Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Всемирная история"
38. Холодная война: причины, основные доктрины, методы и результаты.
После оконч. ВМВ старый «Европ. концерт» прекратил свое сущ-ие, а Зап. Евр. утрат. ведущ. роль в миров. политике. В новом порядке лидерами стали США и СССР. На смену многопол-ти пришла бипол-ть. Сталин ещё в годы ВМВ понимал опасность, исход-ю с Зап. Он был одержим идеей созд. в Вост. Европе «санитарного кордона гос-в», кот. бы преврат-ся в охраняемую зону безоп-ти СССР – создать соц. лагерь. одноврем. США придав. больш. знач-е сколачив-ю воен. блока в Зап. Европе. Так возникают ОВД и НАТО. Цели НАТО: оказ. друг другу вооруж. помощи в случ. напад., коммунистич. угроза так же оправдывала вооруж. вмешат-во). США стали создав-ть в странах НАТО свои воен. базы. НАТО стрем-сь подорвать влияние СССР и расшир. госп-во США в мире. В ОВД также происход. объедин. вооруж. сил, помощь в случ. напад.; уваж. сувер-та стран ОВД. В общем, цель ОВД: укрепл-е обороносп-ти соц. стран всего мира.
Даты нач. Хол. войны Фултон. речь Черчилля – 1946 г. (Англо-америк. план миров. господ-ва. Черчилль публично узаконил глоб. воен. союз Англ. и Америки: необходимо объедин. усилия всех англояз. народов для сдерживания Совет. мощи, вплоть до её последующ. уничтожения); 2. Ещё во время ВМВ (когда долго не могли опред-ся со сроками открытия 2 фронта в Европе; когда США продемонстриров. мощь яд. оружия и счит. что оно – ср-во влияния на политику).
Даты оконч. войны: смерть Сталина (1953 г.) – в основе её лежала т.з., что ХВ – это война 2 лидеров: со смертью одного из них – она закончилась; падение СССР (1991 г.) – ХВ – война 2 сверхдержав. Разрушение одной сверхдерж. означ. формирование многопол. мира и оконч-е ХВ.; конец войны – 70-80 г. – когда начин. разрядка в отнош. стран (договора о сокращ. вооруж., о запрещ. испытания яд. оружия); ХВ до сих пор не законч-сь (о чём свид. последние события: попытки США разместить радар. установки рядом с гран. России и жёсткая р-ия России по этому поводу).
ХВ – это война нов. поколения, кот. не предполагает крупномасштабн. воен. действий. США и СССР вовремя сумели создать свой яд. щит. Но воен. действия были: региональные – по всему миру (Афган., Корейск., Вьетнам. Конфликты).
Доктрины: д-на Трумена: («Послание конгрессу»): весь мир явл-ся для США зоной жизненно важн. интересов. Открыто выст-л п/в возможного распр-ия Сов. влияния в мире, для этого необх. создавать воен.-политич. блоки и сдерж-ть натиск коммун-ма экономич. способами. Трумэн поддерж-л корол. правит-во Турции и Греции в их б-бе п/в коммунистов. Доктрина Эйзенхауэра: эк. и воен. помощь странам Ближн. и Ср. Востока во имя сохранения их нез-ти: тогда в регионе Англ. и Фр. пыт-сь упрочить свои позиции, но после их ослабл-я (провал агрессии п/в Египта), США опас-сь усиления влияния здесь СССР, поэтому США провозгл. эту доктр. (с целью – сдержив-ие роста влияния коммунизма и вытесн. Англ. и Фр. из региона).
Методы:
Длинная телеграмма
Кеннана: после войны призывал правит-во
США не сотруднич. С СССР. СССР уваж. лишь
силу, поэт. диалог с ним нужно вести в
невызывающей, но в твёрдой манере, давая
понять, что без уступок СССР, США также
не пойдёт на уступки. СССР стрем-ся распр.
коммунизм на новые террит, поэт. его надо
сдержать в рамках уже приобретённых зон
влияния; бескомпромиссн. противод-е попыткам
выйти из этих зон. План
Маршалла: план помощи Евр., в т.ч. и СССР
(но Сталин – отказ-ся). Решал задачи вывоза
лишнего капитала из США и контроль за
эк-кой и политикой гос-в. Страна, подпис.
план, удаляет всех коммунистов и антиамерик.
настроенных лиц из рук. органов. О
возмещении эк. помощи в плане не слова.
Деньги, выруч. от продажи товаров, кот.
шли в кач-ве «помощи», стекались в спец.
созданную по плану Маршалла организацию,
кот. контрол-сь США. США ими распор-сь
по своему. Европ. страны отдавали свой
суверинитет в пользу США, кот. получ. безграничн.
к-ль за р-ием гос-в. Р-ие этих гос-в станов-сь
контролируемым. План
Баруха: по сути: закрепление американской
атомной монополии при ограничении совет.
атомной программы; использовние атома
в воен. целях. СССР заблокировал этот
проект в Совбезе ООН.
39. Европа и США во 2 полов. XX в.: тенденции соц-эконом. и политического развития.
И. капит. стран во 2 полов. XX в. хар-ся формир. и р-ием системы гос.-регулируемого капит-ма. Это р-ие шло на основе либер-реформистской или соц-демократич. модели гос. регул-ия (национал-ия, прямой к-ль гос-ва над рядом важнейш. отраслей эк-ки, разл. формы косвен. регул-ия бюджетно-налоговыми и кредитно-фин. ср-ми). Это позволило обесп. высокие темпы эк. роста и создать индустр. общ-ва масс-го потреб-ия. Эта модель гос. регул-я была эффект. до 70 г., когда р-ие мир. эк-ки столкнулось с трудностями (эк. кризис сер. 70 г.) и уменьш-сь возм-ти инвестиц. и социальн. политики гос-ва. К.70 – 80 г. – больш-во капит. стран переходят к консерват. методам гос. регул-ия (сокращ. учас-ия гос-ва в экон-ке, расш-ем свободы рынка, уменьш-ем соц. расх-ов). Предпочт-ие отдается косв-ым кредитно-фин. методам регул-ия. Но это не означ-ло полного отказа от прежн. вар-та. В 90-е г. – хар-но совмещ-ие рын. эк-ки с гос. регул-ем.
Соц. сфера опред-сь резким усил-ем соц. ф-ий гос-ва по ряду важнейш. направл-й: трудовое з-во, созд-ие сист. соц. обеспеч-ия, помощь бедным и нетрудосп. гражд., увел-ие расходов на науку, образ-ие, здравоохр. и к-ру. В 80-90 г. крупн. капитал и консерват. правит-во ряда стран запада идут в наступ-ие на достигнутые соц. прав и гарантии труд-ся.
Главн. черта политич. сферы – р-ие процессов демократизации. В р-те ВМВ были уничтож. фаш. режимы в Европе. С сер. 70 г. – пали диктатуры и была восстановл. демократия в Исп., Португ., Греции. В к. 20 в. идёт демократиз-я режимов почти во всех странах Лат. Америки.
Во 2 полов. 20 в. – во всех странах запада была с-ма всеобщ. избират. права, расшир-сь права гр-н, актив-сь их уч-ие в полит. жизни. Но реальн. власть конц-сь глав. обр. в руках имущей верхушки, в узком кругу полит. и экон. элиты.
После ВМВ ликвид. миров. колон. система (появл. новые гос-ва Азии, Афр., Океании); одноврем. появл. и новые противореч. м/д развив. гос-ми и развитыми держ-ми.
В этот период идут процессы интегр-ии. Создано европ. экон. сообщ-во, кот. преобразуется в ЕС (крупн. межгос-ое экон. и полит. объед-ие. Общий рынок, общ. эк. политика, единые цены, ликвид. тамож. барьеров). Интегр-ия шла также в сев. и южн. Америке, ю-в Азии. Созд-ся разветвл. с-ма ТНК => склад-ие един. мирохоз-го компл-са глоб. экон-ки (отмена тамож-х барьеров, либер-ия рынков, товаров, услуг).
Противоречия р-ия соврем. цивилизаций вызвали глоб. проблемы (экологич. и демографич. кризис, распр-е ракетно-ядерн. оружия, истощение сырьевых и продовол. ресурсов, терроризм).
Можно выдел. этапы р-ия Европ. стран и Америки:
1). 45 – к. 50 г. – начало НТР, гос. регул-ие эк-ки, нар-дем. рев-ии, становл. мир. системы соц-ма во гл. с СССР, распад колон. системы, нач. холодн. в-ны.
2). к.50–сер.70г. – р-ие НТР, неокейнсианская модель гос.регул-ия. Динам-ое р-ие капит-их стран, заверш. формир-ие индустр. общ-ва, развитая соц. сфера, процессы интегр-ии. Продолж. холодн. в-на; позднее – тенденц. к ра.зрядке.
3). Сер.70-к.80 г. – глубок. структурн. кризисы мир. капит-ма, 2-ой этап НТР, идёт переход от индустр. к постиндустр. общ-ву.
4). 90-е –
продолж. НТР; сочет-ие рыночн. э-ки с гос.
регул-ем. Во внеш. полит.: тенд-ия к однополюсному
миру (гегемония США), общ. нестаб-ть междунар.
отн-ий, обостр-ие нац-этнич. и межконфесс-х
конфликтов.
40. Особенности р-ия ГМК в 1970-1980 г. Неоконсервативная волна.
После периода эк. стабилизации (50-60 г.) в капит. мире начин. кризис. Его предпос. слож-сь давно: внутренние: – диспропорции в р-ии секторов и отраслей эк-ки; большие затраты на ВПК; мощные бюджетн. расходы стран на волне высок. эк. роста; фин. политика, связ-я с расшир. доступа насел-я к кредитам. Внешние: – рост цен на нефть в сер. 70 г. Особенности кризиса: носил всеобщ. хар-ер (протекал почти одноврем. во всех странах мира); стагфляция (несмотря на спад пр-ва, инфл-я остав-сь очень высокой); галлапирующая инфляция. Особ. мощным был кризис 1973-1975 г. Он особ. разрушительно сказался на Европе, т.к. её зав-ть от внешн. ресурсов была наибольшей. Кризис вызвал сокращ. импорта, рост затрат, инфляции и огромн. внутр. долги. Гос-ва пыт-сь с криз. бороться (свёртыв. соц. программы и замораж. з/пл., но это приводило лишь к соц. взрывам). Итоги кризиса: спад пр-ва; кризис заставил изменить стр-ру пр-ва и дал толчок к технологич. оснащ-ю пр-ва; объявлено о крушении Бреттон-Вудской системы; рост соц. напряж-ти в общ-ве (распр-ие сект, радик. движ-ий правого и левого толка; фин. кризис в Европе заставил европейцев создать свою валют. систему – экю (1 общеевроп. валюта); рост полит. и эк. влияния СССР (в услов. кризиса Евр. обрат-сь к СССР за помощью); рождение теории монетаризма (рассматривает хоз. жизнь с т.з. процессов, протек. в сфере ден. обращения. Деньги явл-ся главн. рычагом и играют исключит. роль в изменении доходов, занят. насел-я, росте пр-ва. Гос-во контрол-т фин. потоки. Главн. показатель – кол-во денег, наход. в обращении, золотовалютный показ-ль и ур-нь процента доходности капитала). Теория монетар. реализов-сь в Англ. (классич. вариант) и в Америке. В этих странах сокращ. бюджетные программы, ужесточ-сь кредит. политика; появ-сь необх-ть удаления лишней ден. массы из страны. В 80 г. глобал. проблемой стал распад соц. связей. Из-за этого необх. было вернуться к тем ценностям, кот. позволили бы общ-ву развив-ся. Такой доктриной стал неоконсерватизм. В США её ведущ. идеологом был Фонд Наследия (Килпатрик, Шлезингер мл.). Неок-зм сумел на базе классич. идей проанал-ть соврем. процессы и синтезировать старые идеи. Неок-зм не отрицал понятий «прогресс», «революция», но признав-сь лишь те перемены, кот. происходят объективно (искусственные проекты – абсолютное зло); главн. вним. неок-зм уделял к-ной и религ. основе общ-ва. Наиб. оправданным явл-ся тот порядок, кот. сущ-ет достат. давно (капитализм – он доказал своё право на сущ-ие и отказ от него губителен). Особ. ценен начальный капитализм, где важнейш. ценностями явл-ся труд, церковь, община. Ценны понятия «нация», «патриотизм»; док-сь, что человек сам по себе не явл-ся ценностью без общ-ва. Чем больше корпораций общности – тем крепче общ-во. Теория неок-зма в классич. вар. реал-сь в Англ. (как и теор. монетаризма), с нек. особен-ми – в США. В ФРГ – реализ-ия этих идей была особенной, т.к. здесь всегда силён дух общности. Чили – также классич. вариант монетар-ма и неок-зма с фактической диктатурой.
Идеи
монет-ма и неок-зма стабилизировали
общ-во.
41. Страны соц. лагеря: общие тенденции и особенности развития.
После ВМВ можно выделить 2 этапа в отнош. СССР к соц. странам: 1. 1944-1948 г. (ненасильств-ая социализация стран В. Европы) с сохран-ем ч/с., бурж. партий, разноуклад. эк-ки; 2. С 1948 г. – сит-я меняется: из-за нач. Хол. войны. США быстро создаёт капит. блок и СССР начин. насильственно и форсированно насаждать социализм. Вост. Евр. страны стали назыв-ся социалистич-ми. В нач. 50 г. они достиг. успехов в соц-эконом. р-ии: строятся крупн. предприят., появл. нов. отрасли пром-ти, упор сделан на ускор. р-ие тяж. пром-ти, реформы в с\х: всё это оказ-сь возможным благодаря эк-кой и технич. помощи СССР (соц. страны отказ. от плана Маршала). Т.О. навязана советская модель р-ия. Но нек. страны искали свой путь р-ия, что рассм-сь как проявление ревизионозма («Югоское чудо» И.Б. Тито: сочет-ие элементов соц-ма и рыночной эк-ки). Образуется Информационного бюро коммунистических и рабочих партий, цель кот. - обмен опытом и координ-я деят-ти КП; улажив-е м/д ними разноглас., поддерж. демократ. движ. Бюро не должно отдавать приказы партиям – должно счит-ся со спецификой стран. Созд-ся СЭВ: Цель – планомерн. р-ие нар. хоз-ва, ускорение прогресса, индустр-ии, укрепл. социалистич. режимов; сотруд-во в обл. внешн. торг., обмен технич. документ-ей и научным опытом.
В противовес НАТО (цель кот. – противод-ие распр-ю коммунизма и росту Совет. влияния) возник. ОВД. Договор основывался на стремл. создать сист. коллект. безоп-ти (имел оборонит. хар-ер; направлен на укрепл. обороноспос-ти соц. стран; Создавался как бы «санитарный кордон» из соц. стран). Договор уважал независ-ть и суверинит. гос-в и был открытым для присоед. к нему любого гос-ва.
Содержание договора: воздерж-ие от разреш. конфликтов силой, совместн. поиск путей урегул-я конфликта мирн. ср-вами; готов-ть участв-ть во всех междунар. действиях по поддерж. мира и безоп-ти; добиваться всеобщ. сокращ. вооруж-й; оказ-ие воен. помощи в случае напад. на одну из стран договора; создание объедин-го командования вооруж. силами; не заключ. союзов, противореч. этому договору.
В 60 г. в странах соц. лагеря: р-ие производит. сил тормоз-сь командно-админ. системой. Увелич-ся разрыв по темпам внедрения промыш. достижений с капит. странами. Сниж-ся конкурентносп-ть. Товарообмен замкнут на СЭВ. В обл. эк. сотруднич-ва: строится нефтепровод «Дружба», газопровод «Союз». К к. 60 г. обострились отнош. СССР и Югосл., Китай и Албан. (из-за доклада Хрущева о культе лич-ти Сталина). Эти страны защ. Сталина. Кит. ещё в сер. 50 г. нач. гонку за лидер-во в миров. коммун. движ-и.
С приходом Брежнева измен-ся внешн. политика СССР: доктрина Брежнева «огранич-ный суверенитет»: всеми силами сохранять соц. лагерь, max укрепляя в нем рук. роль СССР, и фактич. ограничивая суверенитет союзников. Впервые применена в 1968 г. в Чехословакии при вводе войск 5 стран ОВД для подавл. антисоц. процессов («Пражская весна»).
70 –
80-ее гг. темпы роста пр-ва стабильн,
но х-р р-ия экстенсивный. Падает вес соц.
стран в мировом пр-ве и торговле. Отставание
по кач-ным показателям; рост добычи нефти,
газа, пр-ва стали, но медлен. рост пр-ва
товаров нар. потребления. В 80 г.: падение
ур-ня жизни (кроме ГДР, Чехословакии):
забастовки, митинги; неверие в соц-зм.;
люди треб. реформ. (н-р, в Польше было много
выступл. рабочих. Создан профсоюз «Солидарность»,
кот. толкал массы на подрыв основ соц-ма
в стране. В нач. 80 г. страна ок-сь на чрезвыч.
военном положении: запрещ-сь забастовки
и профсоюзы. Антисоц. Мятеж подавлен.
Во 2 полов. 80 г. – усиливается движ. за
реформы, начин. кризис эк. сотрудничества
в рамках СЭВ. Командно-админ. модель признана
неработосп. Конфликты обостр-ся и в к.
80 г. – бархатные революции. Их причины:
кризис во всех сферах жизни; их цель –
обновл. соц-эк. и полит. жизни. Революции
происходили без потрясений, жертв, происх-ла
лишь смена властей (коммунисты уходили
с политич. арены). Лишь в Румынии: расстрел
демонстр-ии и Чаушеску.
42. Европ. интеграция после ВМВ: предпосылки и хар-ка этапов.
Идея создания союза Европ. стран. обсуждалась ещё в межвоенные годы. После ВМВ одним из её следствий было усиление интеграцион. процессов в Европе. В к. 40-х г. дискуссии под общеевроп. лозунгами актив-сь, во многом под воздействием Цюрихской речи Черчилля, в кот. он изложил своё видение будущ. паневропейского объединения. В к. 40 г. предлаг-сь проекты объединения Европы или в Союз (активно поддерживала – Англия), или в Федерацию (её активный сторонник – Франция). Р-ие паневроп-х тенденций способствовало созданию в 1949 г. Совета Европы – 1 межгосуд. орган-ии, созд. для стандартизации подходов к обеспечению гражд. прав и свобод, принципов соц. политики. Сюда вошли помимо стран НАТО и те страны, кот. раньше отказ-сь уч-ть в блоках. К нач. 50 г. интеграц. процессы ещё более усилив-ся. Причины этого: 1. Европ. гос-ва стремились max быстро восст-ть свои эк-ки, разрушенные ВМВ, но добиться этого можно было лишь сообща. 2. Европа хотя и потеряла былое могущ-во, но всё же стрем-сь стать 3 игроком в биполярном мире. А чтобы этого достичь – надо объединиться. 3. Стремл-ие ликвид. все возм-е источники конфликтов, т.к. именно в Евр. начин-сь обе мировых войны; 4. Катализатором явл-сь советская угроза (также как и для СССР – катализатором создания ОВД явилось сколачивание капит. блока).