центр налоговых сборов, верх жрец. Стабильность обеспеч верой в божеств-ю власть царя (в Китае-сын неба, в Египте-владыка небес).

Везде была разветвл. бюрократич. система управления. Чиновники: сбор налогов+организ с/х работ, поддержание в исправности ирригац каналов, комплект. армию, вершили суд.

Все страны др. Востока прошли одинаковые ступени р-ия: появление денег, ч/с., алфавита, права (первое право – з-ны Хамураппи).

Основа  общ-ва – община (большая патриархальная семья). Все члены общины свя-сь кругов. порукой. Община выполн. ряд функций: поддержив. ирригац. сист. в порядке, сбор штрафов, податей и т.д., +армия. Главн сила общины – наличие земельного надела. От этого зависел статус человека. В гос-х усил-сь профессион-я и функциональная дифференциация, ремесло отделялось от земледелия, возник. торговля. Следовательно, росло имущ. нерав-во. Во всех др. Вост. гос-х шёл процесс перехода от простой к сложной (более разветвлён.) структуре общ-ва. Хар-я черта – иерархичность: каждый слой заним-т особое место, и отлич-ся своей соц. значимостью, а также правами и привилегиями. Структура упрощённо сводилась к разделению на рабов, полусвободных и свободных. 

5. Основные проблемы  истории стран  древнего Востока.

Первым  этапом в истории классового общ-а  явл-ся длительная эпоха сущ-я древневосточных  гос-в, кот-е возникали и развивались, сменяя друг друга, на тер-и Северо-Восточной Африки и Азии в 4-1 тыс. до н.э. Изучение ист-и др. Востока позволяет увидеть переход от п/о строя к рабовладельческому, когда на развалинах родового строя возникает древнейшее гос-во.

1 проблема: Др. Востоком мы называем совокупность стран, кот-е в древности были расположены на востоке и ю-в от греко-римского мира. Т.Е. сам термин «др. Восток» явл-ся приблизительным, т.к. грань м-д. Востоком и Античностью не была постоянной: финикияне колонизировали во 2-1 тыс. до н.э. о-ва Зап. Средиземноморья; греки колонизировали побережье Малой Азии: А. Македонский завоевал Ближний Восток. Причем сам Ал-р умер в 323 г. до н.э. в Вавилоне. Позднее вост-е тер-и вошли в состав Римской имп-и. Т.о. древневосточный и античный миры были тесно переплетены друг с другом. Можно говорить о том, что античный мир испытал значительное влияние Востока, так же как и Восток испытал на себе влияние античности.

2 проблема: др. Восток не знал единой хронологической системы. Время датировалось годами правления царей или каждый год носил наименование по главному событию. Это создает огромные трудности в воссоздании единой хронологии событий.

3 проблема: соц-эк-й строй др. Востока не вписывается в формационную теорию, согласно кот-й все общ-ва проходят в своем развитии 5 стадий: п/о, рабовл-я, феод-я, кап-я, соц-я. В Др. Востоке произошло разложение п/о, но рабства в классич. виде не сущ-ло. Поэтому в отношении стран Др. Востока в научный оборот был введен термин «азиатский способ произв-ва».

4 проблема: время, о котором идет речь, явл-ся важным этапом в развитии языков. В сев. части Африки образуется семито-хамитская семья языков. В вост-й Азии распространяются сино-тибетские языки, к кот-м относ. соврем. языки Тибета, Китая, Бирмы, Вьетнама. На террит. юж. части Вост. Европы и Ср. Азии создается индоевропейская семья языков: славянские, индо-иранские, балтийские, романские, кельтский. Это также создает некоторые трудности: от того времени до нас дошло мало письменных источников; некоторые из них до сих пор не расшифрованы – надписи Иньской цивилизации в Китае. Т.Е. много «белых пятен».

Изучением стран др. Востока занимается совокупность ист. дисциплин, получившая название востоковедения или ориенталистики (лат. Orientalis - восточный). Возникновение востоковед-я восходит к 16-17 вв., когда появ-сь 1 описания вост-х стран. Важный вклад в изучение И. стран Востока внесли и отечественные ученые: В.В.Струве, Тураев, Никольский, Авдиев.  

6. Образование рабовладельческих  государств в бассейне  Эгейского моря.

Периодиация И. гос-в Эгейского  моря: Центр –  о. Крит: 1. цивилизация Крита (30-23 в. до н.э.) – раннеминойский период – сущ-ие п.о. обществ; 2. среднеминойский период или период старых дворцов (22-18 в. до н.э.); 3. позднеминойский период или период новых дворцов (17-12 в. до н.э.). Центр – Ахейская Греция: 1. раннеэлладский период (30-21 в. до н.э.); 2. среднеэлладский период (20-17 в. до н.э.); 3. позднеэлладский период (16 – 12 в. до н.э.).

Информация о работе Шпаргалка по "Всемирная история"