Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Всемирная история"
Дух-во облад. монополией на интеллект. образование. В руках церкви было мощн. оружие – отлуч. от церкви – интердикт. Христи. церковь насажд. веру в почит. святых мощей и веру в чудеса. Монашеское движение – зародилось на заре ранн христ-ва в вост. провинциях Рим империи. Восточн. монахи – индивидуальн отшельничество; на зап. – традиции монашесих общин. Образ жизни – молитвы, физич. и интеллект. труд, + воспит. и обуч. детей окрестной знати.
В 6-7- в. – монастыри преврат. в крупн. вотчины.
В 13-14 в.
тяж. Период для католич. церкви. Конфликт
между папой Бонифацием VIII и франц.
королем Филиппом IV привел к тому,
что папой избран ставленник франц.
короля Климент V и резиденция пап
была перенесена в Авиньон (А. пленение
пап). Зависимость папства от Фр. вызывала
недов. в др. странах и привела к их отказу
в той или иной степени от платежей в пользу
пап. На вселен. соборы съезжались представит.
дух-ва, а частью и послы свет. государей.
Соборы 12-13 в. устанавливали – «божий мир»,
«божье перемирие», льготы крестон. и их
семьям, запрещ. воен. помощи врагам христ-ва,
б-ба с пиратством, обсужд. канд-ры на императ.
престол и др.
18. Итальянский гуманизм и Возрождение в 14-15 в.
В.– это период в культурн. р-ии стран З. и Ц. Европы, переходный от среднев. к-ры к к-ре нов. времени. Периодизация – для Италии – 14-16 в., для всех остальн. стран – к. 15-17 в. Черты В. – гуманизм, античн. наследие, свет. хар-р. Г. – идейная основа Возрождения; Г.-это мировоззр., подразум-е ценность человека, охватывающее науки и искусство. Наиб. ярко В. прояв. в Италии, т.к. в Ит. не было единого гос-ва: основ. форма политич. существования – небольш. города-гос-ва с респуб. формой правления; феодалы слились с банкирами, богат. купцами и промышленниками. Поэтому в Ит. феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества м/д городами, ставила на 1 место не происхождение, а личн. способности. Была потребность не только в энергичн. и предприимч. людях, но и в образованных. Появл. нов. тип человека: делового, хозяина жизни. Поэтому появл. Г. направл. в образовании. В. принято делить на Раннее (н. 14 – к. 15 в.) и Высокое (к. 15 – 1 четв. 16 в.): такое деление применимо непоср. к Ит. К этой эпохе относят величайших художников Ит. – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Хотя наивысш. расцвета В. достигло на Апеннин. п-ове, его феномен распростр. и на др. части Европы. Сходные процессы к С. от Альп получ. назван. «Северного Возрождения». Сходн. проц. Происх. и во Фр., и в городах Герм.. Среднев. человек, и люди Нов. времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в. Рим. империи, продолж. и, к-ная традиц: латынь, изучение римской лит-ры. Но в эпоху В. люди устремили свой взгляд в античность, в кот. увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья, главным образом, отсутствие всеобъемлющ. власти церкви, духовн. свободу, отнош. к чел. как к центру мироздания. Именно эти представл. стали центр. в мировоззр. гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям р-ия, породили стремл. воскресить античность в полн. объёме, и именно Ит. с её огромн. кол-вом римских древностей стала благодат. почвой для этого. В. вошло в историю как период необыкнов. взлёта искусства. Если раньше произв-я искусства служили больше церковным интересам, то теперь создаются пр-ия, чтобы удовлетворить эстетич. потребн. человека. Г. счит., что жизнь д. приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли Данте Алигьери, Петрарка, Джованни Боккаччо: «Декамерон», Лоренцо Валла «Размышл. о подложном и вымышл. Даре Константина».
Они и
явились основополож. и ренессансной
лит-ры, и самого гуманизма. Свою эпоху
Г. воспринимали как время расцвета, счастья
и красоты. Но это не значит, что она
была лишена противоречий. Главн. противореч.
было то, что Г. оставался идеологией
элиты, в народ. массы новые идеи, не проникали.
Да и у самих Г. было иногда пессимистич.
настроение. Страх перед будущ., разочарование
в человеч. природе, невозм-ть достижения
идеала в обществ. устр-ве пронизывают
настроения многих деятелей В. Наиб. показат.
в этом смысле было напряж. ожидание конца
света в 1500 г. В. закладывало основы новоевроп.
к-ры, новоевр. свет. мировоззр-я, новоевр.
независ-й личности. Зрелых форм Ит. Г.
достиг в 15 в. Тогда намет-сь неск. направл-й
Г.: гражданский (задача – воспит. идеальн
члена общ-ва, патриота); политич. (для обоснов-я
политич. событий); моральный аспект (решал
в-с значимости церк. и-тов); педагогич.
направл. (зад.-воспит. детей). Т.О. Г. отриц.
традиции Среднев. к-ры: учение Г. шло вразрез
с уч. церкви: антропоц-м, рацион-м, свет.
этика, призыв к свободомысл. - знаменовали
отход от принципов Среднев. мировоззр.
19. Реформация в странах Зап. Европы. Её региональные особенности. Контрреформация.
Р. – широкое религ. и соц.-политич. движ. за корен. обновление церкви, развернувшееся в 16 в. в больш-ве Европ. стран. Р. положила нач. новым религ. течениям и сектам. Р. вербовала своих сторонников во всех соц. слоях, и каждый из них истолков. ее задачи в соотв. со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Р. – то узкое, ограниченное религ. переменами, то доходящие до идей всеобщ. переустр-ва существ. порядков.
Основн. причины Р. были связ. с кризис. католич. церкви и обострением комплекса обществ. противоречий в эпоху начавшегося разлож. феод. строя. К нач 16в. в Ц. и З. Европе возросли матер. и полит. претензии катол. церкви. В сред. века она- идеол опора феод. строя и претенд. на полит. гегемонию. Это вызывало недов-во феодалов, горожан (зарождающаяся буржуазия). 15-16 в. – королев. власть стран, вставших на путь гос. централизации давала отпор притязаниям церкви. В раздроб. Герм. папство не идёт на уступки. В Герм. Р. нач-сь рашньше, объединив широк. слои насел. Р. в Германии – знамя широкой антифеодальной б-бы (как и в Нидерландах). Треб-я церк. реформы б. в каждой программе полит. реформ. Общественному подъёму спос-ло гуманист. движение. Бурж. отнош-я создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандир. научн. мировоззр., б-бу со схоластикой, «?» о нац. р-ии немцев (Агрикола, Ротердамский). 16 в. – эк., соц. подъём, в сочетании с полит. раздроб-ю, -причина широкого обществ.хар-ра Р. Германии, она стала 1 битвой против феодализма. Нач. Р. связано с выступл. М.Лютера п/в индульгенций (95 тезисов): чел-к спасается не ч/з церковь, обряды, а через веру, даруемую богом=> духов-во не д. господств. в мире, оно лишь д. разъяснять Библию и склонять к вере; призывал действ-ть оружием п/в сторонн-в папства. Он настаивал на сокращ. расходов на церковь, что отвеч. интересам бюргерства. Народ восприин. Р. как требов-е церк. реформ, и соц. освоб-ия. Но Л. постепен. отходит от б-бы (радик. слои бюргеров - недовольны). Радик направление –Т. Мюнцер: един-й источник веры –Библия, Бог есть везде; сторонник соц. переворота (кр-во+гор.беднота), а свящ. писание лишь указ-ет необх-е действия; власть нужно отдать народу, уничтожить двор. замки и мон-ри. Р. – это путь к революц. переустр-ву об-ва. На основе идей и деят-ти реф-в разг-ся крест. война. Подавление войны=>усил. кн. власти. Во многих городах Герм. закрылись мон-ри, ввод. реформиров. богослужение. На сторону Р. переходят нек. имперские князья, заинтересов. в секуляризации. По итогам 2 Шмалькальденских войн признав-сь равноправие католиков и протест. Местные князья получ. право определять религию своего княж-ва. В р-те в Герм. в 16 в. слож-сь 2 групп. княжеств – католическая (наследств. земли Габсбургов), и протестантская (остальные княж-ва). В Англ., Дании, Швеции Р. - детище церковн. политики королей, проводилась сверху, в Швейцарии ее поборниками были исключительно горожане. Всюду проводилась секуляр. церковн. земель, что вело к укрепл. свет. власти, двор-ва, бюргерства. В целом Р. нанесла удар по римско-католич. церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общ-ва.
Контрреф.-реакц.
церкви на новые явления в соц.-политич.,
религиозной и к-ной жизни общ-
Оплот
контр. – Испания, Герм., Австрия – где
были сильны позиции катол-ма. Тридентский
собор сохранил устои катол. церкви; отверг
попытки измен. догматов; протестантов-анафеме,
папство укрепило все звенья церков. организации.
20. Западноевропейский абсолютизм. Его региональные особенности.
А. – последняя форма р-ия феод. гос-ва. Явление это возник. в период разложения феод строя. При А. во главе гос-ва – король, царь, император, он- единств. источник з-нодат. и исполн. власти; уменьшение роли сословно-представит учреждений (хотя Англ. парламент – особ-ть англ. абсолют-ма), опора на: бюрократию и разветвл. чиновничий аппарат, регулярн. армию, суд, и более совершен. фин. систему. Используя противоречия сословий, монархия смогла возвыс. Лавирование м\ду старым дворянством (политич. влияние) и раннебурж. элементами (фин. власть) – тоже характ. черта А. Абсолютизм покончил с сепаратизмом феод. знати и уничтожил остатки полит. раздробл-ти. Для А. монархий хар-на полит. меркантилизма (субсидии мануфактурам, покровит-е пошлины). С р-ием капит-ма абсолютизм утрачивает прогресс. х-р, стала задерживать р-е капитализма.
Региональные особенности.
Франция – классич. А. Черты Фр. А.: большой бюрократич. аппарат, коррупция, превращ. должностей в наследственные, фаворитизм, продажа гос постов (взимался налог с продажи поста), союз церкви и гос-ва, сакральная природа корол. власти; уменьшение роли сословно-представит. органа – Ген. штатов, ликвидация гугенотов (религиозная пол-ка ). Опора А. – двор-во («шпаги» - старое и «мантии» - новое); постоянная наёмная армия. Суть Фр. А. – это общ-во и гос-во Стар. порядка, относившееся к перех. периоду от феодализма к капиталистич. типу.
Англия: король-верх. правитель, его власть имеет божеств. происхожд. Особ-ть Англ. А.-наличие парламента, кот. имел законодат. ф-ии; слабость бюрократич. аппарата на местах; небольшой аппарта центр. управления; отсутствие постоян. армии (было ополчение).
Испания: А. имел весьма своеобр. хар-р. Короля окружал почти божеств. ореол, как и во Фр., молва приписывала ему дар исцеления нек. болезней. Больш. роль играли чиновники; двор-во заним-ло муницип. д-ти и служило в корол. советах; огромный бюрокр. аппарат; фаворитизм; слабость торгово-предпринимат. кругов; огромн. армия. Исп. А., в отлич. от др. европ. стран, не сыграл прогресс. роли; в своей политике ориентировался на интересы феодалов и церкви; не смог обеспечить подлинной централизации.
Германия – А. сложился поздно: со 2\2 16 в. В Герм. утвердилась идея универсальной католич. монархии Габсбургов и княжеского территориального А. Не решена проблема объединения.
Италия:
А. в Ит. именуется региональным, существует
в трех вариантах - классическом варианте
– Савойя, испанском – Неаполь; итальянском
– возник в итальянских городах-гос-вах,
в кот. сущ-ла р-ая экономика и мощь город.
аристократии.
21. Зап. Европа в 16 – первой половине 17 в. Проблемы социально-экономического и политического развития (на примере Англии).
В отлич. от др. стран Европы, в Англ. разлож. феод отнош. и зарожд. капит. пр-ва происходили более интенсивно. А. – центр миров. торговых путей. В 15 в. – отмен. барщинной система хоз-ва и кр-не освобожд. от личн. завис-ти; начинает развив-ся мелкотоварн. кр-кое хоз-во, а двор-во переходит к бурж. методам ведения хоз-ва. Поначалу накопление идет более интенсивно, чем в др. странах (отчасти благодаря колон. грабежу в Ирландии). В 16 в. главн. отрасль пром-ти – сукноделие; экспорт сукна – важная статья англ. экспорта. Развито и хлопчат-бум. пр-во, (сырьё везли из стран Леванта); также развив-сь пр-во шёлка, полотна и кожи, сахароварение; судостроение. Важн. предмет англ. экспорта – свинец и олово. В 16 в. – в пр-ве нач. исп. камен. уголь. Часто использ-ся труд мастеров-эмигрантов; преобладало мелкое ремесл. пр-во. Сохранялся и цеховой строй.
В деревне: аграрн. переворот, вызв. повышением цен на шерсть; овцеводство стало выгоднее земледелия. Лорды превращ. земли в пастбища, захватывают общин. угодья, сгоняют кр-н-держателей с наделов. Т.о. в Англии созд. масса обезземеленных людей, кот. вын. б. продавать свою раб. силу владельцам мануфактур и крупных ферм. Мануфактуры и фермер. хоз-ва не в состоянии поглотить всю массу согнанных кр-н. Короли начин. издавать жестокие з-ны п/в бродяг и нищих (т.н. «Кровавое з-нодательство»). Они имели целью предотвратить восст. согнанных кр-н и обеспечить приток дешевой раб. силы.
В этот период слож. един. нац. рынок. Вся внешн. торговля Англии – в руках крупн. торгов компаний англ. купцов, получивших ряд привилегий от правит-ва (Ост-Индская тогр. комп.). В Лондоне была Биржа; Лондон расцветает. Разв-ся и внутр. торговля.
Англ. феодалы расслаиваются на старое (взимало феод. повинности) и нов. дворянство (использ-ли кап. способ пр-ва). Нов. двор-во быстро увелич-ло земельн. владения за счет крест-х земель. Шло расслоение и в среде кр-ва.
В этот период правят Тюдоры. Бюрократич. аппарат на местах был слабым. Для усиления своей власти Тюдоры исп. Парламент, кот. в р-те войны Алой и Белой Роз остался без крупных феодалов (кот. были в оппозиции королю). Не было постоянной армии.
Разворачивается
реформация (секуляриз-ия церк. владений).
Создана нов. церковь – англиканская (равенство
католич. и протест. церквей). Тюдоры выраж.
интересы старого двор-ва. Поощряли р-ие
торговли, колониальн. экспансию, судостр.
и мореплавание; пол-ка протекционизма.
Внешняя полит.: завоевание Ирландии (земля
передав-сь англ. колонистам). Вела успешную
б-бу за колонии с Испанией. В нач. 17 в. возрос
налог. гнет, росли цены из-за войны с Испанией.
Склад. оппоз. абсолютист. режиму в лице
нов. двор-ва.
22. Английская революция 17 в.: причины, основные этапы, итоги.
Причины: Англия – абсолютная монархия. Интересы экономически крепнувших джентри и буржуазии не учитывались абсолютизмом, т.к. шли вразрез с его сосбств. интерес. (по-прежнему взим-сь феод. платежи; бурж. требов. легализации огораживаний; недовольны отсутсв. протекц. мер на внутр. рынке и плохими условиями для торговли англичан за границей). Центр недовольства – палата общин (именно здесь конц-сь джентри. Тогда как палата Лордов – на стороне абсол-ма). Идеолог. причина – пуританизм (Пур. требов. реформир. англиканской церкви: отвергали пышную обрядность, были стор. дешёв. Церкви; а главное - сущ-ую церк. организацию во главе с королём – требование, соотв-е настроениям буржуазии). Народ был недоволен ростом налогов, цен и пошлин, обезземеливанием (цены росли из-за войны с Испанией. Затем сближ. с Испанией – а она – главн. конкурент англ. буржуазии в море и в колониях); недов. рабочие (голод, рост цен опережал рост з/п.). Политич. причина: попытка абсолют-ма управлять гос-вом без парламента, поскольку он до поры до времени был послушен кор. власти. Палата Общин концентрировала антиабсол. настроения. Парл. неск. раз распускался, т.к. Стюарты добив-сь упрочения абс-ма.
Этапы:
1. начальн. этап (1640-1642). Происходит становление революц. власти. Король вын. б. созвать парламент в связи с восст. в Шотландии. Парл-т объявил себя Долгим (постоян. работающим) - нач. революц. Конец этапа – отказ короля принять «Велик. Ремонстрацию» о своб. торговле и реформе церкви и попытка короля соверш. контрревол. переворот и арест-ть лидер. оппоз-ии);
2. 1642 – 1647 (1 гражд. война: нач. войны короля и парл-та. Конец этапа – издание Парл-том з-нов, кот. не решали крест. аграрн. проблемы. Новый взрыв народ. недов-ва);