Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Всемирная история"
К 6 в. распростр коммендация – добровольное вступление небогат. малоземельн. человека под личное покровит-во крупного землевладельца (служит за кров и пищу, оставаясь лично свободным). Появл-ся прекарные сделки. Прекарий – земельн надел, который получ. кресть-ин от землевлад. для обработки за уплату частью урожая (прекарий данный). Прекарий возвращённый: передача права собств-ти магнату или монастырю, используя землю уже на правах держания. Прекарий с вознаграждением – землевлад-ц прибавляет кресть-му наделу некотор. кол-во земли. Прекарист лично свободен, но эконом-ки зависим. Т.О. виден процесс феодализации франк. общ-ва. Опора королев. власти - земля и дружина. На короля влияет корол. совет (его состав: родня, духов-во, крупн землевлад.) Основа армии – ополчение свобод. воинов (воен. смотры – мартовские поля). Был суд: (председ-ль суда; суд исполнителей - от имени короля). Админ. единицы – сотни, графства. Были подушные и поземельные сборы. Король управл. гос-вом как своей вотчиной. Гос. аппарат примитивен (не было чёткиого разделения ф-й у должн. лиц). При сыновьях Хлодвига – ослабл. корол. власти. Последние Меровинги – «ленивые короли» - они не управляли, а лишь веселились. Управл. мажордомы (мэры дворцов). Мажордом Австразии - Пипин Геристальский (основал дин. Каролингов) объединил франкские земли. Начин. новый этап разв-ия гос-ва: наступление крупн з/вл-цев на земли свободн аллодистов; распрост-ся коммендация и прекарные сделки.
Карл
Мартелл проводит бенифиц-ную реформу:
земли с кресть-ми жалуют не на правах
аллода, а в качестве бенефиция. (условное
земельн. держание за военн службу на время
её несения); земля перед. по насл-ву при
условии несения службы. Карл Великий
– t расцвета гос-ва; походы в Италию, против
саксов, в Испанию, в Баварию. Представители
центр. власти на местах – графы и бароны.
Армия – из корол-их бенифициариев (сборы
конных вассалов – майские поля). Заканчив.
формиров. слоя феодалов, завис. крест-ва.
При внуках Карла – распад фр. кор-ва. 843
г – в Вердене – договор о разделе Франк.
кор-ва.
14. Развитие стран Зап. Европы в 9-15 в. Проблемы социально-экономического и политического развития (на примере Англии).
В целом, в этот период завершается процесс формир. феод. отношений (где-то раньше, где-то позже. В Англии – в 11 в.). Общие черты: феод. земел. собств-ть в виде вотчины (сеньории) и мелкое индивид. хоз-во крестьянина. Основн. масса кр-н наход-сь в той или иной зависимости – поземельн., личной, судебной. Лично завис. кр-нин платил произвольную талью, подушный налог, брачный налог, посмертный побор. Феод. рента в 3 формах – натуральная, отработочная, денежная.
Была феод. иерархия: на верху – император, свет. и дух. знать (герцоги, прелаты, графы, архиепископы, епископы, аббаты крупнейш. монастырей), их вассалы – бароны, ниже - мелкие феодалы – рыцари, у кот. не всегда были вассалы. Правило подчин. вассалов сеньору: «Вассал моего вассала – не мой вассал» (в Англии по Солсберийской присяге 11 в. – «вассал моего вассала – мой вассал»). Среди церковных феодалов своя иерархия: папа римский, кардиналы, архиепископы, епископы, аббаты, приоры, кюре, викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот. Основой и обеспечением вассальных отношений является феод. Передача феода вассалу сеньором называлась инвеститурой. Вассальные обязат-ва запутанные и часто не соблюдались. Отнош. м/д феод/ и кр-ми складыв/ противоречиво (притеснение, гнет, защита от других феодалов). Часты войны («божий мир»). Церковь – центр политич., духовн., к-ной жизни.
М\д отдельными королевствами шла постоянная б-ба. В 9 в. – объед. и гос-во стало называться Англией. Сопротивл. оказал датский король Альфред (ему отошёл Ю-З Англии). Но в 10 в. датчане подчинены и создано единое гос-во. В к. 10 в. возобн. датские нашествия. Англия вновь попала под их власть (н. 11 в.). Но ненадолго.
В 1066 г.-завоев. Вильгелмом Англии. Земли англ.знати котор-е его не признали,раздовались франц. феодалам. 1\7 всех земель перешло в королевский домен. Вильгельм раздавал земли баронам в разных концах страны, что-бы их ослабить; провёл земельн. перепись, по итогам кот. стал взимать зем. налог. Вилланами (зависимыми) – становились даже свободные, несшие поземельн. повинность. Община подчинялась манору. Его хозяйство обрабатывал. зависимыми. Кр-не делились по кол-ву земли – вилланы, бордари, коттеры, бзземел. сервы, фригольдеры, подсудные лорду – сокмены.
Внеш. торговля: с Норманд. и Фландрией. Вывоз шерсти, свинца, олова. Короли продавали городам хартии вольностей. В 13 в. склож. внутр. рынок с центром в Лондоне. Натур. рента замен. денежной (коммутация). Но барщина еще преобладает. Иоанн Безземельный неуд. Воюет с Фр. и теряет часть своих террит. Во 2 полов. 13 в. возникает англ. парламент (бароны, епископы и по 2 представит. от графства и города). Парл. Вотировал налоги, издавал билли; палата Лордов – высш. суд. инстанция. Чума сер. 14 в. унесла ¼ насел.=> дефецит раб силы, рост з/п. 2 полов. 14 в. – движ. за реформацию церкви. Джон Виклиф доказывал, что Папа должен подчин. светской власти, нужна секуляр., ставил под сомнение «благодать» дух-ва, п/в индульгенций; церковь не нужна: единств. источник веры - Библия. Он предан анафеме. Его учение подхватили Лолларды. 14 в.- восст. Уота Тайлера, вызвонное сборами на столет. войну. Он захват Лондон. Треб. отмены креп. права, секуляриз. земли, отмену сословий.
15 в. –
феод. порядки еще сильны, но центр с/х
про-ва перемещ в мелкотовар кр-ое хоз-во,
появл. мануфактуры.
15. Византия 4-15 в. Социально-экономическое и политическое развитие.
Византия — рез-т раздел-я Рим имп на Вост и Зап (395). Состав: Балк п-ов, М. Азия, Сирия, Палестина, Египет, о-ва Эгейск. Моря. Господств. полож. в общ-ве заним. греки. Занятия: землед., хлебопаш., виноград-во, скот-во, развед. оливок. Типич форма общины—митрокомия—сосед община кр-н, владевш. небольш. участк. земли с широк правами собств-ти. В деревне была долгосроч. аренда. Широко распр колонат и рабство. Много городов (Эфес, Эдесса, Тир, столица-Конст-ль). Развито мореплав. и морск. торгов. Ввозили шёлк, слон. кость, золото и драг. камни. Вывозили: ткани, стекл. изделия. Виз. монеты—золотые солиды—межд. валюта. Виз-я—монархия: во главе – император (вся законодат. и исполнит. власть); власть императ. огранич. Сенатом (Синклитом), Гос. Советом (Консистория) и Димами (организ-я свобод. Граждан. Она имела хоз., полит. и воен. ф-ии). Были неск. ведомств. Управл-е централизовано. Армия в 4-6 в.: практик. замена поставки рекрутов уплатой ден. взносов; больш. роль играли наёмники-варвары. Церковь зависела от иперат. власти. Ей принадл. много земель. Дух-во освобожд. от налогов (кроме поземельного).
Юстиниан I (6 в.)—наивысш. расцвет империи; внутр. стабилиз. (усиление централизации, р-ие эк-ки; покровительствовал росту крупных церк. землевладений в ущерб аристократии) и внешн. завоев-ия.
Были партии: венеты (сенаторы, аристокр-я и круп. землевлад.), прасины (купцы). Юстин-ан I покровит. венетам и преследовал прасинов. Обе партии требов. сокращ. налогов и отставки некот. чиновн. Внеш. полит. Юстиниана: идея восстанов. Рим империи; захватывает С. Африки и Италии.
При приемниках Юстиниана I—период упадка. Рост крупн. землевладения (эксплуатац. зависимого насел.). Широко распр. патронат; патроны—круп землевл-цы; многие ранее свобод. землед. оказ-сь в завис-ти от них.
В 7 в. – фемная реформа. Виз. делилась на 7 фем (в 10 в. – на 31 фему). Во главе фем стояли стратиги (воен. и гражд. власть).
В 8 в. Виз. Захватывает Сирию и Болгарию; растет круп. феод. землевлад. и наступл-е феодалов на своб. кр-н (в 9 в. – антифеод. восст-ие Фомы Славянина, кот. было подавлено).
Византия 9-12 в. ведёт тяж. войны. Р-ие тов-ден. отнош. Свобод кр-во было основой могущ-ва империи.
В 10 в. преоблад. формой феод. ренты была денежная при существенной роли продуктовой. В 11 в.-рост повинностей. Рост городов; развитие торговли с Востоком, Русью, Зап. Евр. В ремесл. пр-ве появл. корпорации. Усложняется система управл. империей: важнейш. ведомства: геникон (сбор налогов); воен. ведомства (снабжение армии); ведомства внешн. сношений (дипломатия, разведка). Ф-ии ведомств не были чётко разгранич. Был Синклит—совет (чин-ки и вельможи), кот. имел больш. влияние на полит. двора. Церковь была подчинена гос-ву.
В 14 - 15в.-
наступл. на общину – она теряет самоуправл.
Растет товарность с\х. Торгов. с генуэзскими
и веницианскими купцами. В 14 в. – гражд.
война и ослабл. Виз. Пользуясь слабостью
Виз., турки громят болгар, сербов и идут
на Византию и захв. Адрианополь. В нач.
15 в. турки остановлены. Вновь турки идут
на Византию в сер. 15 в. и в 1453 г. взяли К-ль.
16. Средневековый город Зап. Европы: генезис, основные черты.
Среднев. город – специфич. поселение, с особой топографией, со значительным плотным населением; в нем сосредоточены товарообмен и товарн. пр-во, институты власти, культа и к-ры. Город – это образ жизни, со своим бытом, формами общения, своей субкультурой. Город – это порождение средневековья. В ср. века городом считалось поселение, получивш. от властей статус города, закрепленный особ. грамотами и имеющее внешн. атрибуты – стены, ров, много улиц, жителей, ратушу, собор, церкви, порт, рынки, админ. учрежд., уличн. толпу.
Теория происхождения: (их более 10).
1. Романистическая (Савиньи, Тьерри, Гизо) – средневек. города и их учреждения – прямое продолжение поздних античных городов; 2. Вотчинная (Эйхгорн) – основа р-ия – феод. вотчина; 3. Марковая (Белов, Гирке, Мауэр) – выводят из свободной сельской общины (марки); 4. Бурговая (Мэтланд) – города возникли из крепостей (бургов) и на их праве; 5. Рыночная (Шредер, Шульте) – городское право возникает из рыночного, кот. действовало в местах где велась торговля; 6. Торговая – вокруг купеч. факторий.
Т.О. много концепций р-ия феод. города – это следствие обществ. раздел. труда, р-ия тов-ден. отнош., соц-полит. эволюции общ-ва.
Условно можно выделить след. этапы р-ия городов: 1). 4-5 в. – путь от эмбриона до раннего города с набором новых ф-ий и признаков; 2). 5-8 в. – ранний город (политич. и торгов. центр); 3). 9-13 в. – появл-е средневек. города (быстрее они появлялись и развив-сь на Юге. Раньше других – в Ит. и Ю. Франции – к 10 в.).
Кр-не и ремесл. уходят из деревень, селятся в местах с благопр. услов. для дел, связанных с рынком. Могли селиться вблизи вотчин, замков для сбыта товаров. Селились у пересеч. дорог, переправ, мостов. Основное население города занято в сфере пр-ва и продажи товаров: ремеслен., торговцы и промысловики заняты продажей услуг, и обслуживанием рынков; также были матросы, возчики, носильщики. В крупн. городах – феодалы, представит. королев. и местн. администрации, нотариусы, врачи, преподаватели, зажит. часть дух-ва (белое,черное). Горожане несут сторожев. службу, состоят в ополчении. Центр. место в городе – рыночн. площадь, город. собор, ратуша (орган самоуправл.). Ремесленник самостоят. вёл своё хоз-во и не так сильно нуждается в земле как в средствах пр-ва (гор. ремесло развив-сь быстрее с/х). Были корпорации: цехи ремесленников и гильдии купцов. Крупн. купцы входили в патрициат, затем получали дворянство. Развиваются ярмарки. Возникнов. цехов связано с: 1. защитой произв-ва от сеньоров, позднее – патрициев и конкуренции чужаков, 2. с целью установл. к-ля над произв-вом и продажей продукции. Цеховому ремесленнику помогали 1-2 подмастерья (ученики). Строгая иерархия: ученик-подмаст-е-мастер. Сущест-ла регламентация произв-ва: мастер должен выпускать прод-ю опред. вида и качества. Цехи объединяли горожан в борьбе с феод-ми и имели своего патрона. Т.о. в город. б-бе 3 этапа: 1. горожане п/в феодалов; 2. цехи п/в патрициев; 3. низы п/в богатых ремесленников и купцов.
Отлич.
ср. города от античн. полиса в том, что
он сразу социально стал отделяться от
деревни, превращ. в центр товарн. обмена,
епархии, управления и укрепл. пункт. К
городу примыкали торгово-ремесл. предместья,
сельская округа, где горожане владели
землями. Внутри города тоже были пашни,
огороды, выпасы. Р-ры городов невелики
(большими счит. города с 20-30 тыс. жителей.
Самые крупн. – Париж, Севилья, Милан и
др.).
17. Христианская церковь в средние века.
С 5 в. христ-во станов. единственно признанной религией Рим. империи. Католич. церковь была построена по иерархич. принципу. Во главе-папа римский; затем-архиеп., епископы, аббаты, священники, монахи. Рим не сразу стал центром христиан. общины. Ок. 4 в. в христ. общине Рима появ. легенда, что её основал апостол Пётр, ставший её 1 епископом. Это и определило ведущ. роль Рима в христ. мире. Рим. епископы с нач. 6 в. стали использ. в кач. своего титула термин «папа»; тогда же титул стал принадл. исключит. епископам Рима. Офиц. датой основания пап. гос-ва считается 756 г. Получив из рук франк. короля Пипина Короткого земли – образована Папская обл. В нач. папы избир-сь дух-вом и крупн. свет. феод. Один из Латеранских соборов (11 в.) вынес решение о выборах пап только кардиналами. За императ. сохран. право утвержд. или отклон. канд-ры папы (это право отменено в к. 12 в.).
Уже в Рим. империи на церковь помимо идеологич. ф-ий, возлаг. и политич. Церковн. иерархия б. подчинена деспотич. власти императоров. Низш. звеном церк. иерархии был церковн. приход во главе с приход. священником. Приходы обьед-сь в епархии (диоцезы.) во главе с епископом; диоцезы – в митрополию во главе с архиеп. (на востоке – митрополитами).
К сер. 5 в. было 5 христ. центров: К-ль, Рим, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Христ. церковь в Византии и на Западе развивалась по-разному. В основу своей организации восточно-христ. церковь положила админ. деление Восточно-римской империи. Из 4 патриархий, сущ. на Востоке (К-ль, Рим, Александрия, Иерусалим) первенство было у К-ля.
Вост-христ. церковь наход. в полн. власти императора. На Зап. положение др.: слабость варварских гос-в привела к тому, что епископы стали претендовать на политич. верховенство. Со временем между зап.-христ. и вост.-христ. церквами возникли различия: в организации, догматике, культе, например непризнание правосл. церковью изменения в символе веры, утвержденного католич. церковью в 9 в. и уточненного в 13 в., - о том, что святой дух исходит и от сына; или непризнания ею же непорочного зачатия Богоматери. Поводом к окончат. разрыву м\д зап. и вост. церквями – спор из-за подчинения церкви Ю. Италии (принадлежала Византии, но папа счит. её своим леном).