Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Всемирная история"
Политич. организации и партии: в Иране: партии либералов и демократов, энджумены (провинц. комитеты). В Турции: тайное общ-во младотурок «Единение и прогресс». В Китае: Тунмэнхуэй (кит. революционный объединённый союз), провинциальные совещательные комитеты (концентрировали конституц-монархич. лагерь).
Роль Зап. стран: В Иране: Англ. и Россия уч-ли в подавл. рев-ии; Герм. и США пыт-сь усилить своё влияние в Иране. Большое влияние иностр. держав было одной из главн. причин революции. В Турции: иностр. вмешат-во лишь подтолкнуло революцию, хотя в ход рев-ии не вмешив-сь. В Китае: слабая активность, т.к. державы объявили нейтралитет.
Итоги:
в Иране: революция подавлена. Иран
попал в ещё большую зав-ть от Англ. и России.
Принята к-ия. В Турции: революция победила,
самодержавие пало; хотя политика младотурок
свела на нет все её достижения; восстановлена
к-ия. Больше изменений по факту: к власти
пришли новые силы. В
Китае: революция победила, монархия
пала, провозглашена респ., больше изменений
по форме правления (у власти остались
старые силы – изменилась лишь форма правления).
47. Иран в 19 в.
Во главе
Ирана – шахиншах (шах шахов).
На местах власть – у местн. управителей.
Во главе наиб. значимых провинций–родств.
шаха. Шиит. дух-во было отделено от свет.
власти и контрол. её от имени 12 скрытого
имама Махди, кот. принадл. подлинная власть
в стране (т.к. по вероуч. шиитов – возглавл.
шиитское гос-во может лишь прямой потомок
Муххамеда. А шахиншах лишь исполняет
обяз-ти скрытого имама). Шиит. дух-во часто
вступало в оппозиц. к власти, что Иран
ослабляло и делало его лёгкой добычей
для иностр. держав. Но при внешн. слабости,
в нём была сильная внутрен. стр-ра – шиизм
изнутри цементировал иран. общество.
С к. 18 в. усилилась экспанс. Англ. и Фр.
в Иране. В нач. 19 в . Англ. заключ. с Ираном
торг. и политич. д-р, по кот. она получ.
здесь наиб. преимущ-ва, а Фр. Иран обяз-сь
не допускать в свою страну. Этот д-р был
направлен и п/в России, т.к. Англ. обяз-сь
снабжать шаха оружием в воен. время. А
тогда как раз усил-ь тенденции к переходу
народов Кавказа в рус. подданство. А Иран
давно хотел поработить народы Кавказа.
Однако в начавш. рус-иран. войне Иран не
получил помощи Англ. Англ. стала союзн.
России по антинаполеон. коалиции. Тогда
шах принял предлож. Фр. о заключ. воен.
союза п/в Англ. и России. Но рус.- фран.
Тильзитский мир внёс измен. в м/д обстановку:
Иран вновь сближ. с Англ. Этот союз Ирану
не помог: шахская армия разгромл. С подпис.
Гулистанского мира Иран терял ряд своих
террит., в т.ч. и важнейшую – Азербайджан
(она отошла к России). Этот д-р был ударом
по Англ. планам подчин. Ирана; и при подстрекательстве
Англ. начин. 2 рус-иран. война, кот. законч.
в 1828 г. подпис. Туркманчайского мира. Народы
Кавказа освоб-сь от ига Ирана. Россия
получ. наиб. благопр. полож. в Иране по
сравн. с др. странами. Англо-Рос. противореч.
в Иране обострились. В 40-50 г. Иран заключ.
неравнопр. д-ра с Англ., Фр., США., кот. создали
благопр. услов. для проникнов. иностр.
капитала. Иран. купцы вытесн-сь из внутр.
и внешн. торговли иностр. фирмами; рост
то-ден. отнош. обострил кризис феод. землевлад-я,
что усилило эксплуатацию кр-н; ремесл.
также не выдерж. конкур-ии; дух-во также
терпело убытки в связи с иностр. конкуренцией.
Т.О. слож-сь причины Бабид. восстаний (сер.
19 в.) Али Моххамед объявил себя бабом (врата,
ч/з кот. Махди передаёт свою волю людям),
а потом и самим Махди. Бабизм был направл.
п/в феод. гнёта и иностр. закабал-я. Бабизм
подхват. народ. массы, кот. проповед. идеи
Баба. Своих целей бабиды добив-сь вооруж.
путём. Движ. силы восст.: ремесл., мелк.
торговцы, кр-не. Бабид. восст. подавлено,
Баб расстрелян. Причины пораж: стихийность,
локальность, отсутст. рук-ва, слабая организ-ть.
Идеи бабидов об отмене ч/с и уравнит. распред.
земли были утопич. и отраж. отсталость
Ирана, однако баб. восст. расшатывали
основы феод. строя. Впоследствии ученик
Баба Бехаулла основал нов. учение – бехаизм
(сохран. ч/с. и соц. нерав-ва, п/в б-бы за
национ. нез-ть; лишь повиновение шаху
и внутр. самосоверш-ие; отвергал насилие).
Выход из кризиса попыт-сь найти в реформах.
Мирза-Таги хан (1 министр шаха) их проводит:
упорядоч. налог. системы, огранич. привилегий
дух-ва и сановников. Р-ми недов. Высшее
дух-во и аристокр. Р-мы отменеы, Мирза
убит. Сохранение феод. порядков облегчило
закабал. Ирана иностр. державами. В к.
19 в. Иран утратил свою политич. нез-ть.
Россия (на С.: здесь было Рос. армейское
формирование) и Англия (на Ю.:) поделили
Иран на сферы влияния. Рос. и Англ. заключ.
с Ираном концессии на строит-во шосс.
дорог, телеграф. линий; учредили банки
с монопольн. правом эмиссии денег. В общем,
к к. 19 в. Иран попал в полную фин. завис-ть
от иностр. держав. Иран стал полуколонией.
Беднота, кр-не, зарожд-ся рабоч. класс,
мелк. буржуаз., дух-во и часть землевладельцев
были недов. иностр. засильем и произволом
правящ. верхушки. Т.О. складыв-сь прич.
р-ии начала XX в.
48. Антиимпериалистическая освободительная идеология в странах Востока: суньятсенизм, гандизм, кемализм.
Сунь Ятсен: основн. труды: «Записки о кит. революции: программа строительства государства»; «Три народн. принципа». Главн. идеи: 3 народ. принципа: национализм, народовластие, народ. благосост. Национализм: сверж. Манчжурской дин. и восстановл. чисто кит. правления; народовл: ликвид. монархии и уставновл. респ.; народн. благосот.: уравн. прав на землю, т.е. проведение национализ-и земли путём введения прогресс. налога на землю. После Синьх. р-ии взгляды Сунь Ятсена эволюционировали: он переоценил возм-ти Синьх. р-ии. Он признал нерешённость своих целей и по-новому формул. их и пути их достижения. Он говорит, что рев-ия не сводится лишь к разруш. старого, но она предполаг. и строительство нового, причём это строит-во обязат. д.б. форсированным. Для преодол. отсталости Китая, Сунь призыв. заимствовать передов. достиж. Зап. стран, но не слепо их копировать, а применять к Кит. действит-ти. Причём идея такого форсиров. р-ия покоится на убеждении Суня в особых кач-вах кит. нации. Он утвержд., что Китай может перегнать Зап. страны путём скачкообразн. р-ия (об этом он и пишет в «Промышл. плане»; там же он подр. расписывает необх-ть строит-ва инфрастр-ры; р-ия тяж. промышл-ти и с/х.). Он говорит о решающ. роли гос-ва во всех сферах жизни общ-ва, подчёркив. необх-ть перехода к гос-капиталистич. системе без частного предприн-ва. Подчёркив. необх-ть сотруднич-ва Китая с др. странами, говоря, что после Синьх. р-ии Китай выступает как равнопр. и сильный партнёр. Счит, что Синьх. р-ия не решила третьего принципа, т.к. кит. народ не готов ещё принять демократию. Поэт. он выдвиг. задачу воспит. народа в демократич. духе – концепция политич. опеки. Опекуном д.б. революц. партия. Период опеки необходим для перехода от монархии к респ. Усиление нац-освободит. мотивов, поиски нов. путей демократизации кит. общ-ва, детальн. разраб. программы соц-эк. преобраз-ий – вот основн. тенденции р-ия «трёх народн. принципов С.Я.».
Выдающ. роль в организ. массовых ненасильств. кампаний сопротивления в 20-40 г. принадл. Махатме Ганди. В межвоен. период Ганди стал идейн. вождем Инд. Национ. конгресса. Благод. Ганди и буржуазии, кот. выдвин. идею полной нац. нез-ти, в Индии сформировался общенацион. антиколон. фронт. Гандизм соед. в себе политич., морально-этич. и философ. концепции. Социальный идеал Ганди – крестьян. утопия утверждения «общ-ва всеобщ. благоденствия» (сарводайя), царства Божия на земле, кот. красочно опис-ся в свящ. книгах индуизма. Ганди был п/в капит. уклада, отрицал необх-ть для Индии того пути, по кот. пошла Европа. Г-зм наход. отклик в широк. слоях кр-ва и город. низов, т.к. в нём соц. идеал соедин. с верой в то, что б-ба п/в Англ. господства-это б-ба за справедливость. Поэтому требования нез-ти страны и преобр-ия общ-ва, облаченные в традиц. религ. и историч. образы, стан-сь понятными миллионам людей. Метод ненасильств. сопротивл (бойкот, мирные марши, отказ от сотруднич-ва) сочетал в себе терпение и протест, консерватизм и стихийную революц-ть. Это было хар-но для веками воспитанного в фаталистич., религиозн. мировозр-ии индийского кр-ва. Ненасилие у Ганди выступает как единств. возможная форма сопротивл. колон. гнёту. Ганди отриц. класс. б-бу как дестабилиз. нацию фактор Т.О. Г-зм был глубоко национальной по своему хар-ру крестьянской идеологией. Г-зм отвечал и интересам национ. буржуазии, кот. также стремил. к устранению брит. госп-ва. Г-зм связал воедино кр-во, ремесл., бурж. и заставил англичан покинуть Индию без кровопролития.
Ататюрк
Мустафа Кемаль – основатель и 1 презид.
Турецкой респ. Кемаль – сторонник процесса
капитализации, стремился опереться на
крупный капитал, рождавшийся в стране.
Мировой эк. кризис заставил Кемаля провести
коррекцию против установленного им диктаторского
режима. Он понимал недостатки однопартийной
диктатуры и пытался создать легальную
оппозицию через организацию контролируемой
им лично «другой» партии. Но этот опыт
не удался, и до конца жизни Кемаля основанная
им Народно-республиканская партия оставалась
у власти. Из-за болезни печени и почек
10 ноября 1938 г. Кемаль скончался.
49. КНР: от попыток реализации маоистской утопии к реформам Дэн Сяопина.
Образование
КНР 1 окт. 1949 г. Реализация «новой демократии»
(сочетание кап. и соц. форм собств-ти
на протяж. длит. перех. периода к коммунизму).
В 1953 г. – отказ от «новой демократии»
(смерть Сталина; для Мао – «нов. дем.»
была лишь ср-вом завоев. власти, поэт.
как только этот в-с был решён, на 1 место
стали выходить в-сы эк. реформ) и переход
к политике «нар. демокр.» (непосредств.
начало соц. строит-ва по совет. образцу).
Т.Е уже форсирование соц. строит-ва. Однако
в партии много противников быстрых темпов.
Тем не менее на Всекит. Фин-эк. совещ. (1953
г.). новый курс был принят. «Больш. скачок»
вытек. из политич. решений 1953 г. (т.е. свёртыв.
«нов дем.»). С этого времени вся внутрипарт.
б-ба – б-ба по поводу темпов эк. реформ.
Роль XX съезда КПСС в подг-ке скачка; роль
чжэнфэна. Переход к «б.с.» на II сессии
VIII съезда КПК в мае 1958 г. (Его цели, методы;
помощь СССР и бедность китайцев). Объект.
причины начала «б.с.». Лушаньское совещание,
свёртыв. «б.с.» на IX пленуме ЦК (янв. 1961
г.). Причины свёртыв. и итоги (внутрипартийные,
внешнеполитические, экономические). «Урегулирование»
(до к. 1965 г.). Культурная революция (у власти
– каппутисты; скадыв-сь широкая оппозиция
курсу Мао Цзэдуна. Он не оставил идею
«большого скачка», а Китай начал развив.
по капит. пути. Авторитет Мао в партии,
общ-ве, армии падал и он начин. «к-ную рев-ию»
с целью ликвидир. сопротивл. его курсу
со стороны прагматиков). Однако планам
Мао не суждено было сбыться в 1976 г. он
умер и начин. б-ба за власть, кот. выиграл
Дэн Сяопин (до революции – зам. председ.
ЦК КПК). После оконч. 10 летней смуты, он
восстановл. на своих постах. В высшие
органы власти прошли его сторонники.
По иниц. Дэн Сяопина принято решение о
проведении эк. реформы: программа «4 модернизаций»
(в промышл., с/х., науке и технике, воен.
обл.). Повсеместно внедрялся семейный
подряд, повыш. закуп. цены на с/х. продукцию.
Предприятия получ. самостоят-ть, разреш-сь
частнопредпринимат. деят-ть, создав-сь
своб. эк. зоны с участием иностр. капитала.
В р-те р-м темпы роста промышл. пр-ва ежег.
возрастали, росли доходы насел. К сер.
80 г. – рост цен, инфляция: приняты решит.
меры по стабилизации эк. ситуации – админ.
методами огранич-ся рост цен, подняты
закуп. цены на ряд с/х. товаров, законсерв-сь
многие объекты капит. строит-ва. Ситуацию
удалось стабилизировать.
50. Особенности развития стран АТР.
Экономика: ВВП быстро растёт. В ближ. время ВВП этих стран сравн. с ВВП США. Прогресс идёт стремительней, чем в Евр.: сранам Евр. потреб-сь 200 лет для перехода от пром. р-ии до НТР, а странам АТР – ок. 25 лет. АТР сейчас мир. торг. центр. Здесь-50% мировой торговли. V торговли стран АТР с США больше чем V торговли Евр. стран с США. Эк кризисы сер. 70 и нач. 80 г. замедл. темпы эк роста, что вело к соц. напряж-ти; для выхода из кризиса правит-во приним. мощные эк. программы. Из общего числа выдел. страны НИС, кот. смогли успешно справ-ся с эк. кризисами: Сингапур, Тайвань, Гонконг. В н. 90 г. в усл-х дипрессии мир. эк-ки и сниж-я V торговли, в АТР сохран. высок. темпы эк. роста. Причины эк. бума стран НИС и АСЕАН (Ассоциация стран Ю-В Азии: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд, Филиппины, Бруней): 1.Выгод геораф полож-е (пересеч. морских путей), 2.гибкая налог. пол-ка (позволяла привлечь капитал: в этих странах- крупнейш. банки мира), 3. избыток капитала в Яп. (это вынуждало её искать нов. сферы приложения кап-ла: он шёл в страны НИС), 4.эффективность исп-я Яп. капитала и опыта Яп. эк. модели. Со 2 полов. 90 г. – снижение темпов.
В 90 г. страны НИС ориентир. свою эк-ку на внутр. потребление, что стало главн. двигат. эк. роста. В 90 г. страны АСЕАН по темпам эк. роста обогнали страны НИС.
Интеграцион процессы: В 90 г.-конкур. США и Яп. (США настаив. на сокращ. Яп. экспорта в свою страну). В р-те, Яп., стремясь ослабить давление США, разрабатывает разные формы эк. интеграции, типа «Тихоокеан. эк. дуга», куда бы вошли Яп., СНГ, Кит., Ю. Корея (это объединение появ-сь в 1992 г.). Затем появл. объединение стран Ю-В.Азии-«Паназиат. формула сосуществования». Ядром этих объединений стала Яп. Также появл. локальн. эк. зоны (это малый эк. блок, объединяющий 3-4 гос-ва), например, «треугольники роста»: 1.Сингапур, Индонезия, Тайланд; 2. Индонезия, Малайзия, Сингапур; 3. Малайзия, Индонезия, Тайланд. Зона жёлт. моря: Кит., КНДР, Ю. Корея. Южнокит. эк. зона: 1. Гонконг, Тайвань; 2. Гонконг, Тайвань, КНР; 3. Бахская эк. зона (гос-ва Индокитая). ЛЭЗ с центром во Влаживостоке: Россия, КНР, КНДР. Создание ЛЭЗ позволило решить проблему – «синдром НИС» (стремит. рост цен и резкое сокращ. трудовых ресурсов). Для решения этой проблемы м/д Синг., Малайз., Индонез. были ликвидир. тамож. барьеры. Для решения проблемы нехватки трудов. ресурсов, Гонконг и Тайвань размещают часть своих пр-в в Китае.
Проблемы
АТР: 1. Ухудшение экологич. ситуации:
загрязн-ть помещений, рек, вырубка лесов,
запылённость городов (самые распр. заболевания
– рак лёгких, бронхит, туберкулёз); 2. слабая
инфраструктура не выдерживает мощного
уровня р-ия промышл-ти; 3. проблемы соц.
р-ия: темпы роста населения значит. выше
темпов эк. роста; 4. в 80-90 г. многие страны
испытали энергетич. кризис (из-за падения
нефтедобычи); 5. демографич. проблема –
тенденция переезда насел. в города, где
плохая канализация, водоснабжение, трансп.
система; 6. проблемы безоп-ти: после ВМВ
в регионе было много конфликтов (Корейский,
Вьетнамский, Камбоджийский). В 50 г. возникает
блок СЕАТО (азиатский вариант НАТО) –
по кот. США могли размещ. свои воен. базы
в этих странах; АНЗЮС – тоже самое: воен.
базы и взаимные консультации в случ. воен.
угрозы. Эти блоки создав-сь с целью строит-ва
Азиат. периметра обороны для сдерживания
коммунизма и Японии (в рамках холодной
войны). СССР в регионе теряет свои позиции
в 50-60 годы. В 70 г. идеологич. фактор сходит
на нет, главным субъектом внешн. политики
станов. Япония; 6. гонка вооружений: страны
АТР благодаря стремит. эк. росту обрели
возм-ть для усиления воен. приготовлений.
Китай увелич. своё присутствие в Азии,
проводя политику «богатая страна – сильная
армия». Страны АСЕАН также наращ. вооружение;
наращ. силы Тайвань, стремясь обеспечить
себе право к-ля над Тайваньским проливом.