Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"
Государственный совет в количестве 30-40 человек назначался первым консулом, Законодательный корпус (300 депутатов старше 30 лет) и Трибунат (100 трибунов старше 25 лет) формировался Охранительным сенатом (24 сенатора, пожизненно избираемых, старше 40 лет) – органом, который осуществлял высший надзор за конституционностью законов, а в дальнейшем получил право изменять конституцию сенатус-консультами.
Законодательный корпус и Трибунат формировались следующим образом:
Все французы старше 21 года (за исключением лиц, служивших по личному найму) выбирали 1/10 числа граждан каждого коммунального округа (коммунальный список); граждане, вошедшие в этот список, избирали из своей среды 1/10 часть в окружной список; из этого списка, тем же самым способом, составлялся департаментский список. Из департаментского списка 1/10 попадала в национальный список и из него Охранительный сенат подбирал членов Законодательного корпуса и Трибуната. Мэров и членов совещательных советов комунн и городов назначало центральное правительство.
По итогам плебисцита 1802г. Н. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало по сути возобновление монархии.
18 мая 1804г.
был принят органический
Наполеон заключил конкордат с Римским папой, по которому католицизм признавался религией большинства французов.
53. Государственный строй во Франции по Хартии 1814г
Падение Первой империи после изгнания Наполеона привело к реставрации власти Бурбонов. Легитимная монархия, как определялась новая власть, практически не тронула наполеоновскую бюрократическую гос. систему. Полит. орган-ция новой власти была закреплена в Хартии 1814г. Данная хартия гарантировала неприкосн-ть собств-ти, обеспечивались все обязательства гос-ва по отношению к его кредиторам, провозглашались некот. полит. свободы в урезанном виде, но фактически это осталось только на бумаге.
Прерогативы короля знач-но расширились, ему вручалась полнота исп. власти. Он назначал все долж. в гос. аппарате, армии, полиции, суде, имел право издавать указы, законопроект, принятый парламентом, приобретал силу после утвержд. королем. Парламент состоял из 2-х палат: палата пэров(назн. королем и по наслед.) и палата депутатов (м.участв. лица от 30 лет, платящие 300 франков налога, м. б. избраны от 40 лет.и 1000фр. налога,). Т.о. в стране с населением 31 млн право голоса имели около 50 тыс., а избранными – 15 тыс.
Легит. монархия Бурбонов сохранила военно-бюрократ. и судебный аппарат, созданный при Наполеоне. Данная система вызывала острое недовольствов стране, кот. усугублялось произволом и беззаконием монархистов, кот. стремились отобрать земли у крестьян, приобр. во время революции.
54. Вторая республика во Франции
Революция 1848 г. Зимой 1848
года все рабочее население
55. Вторая империя во Франции
Первым президентом был избран Луи Бонапарт (племянник Наполеона) голосами крестьян, наивно поверивших обещаниям снизить налоги, получить дешевые кредиты. В декабре 1851 г., используя противоречия в лагере своих противников и опираясь на армию, Луи Бонапарт совершает гос. переворот, разгоняет Национальное собрание и устанавливает военную диктатуру. В январе 1852 г. в конституцию были внесены изменения, призванные укрепить его власть. Срок полномочия был продлен до 10 лет. Президент являлся главнокомандующим, руководил исполнительной властью, осуществлял назначение должностных лиц и депутатов Сената и Гос. Совета. Гос. совет составлял законопроекты на основе предложений президента. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства.
В этом же году в результате плебисцита во Ф. восстанавливается импер. власть в лице Наполеона III. Играя на противоречиях, лавируя м/у интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника. Вместе с тем монархия преследовала демократич. организации. Подобно тому как Наполеоновская конституция 1799 г. была промежуточной ступенью к монархии, так конст-я 1852 г. подготавлива-я условия для провозглашения империи. Президента от монарха отличало отсут-е передачи власти по наследству. В конце 60-х предприняты незначительные уступки: расширение прав Сената и Законодат. корпуса, смягчение цензуры. Выход из сложившейся ситуации правящие круги видели лишь в войне, кот. должна укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима. И 1870г. Луи Наполеон начал войну против Пруссии, кот. показала непрочность банапарт. империи.
56. Социально-экономическое
законодательство Парижской
В 1870 г. Франция развязала войну с Пруссией. Пруссия продемонстрировала огромный военный перевес. Сам Наполеон 3 оказался пленником прусской армии. Недовольство в стране росло и в марте 1873г. власть оказалась в руках рабочих Парижа. Была создана Парижская коммуна. Соц.-эк.мероприятия, проведенные ПК, стали следствием экстремальной ситуации, необходимости борьбы с безработицей, крайними проявлением бедности и т.п. 16.04.1871 был опубликован разработанный Комиссией труда и обмена декрет о брошенных и бездействующих мастерских. По этому декрету рабочим и синдикальным палатам (профсоюзам) поручалось созвать комиссию для обследования таких мастерских, составить проект возобновления работ силами производственных ассоциаций рабочих, разработать их устав. Спец.третейский суд в случае возвращения хозяев д.был установить условия оконч.передачи этих мастерских рабочим ассоциациям и размер возмещения хозяевам. 20 апреля декретом Коммуны была запрещена ночная работа в пекарнях. Декрет от 27 апреля отменял произв.штрафы и удержания из з/п рабочих. Декрет требовал выплаты з/п в полном размере всем рабочим. За нарушение предписания декрета хозяева привлекались к судеб. отв-сти.
Был установлен рабочий контроль в национ.типографии, в почтовом управлении, в луврских оружейных мастерских. Ряд мероприятий ПК направлен на повышение общего благосостояния граждан, находящихся в крайне бедственном положении из-за безработицы, нехватки продов-я и пр. Одной из первых задач муниципалитета была орган-ия общественного призрения. Был принят декрет о запрещении выселения из квартир должников (по квартплате), затем задолженность была отменена с 01.10.1870 по 01.06.1871, а потом проведена реквизиция пустующих квартир. Демократич.преобразования коснулись системы народного образования, библиот.дела, худож.музеев, театров, которые были переданы в ведение Комиссии просвещения и пр. Однако многие начинания в этой сфере Коммуне завершить не удалось. ПК просуществовала всего 72 дня, но она внесла свой вклад в истор.орыт развития демократии, обогатив ее новыми гос. и правовыми институтами.
57. Политическая борьба во Франции 1871-1875гг. Конституционные законы 1875г и конституционные поправки 1881г.
1881г. После поражения Пар.коммуны 4 года продолжались ожесточенные споры о власти. 1871 боль-во в Национ.собрании монархисты и откровенные консерваторы. Первые президенты (Тьер, затем Мак-Магон в 1873) были убежденные монархисты. Но сокрушить респуб.строй монархисты не смогли т.к.: разногласия в самом лагере монархистов, изменения в полит.сознании француз.общества. В 1875 победили сторонники республиканской формы устройства. 1875-1940 - 3я республика. В 1875 г. Учредительное собрание приняло в виде последовательного утверждения 3 законов Конституцию (К) 3ей республики: 1. Об организации гос.власти. 2. об орг-ции Сената. 3.Об отношениях м/у публичн.властями. Эта К оценивается как документ, который сочетает принципы респ.формы устройства и анг. конституц. монархии. К-я устанавливала: законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: Сенат и Палата депутатов. Сенат состоит из 300 сенаторов, 75 из которых назначаются пожизненно. 225 сенаторов избираются на 9 лет косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам. Каждые 3 года сенат обновлялся на 1/3. Палата депутатов-600 человек. Избирались на 4 года. Выборы не всеобщие: не имеет права голоса женщины, военнослужащие, до 21 года и др. Но выборы тайные и прямые. Исполнительная власть принадлежит президенту и министрам. Прав-во (президент на 7 лет с правом переизбрания) избиралось национальным собранием (общая сессия двух палат парламента, созывается только в случае избрания президента или пересмотра конст-ции). Кон-я предоставляла президенту значит. права в области законод-ва: право законодат.инициативы, промульгировать законы и следить за их исполнением, право роспуска палаты депутатов (с согласия верхней палаты). Президент руководил вооруж.силами, назначал все гражданс. и военн.должности, имел право помилования.
В 1881 палата депутатов уничтожила ограничения печати, установленные в предшествующий период (Закон о свободе печати 1881г.) Отменялось предварит. разрешение на печать газет, преступления печати передавались суду присяжных, закон разъяснял что критика правит.действий не попадает под «преступление печати» (это подстрек-во к убийству, невыполнение долга военн-щим). В 1881 также принят закон «О свободе собраний». Но полицию следовало заранее оповещать о собраниях, она могла их прекращать, например, при возникновении драки. Все равно запрещалось проводить собрания на улице или на площади.
58. Французский гражданский кодекс 1804г.
В 1804 г. был принят гражданский кодекс, или, как его еще называют, кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона воплощает и развивает правов. принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.:принципы юр. равенства, законности, единства права, свободы.
Кодекс построен по так называемой институционной системе. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и 3-х книг. Первая книга посвящена лицам, вторая - имуществу и разл. изменениям собств-сти, третья – разл. способам приобретения собств-сти. Кодекс устанавливает, что всякий гражданин Франции пользуется гражд. правами, причем осуществление гражд. прав не зависит от соц. статуса гражданина. Характерно, что кодекс не признавал юр. лиц. Это было вызвано боязнью воссоздания в этой форме феодальных организаций и преобладанием индивид. формы предпр-ства.
Кодекс не дает определения права собств-ти, но дает осн. правомочия собств-ка - пользование и распоряжение. Из права собств-ти на вещь вытекает и право собств-ти на все, что эта вещь производит. Устанавливается свобода собств-ти. Но эта свобода не должна нарушать интересы 3х лиц.
Особое внимание кодекс уделяет недвиж. собственности на землю, которая дает право не только на землю, но и на недра и воздух этого участка.
В отношении движ. вещей юр. основанием собственности является факт владения, предполагая, что это доброс. владение. Обвинение в "недоброс. владении" требовалось доказать. Кроме этого кодекс Наполеона регламентирует и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитута, право залога), владение, держание. Большое внимание кодекс уделяет обяз-ам. Дается понятие договора как соглашения лица или лиц, обязывающего их в отношении другого лица или лиц сделать (или не делать) что-то. Понятие предмета договора совпадало с предметом обяз-ва. Кодекс определяет условия действ-сти договора - согласие сторон и незыблемость договора. Среди договоров кодекс выделяет договора дарения, мены, купли-продажи, найма. Кроме договоров, обязательства, согласно кодексу, возникали и из-за причинения ущерба.
Гражд. кодекс регулирует и брачно-семейные отношения. Кодекс рассматривает брак как договор, и потому необх. условием для его заключения было согласие обеих сторон. Брачный возраст для мужчин с 18 лет, для женщин - с 15 лет. Допускается развод. Сем. отношения базировались на полновластии мужа и отца, запрещении для женщин осуществлять самост. юр. действия. Имущ. отношения регулировались договором, заключаемым до брака.
Наследование осуществлялось по закону и завещанию, но свобода завещания была несколько ограничена, наличие законных наследников давало им обязательное право на определенную часть имущества.
59. Французский уголовный кодекс 1810г.
Уголовное право во Франции регулировалось угог. кодексами 1791 г., а затем 1810 г. Уголовный кодекс 1810 г. является классич. буржуазным кодексом. Он состоит из 4-х книг, посвященных перечню преступных деяний, наказаниям, их видам. Кодекс дает классификацию прест. действий на: 1) преступления, кот. караются мучительными или позорящими наказаниями; 2) проступки, карающиеся исправительными наказаниями; 3) полиц. нарушения, карающиеся полиц. наказаниями.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"