Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Всемирная история"
Этапы: 1950-1960 г.: образование основных Европ. сообщ-в: ЕОУС (план Шумана на интегр-ю с ФРГ с целью формир-ия наднацион. органа, в ведение кот. передав-сь в-сы добычи и пр-ва угля и стали), Европ. оборонит. сообщ-во (план Рене Плевена на создание общеевроп. армии под наднацион. командов-ем. ЕОС в перспективе д.б. слиться с ЕОУС в единую стр-ру, руковод. общими политич. органами. Пооект ЕОС отклонён Францией), Римские договоры (появление ЕВРАТОМА – объединение для мирного использ. атомн. энегрии с целью снятия остроты энергетич. кризиса; и Европ. эк. сообщ-ва – сотруднич-во в обл. эк-ки с целью добив-ся свободного перемещ. услуг, капиталов, раб. силы); создание единого органа по принятию политич. решений. Превращ. Европ. интеграции в необратимый процесс. 1 период закончен в 1966 г. с подпис-ем Люксембургского компромисса.
1966-1985 г.: период застоя в Евр. интеграции. Ничего нов. не создано (хотя процесс интегр. не прекращ-ся). К Европ. сообщ-ву присоедин-ся Англ, Исп, Греция. Проведена реформа европарламента – в него впервые не назнач-сь парламентарии конкретных гос-в. Созд-ся Европ. валютная система – «европ. змея», кот. ок-сь неживучей и придумали «экю» - для безналичных внутр. расчётов. Формир-ся Европ. право.
1985-1992
г. С приходом к власти Горбачёва перед
Евр. сообществом встала задача укрепл-ия
своих позиций и превращения ЕС во 2 полюс
мир. эк. отношений. Принят Единый Европ.
Акт (образование Европ. Союза, кот. предполагал
более сильную интеграцию; окончат. создание
един. Европ. рынка, в кот. свободно передвиг-ся
услуги, деньги, товары, раб. сила; укрепл.
Европ. безоп-ти; расширение Евросоюза
– появилась теория расширения кругов
Евросоюза, в кот. поэтапно определены
страны для включения).
Заложены организац. моменты, кот. нашли
отраж. в Маастрихтском договоре 1992 г.,
кот. придал Римским договорам статус
з-нов (реализ-ся идея расширения Евросоюза
– сейчас почти все страны В. Европы входят
в него. Сейчас Евросоюз планирует интегрировать
страны Магриба и Турцию). В 1999 г. введена
Евро (единая Европ. валюта. К ней не присоед-сь
Дания и Англия). Евросоюз не создал свою
систему европю безоп-ти (она по-прежнему
базир-ся на НАТО, а значит – под контролем
США). Нет к-ии Евросоюза. Сейчас Европа
должна «переварить» расширение 90-х годов.
43. Китай во 2 половине 19 в.
В р-те опиумной в-ны (1 полов. 19 в.) был подпис. неравнопр. Нанкинский д-р с Англ. и др. аналог. д-ра с США и Фр., кот. полож. начало полуколон. закабалению страны. Пораж. в войне показ-ло экономич. и политич. отсталость Цинского Китая и подорвало авторитет Цинов. Важным соц. следств. войны было резкое ухудш-е полож. народа (увелич-е ввоза иностр. товаров вело к разор-ю ремесл-ков; война требов. огромн. ср-в – ввод-сь нов. налоги, кот. лож-сь на кр-н). Сит-ю обострял один из самых тяж. за весь 19 в. неурожаев. В р-те было много народ. волнений, кот. носили хар-ер и антиимпериалистич. и п/в Цинов. Крупнейшим было Тайпинское восстание (1850-1864 г.). У них было сильн. войско со строг. дисципл., создали своё гос-во (монархич. форма правл.), в кот. было своё законод-во: уравн. женщ. в правах с мужч., уровнит. распредел. земли. Тайпины успешно отраж. натиск цинских войск. Однако – с сер. 50 г. – упадок восст., кот. был связан с расколом в лагере тайпинов: убиты лидеры восстания. Капит. державы решили использовать Тайп. восст-е для оканчат. закабаления Кит.: Англ, Фр, США и Россия навязыв. Кит. нов. договора, кот. усилили закабаление Китая: они получ-ли возм-ть проникать во внутр. р-ны Кит. и установили своё влияние на Пекин. правит-во. Но для реализации этих д-ров надо было расправиться с Тайпинами. И кап. державы в союзе с Цинами подавили восст. (однако ещё неск. лет отдельные тайп. отряды продолж. сопротивл.). Причины пораж-я: раскол среди тайпинов; б-ба п/в конфуцианства (их религией было христ-во) оттолкнула от тайпинов старые госп. классы, кот. стали воевать на стороне Цинов; поддержка Цинов со стор. Зап. держав. Восстание потрясло основы феод. цинской деспотии, втянув в освободит-ю б-бу п/в цинов и кап. стран огромн. кол-во насел; дало важный опыт вооруж. сопротивл-я захватчикам.
Пораж. в опиумных в-нах и тайпин. восстание заставили Кит. правит-во отказ. от традиц. политики «самоизоляции» и проводить полит. самоусиления (посл. треть 19 в.), основ. на изучении китайцами передового опыта зап. стран. Заимствуя Зап. технологии, считалось, что Кит. не брал чужого (т.к. в основе курса была конфуц. идея о первопричинности знаний: что все изобретения изначально сделаны в Кит). Направл. политики самоусил.: подгот. солдат; строит. соврем. судов и машин; изыскание ср-в на содерж. войск; привлеч. к управл. лишь способных людей; проводить все эти мероприят. в теч. длит. периода времени. В р-те в Кит. появл. промышл. предприят.; военные пр-ва; строятся ж/д. Вытесн-ся иностр. импорт. Кит. приобрёл внешние атрибуты гос-ти: флаг, дип. корпус. Но все измен-ия не затрагив. основ матер. и дух. к-ры Китая; не измен-сь политич. и правовая система. И эта политика законч-сь провалом: Кит. потерпел пораж. в войне с Фр. и Японией, что ещё больше обострило недов-во цинами. Пораж. в войне с Яп. в 90 годы и было оконч-ем политики самоусиления. Причины краха этой политики: стремление цинов сохранить феод. порядки в новых условиях.
Пораж.
в войне привело к появл. и
организац. оформлению 2 политич. направлений:
реформаторского (Кан Ювей – широкая программа
реформ в обл. политики, эк-ки, воен. дела;
введение конституц. монархии) и революц.-демократического
(Сунь Ятсен – революц. свержение цинов).
В к. 19 в. Кит. идёт на дальнейш. уступки
иностр. державам, что активизировало
народн. выступления. В р-те цины капитулировали
перед державами. А импер-р под влиянием
патриотич. подъёма проводит умеренные
реформы (100 дней реформ), направл. на превращ.
Китая в сильное гос-во. Но они не были
реализованы. Отмена реформ и проникнов-е
держав усилили антииностранные выступления:
в к. 19 в. – восстание ихэтуаней, кот. законч-сь
неудачей (его не поддержали ни Сунь Ятсен,
ни Кан Ювей). Но в нач. XX в. усилив-ся рев-дем.
движ-е Сунь Ятсена во многом под влиянием
1 рус. революции 1905 г.
44. Османская империя в 19 в.
К нач.
19 в. Турция была в кризисе: застой эк. жизни;
ослабл. центр. власти и усил. сепаратизма.
Политич. хаос усилив-ся из-за воен. слабости
Порты: пораж. в войнах с Россией во 2 полов.
18 в. свид., что Турец. армия станов-сь менее
боеспос. Росло национ. самосознание порабощённых
турками народов. Пользуясь слабостью
Порты, иностр. гос-ва стремились подчинить
её своему влиянию. Правящ. круги видели
кризис: начин. р-мы
Селима III – «обновлённое устройство»
(к. 18-н. 19 в.): он создаёт новый корпус регул.
войск; модернизир. флот; учрежд-ся воен.
училища с препод-ми из Зап. стран. Но реформы
отменены из-за мятежа янычар. Попытку
продолж. реформы предприн. Мустафа-паша:
в отлич. от Селима, кот. пыт. насильно подчинить
феодалов, Мустафа попыт. создать союз
Порты с крупнейш. феодалами. Но и эта попытка
не удалась. Провал попыток создать сильное
гос-во ослабило Порту. Осман. империя
станов. ареной сопернич. Англии, Фр. и
России. В нач. 19 в. при подстрекат-ве Фр.
начин. война Турции и России, кот. законч-сь
победой России (Турция лиш-сь ряда своих
террит. и актив-сь нац-освободит. движ.
Балк. народов). Н-р, в Греции было антитур,
восст., кот. Турция подавила. Зап. державы
требов. дать Грец. автономию – Турц. отказ-сь
и начин. новая рус-тур. в-на, кот. законч-сь
победой России и Грец. получ. автон.-ю,
а позже и нез-ть. Успех национ-освоб. движ-й
вынудил правит-во искать нов. пути усиления
центр. власти. Этого добился Махмуд
II. Его реформы: формир. новое регул.
войско под командов. Егип. офицеров; в
ответ на очередной мятеж янычар, он ликвидир.
яныч. корпус; отменена тимарная система
(часть перешла гос-ву, а часть – в ч/с.);
админ. – террит. деление (во главе админ.
единиц стояли чиновн., назнач. из центра).
Поощрение образования и измен-я в быту.
Реформы со временем утратили своё прогресс.
содерж-е, т.к. по-прежнему сохран-сь феод.
порядки и турец. госп-во над покорёнными
народами. Р-мы не смогли предотвр-ть дальнейш.
террит. потери Порты: она потер. к-ль над
проливами (они в мирн. время контр-сь Европ.
державами; в военное – Турцией). Огранич-ть
реформ 20-30 годов понимала правящ. верхушка
и в к. 30 годов начин. новый этап реформ
– танзимат. 1 этап реформ продолж-ся до
сер. 50 годов: были лишь незначит. измен-ия
(отмен-сь нек. налоги; введён регул. набор
в армию; создав-сь провинц. консультативные
советы - меджлисы), не затрагив-е основы
феод. строя. 2 этап танзимата – после Крымской
войны 1853 – 1856 г. (Турция, при поддержке
Англ. и Фр. хотя и выигр. войну, но расходы
на войну застав. её обрат-ся за займом
к Зап. странам: нач-сь фин. закабаление
Турции). Нов. этап р-м был связан с попыткой
создания кредит-банк. системы, равного
налогооблаж., но больш-во р-м отвеч. интересам
иностр. капитала и ускорили процесс фин.
закабал. империи. Это сопровожд-сь ростом
национ. самосознания и в 60 годы возник.
движ-е «новых османов» (интеллигенция,
офицеры), цель кот.- принятие к-ии Осман.
империи. Они выдвин. идею «османизма»
- един-ва всех подданных Осм. империи (т.о.
они противоп. себя нац-освоб. движению
угнетённых народов). «Новые османы» спровоцир.
антиправит. выступл., в ходе кот. султаном
стал Абдул-Хамид II (правил до нач. XX в.):
он принял к-ию 1876 г. (2 палат. парламент;
демокр. свободы; но султан сохранил неогранич.
права). А-Х разгоняет парламент (кот. был
в оппозиции султану) и устанавл. режим
«зулюма» (деспотич. власть султана). В
этот период было много убийств, бесправия,
арестов; отмен-сь дем. свободы, СМИ – под
к-лем цензуры. Опора абдулхамид. режима:
крупн. феодалы и высшее мусульм. дух-во.
Основа внешн. политики А-Х: доктрина панисламизма
(объедин-е всех мусульм. народов в одно
гос-во, во главе с халифом). Госп-во реакции
не остановило р-ие прогресс. сил. П/в деспотизма
объед-сь младотурки (они подхват. идеи
«новых османов» о к-ии), кот. ставили своей
целью восстановл. к-ии и провед. умер.
реформ.
45. Революция 1867-1868 г. в Японии. Буржуазные реформы.
В 50 года Я. заключ. серию т.н. «ансэйских договоров» с Зап. странами, кот. положили конец изоляции страны и одновременно – начало превращ-ю Я. в завис. гос-во. Расшир-сь база антиправит. движ-я (даймё – крупн. владетельные феодалы; самураи, горожане, кр-не, ронины – самураи, потерявшие хозяина). Заключ. договоров вызвало недов-во императора и кугэ (придворные самураи) и объединило разл. группы дворян. оппозиции в действиях п/в сёгуната. Ещё одной причиной революции было р-ие тов-ден. отнош. в условиях сохранения феодализма, что было тормозящим фактором. Чтобы удерж-ся у власти, сёгунат пошёл на союз с императором (т.к. он – национ-патриотич. символ Я.). Произошло врем. объедин. кугэ (придворная императ. аристократия) и буси (дворяне, не имевшие земли). Появ-сь врем. группировка – коббугатай. Цель этого союза – укрепл. сёгуната и изгнание иностранцев. В нач. 60 г. ситуация обостр. Один из лидеров самур. оппозиции – Симадзу вошёл в Киото (для демонстрации верных чувств импер-ру), а затем двин. на Эдо (резид-я Сёгуна): он потребов. отмены или облегч. системы заложнич-ва (введена в 17 в. сёгуном для демонстрации признания крупн. феодалами верности сёгуну). Решено: даймё будут явл-ся в столицу 1 раз в 3 года. Расшир. движ-ие п/в иностранцев. Активность движ-я п/в иностранцев заставила их объединить свои силы, что стало ударом по оппозиц. движ-ю. Но несм-ря на цепь неудач деят-ть двор. оппозиц. усилилась. Главен-во в антисёгунов. движении переходило к радик. настроенному самур-ву. Требование ликвид. сёгуната как виновника навязанных Японии неравнопр. д-ров, приобрет. в глазах город. и кр-х масс патриотич. смысл. Сёгун идёт на дальнейшие уступки державам. Последний сёгун из дин. Токугава – Кэйки В 1867 г. умирает император, что ещё более обострило позиции сёгуната (т.к. импер-р был крупнейшей фигурой, поддерживающей союз сёгуна и и императора). Воспольз-сь этим, лидеры оппоз-ии выдвин. требование передать власть импер-ру. Решающую битву сёгун проиграл и к власти приходит император Муцухито с девизом правления Мэйдзи. Реформы: соц. реформа: ликвидировались все феод. привилегии и уделы даймё. Я. делилась на ряд админ.-террит. единиц, во главе кот. стояли чин., назнач. из центра. Появлялись 3 новых сословия: высшее двор-во, двор-во, народ. В кач-ве компенсации за зем. конфискации – были премии. провод-сь ден. реформа – введена единая ден. единица. Военная реформа: введена всеобщ. воин. повинность. Введено единое законодат-во и учреждены суды Европ. типа. Реформы в обл. быта. Поощрялась предпринимат. деят-ть. Аграрная реформа: в целях укрепл. позиций богатых кр-н и новых помещиков – земля передавалась в ч/с. Реформа ликвидировала зем. монополию феод. класса и разрешала земельные сделки. Однако бедные кр-не из-за обрем-ти налогами очень быстро землю теряли. Введён единый земельный налог. Аграрн. реформа была половинчатой, т.к. сохранила помещ. землевладение и высок. земельн. налог, а значит – не создала условий для форимир-я крепких самостоят. хоз-в капит. типа.
Т.О. реформы
были ограниченными, т.к. сохран. пережитки
феодализма, но всё же они имели прогрессивный
хар-ер: создавалась новая админ.-бюрократич.
система, в основе кот. лежали бурж. принципы:
рав-во сословий, единая фин. система, регул.
армия; император становился единственной
властью в стране; соц. опорой правит-ва
станов. новые помещики и сельская буржуазия.
46. Революции нач. XX в. в странах Азии: Иран, Османская империя, Китай.
В-с подразумевает выделение общих черт и особен-й революций. Причины: общие: на рев-ии в этих странах сказ-сь революция в России 1905 – 1907г. Она способств. подъёму револ. движ. в этих странах. Власти пыт-сь не допустить распр-ие Рос. примера в свои страны, вводив строж. цензуру на информацию. Также общие причины – рост национ. самосознания и зависимость от Европ. стран, европеизация жизни. Жёсткая политика правящих кругов в Турции (зулюм – деспотич. режим Абдул Хамида II) и в Китае (жёсткая политика Цинов). В Иране и Китае был кризис власти (правит-во пыталось принимать меры, но ок-сь не в силах дать отпор внешним агрессорам и стабилизировать внутр. ситуацию), в Турции – кризиса власти не было (деспотич. режим Абдул Хамида II уродовал соц-эк. и к-ное р-ие Турции и не пыт-ся предпринимать меры по предотвращ. закабаления и стабилизации внутр. сит-ии); особенные для каждой страны: в Китае: рост налогов и стихийные бедствия. Активность Тунмынхуэя (Кит. революц. объединённого союза), кот. подготовил много антиправит. выступлений и вёл активную пропаганду антиимпериалистич. и антицинских идей в армии и общесте; изменения в правит-ве, приведшие к власти консерваторов. В Турции: рост национ-освободит. движения народов Осман. империи. Младотуркам было сложно координировать действия из-за изолированности от политич. организаций нетурецких народов Осм. империи. В Иране: недов-во к властям со стороны дух-ва и раскол в правящей среде.
Задачи революций: общие: свержение самодержавия и изменение формы правления; освобождение от иностр. госп-ва. Особенные для каждой страны: в Турции и Китае: захват власти (младотурками в Турции и рев-демократами во главе с Сунь Ятсеном в Китае). В Иране и Турции: задача введения к-ии и провед. бурж. реформ.
Движущие силы: в Иране: либералы (купцы, дух-во, крупн. буржуазия), демократы (кр-не, рабочие, мелкая буржуазия). В Турции: буржуазия, часть офицерства и знати. В Китае: кр-не, студенты, солдаты и офицеры.
Характер: в Иране: Антифеодальный, антиимпериалистический с элементами бурж-дем. революции. В Турции: антиимпериалистический и заговорщический. В Китае: буржуазно-демократическая революция и антиимпериалистич.