Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"
Ей не разрешалось учиться, заниматься профессиональной или общественно-политической деятельностью.
Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Так же он должен был содержать жену и других членов семьи. Развод по шариату зависел только от мужа, который не обязан был объяснять повода развода. Однако, бывший муж должен был выплачивать жене алименты в течение 4 месяцев. Если в эти 4 месяца муж желал возобновить супружеские отношения, то развод аннулировался.
41. Римская католическая церковь и каноническое право в феодальном обществе стран западной Европы.
Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.
Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носившие название конституций, булл и энциклик.
Кан-кое право регул-ло внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, наруш-е супруж-кой верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.
Ц-вь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.
Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.
42. Особенности и основные этапы буржуазной революции в Англии
Английская буржуазная революция началась в 1640г., когда впервые собрался «Долгий Парламент».
Стадии революции:
- конституционная монархия (1640-1642) – происходит поляризация сил: король против парламента;
- гражданская война (1642-1648) – война между роялистами и сторонниками парламента;
- индепендентская республика
(1649-1653) – у власти находятся
индепенденты-республиканцы,
- протекторат (1653-1659) – власть единолично захватил лорд-протектор Оливер Кромвель;
- реставрация Стюартов (1659-1660).
В 1640-1642гг, в условиях безденежья, Карл I пошел на ограничение своих полномочий со стороны парламента. Так, в феврале 1641г. был принят Трехгодичный акт, по которому парламент должен был созываться, по крайней мере, одни раз в три года.
С этого момента началась английская конституционная эволюция.
Летом 1641 года парламент подтвердил свое право на вотирование законопроектов.
Установилась дуалистическая монархия: политическую власть между собой поделили король (поставленный «от Бога») и парламент (получивший мандат доверия от народа).
У короля полностью сохранились полномочия в исполнительной сфере, однако в сфере законодательства королевская власть была сильно ограничена парламентом.
В ноябре-декабре 1641г. радикально
настроенные парламентарии
Король Карл I в ответ ввязался в вооруженное противостояние с парламентом, закончившееся его пленением и казнью. Монархия была повержена, королевское звание отменено, палата лордов ликвидирована, роялисты бежали на материк.
В 1648г. было установлено, что решения палаты общин представляют всю нацию, и не нуждаются в одобрении короля и палаты лордов. Центром власти в установившейся индепендентской республике стала парламентская армия, фактически, политическую власть в стране захватила военная верхушка во главе с О. Кромвелем.
В 1653г. этот режим был легально оформлен: принят конституционный акт «Форма правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими» («Орудие управления»).
Главой государства был провозглашен пожизненный лорд-протектор (по сути, с королевскими полномочиями), им стал Оливер Кромвель. Был сохранен однопалатный парламент. Христианство было объявлено государственной религией.
В 1657г. парламент предложил Кромвелю королевскую корону, предполагалось установление в Англии ограниченной монархии, однако этого не произошло. После подачи «Покорнейшей петиции», выразившей недовольство армейской верхушки, была сформирована вторая редакция республиканской конституции Англии.
В 1658г. Кромвель умер, его преемник на посту лорда-протектора подал в отставку в 1659г., безвластие закончилось реставрацией Стюартов в 1660г., королем стал Карл II Стюарт.
43. Хабеас корпус акт 1679г
Общие черты английской конституционной монархии выражены в ряде документов.
Хабеас корпус акт – акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточения за морями. Он был вызван произволом королевской власти в производстве арестов.
Суть процедуры: считающий, что его арест является незаконным, имел право обратиться к одному из верховных судей с просьбой выдать приказ Хабеас корпус. Верховный судья отдает такой приказ низшей судебной инстанции, которая в порядке сокращенного судопроизводства рассматривает обстоятельства дела.
Отказ судьи в выдаче приказа влечет наложение штрафа в 500 фунтов в пользу арестованного. В течение 3 дней лицо, охраняющее арестованного, должно доставить его в суд с указанием причин ареста. Отказ доставить арестованного в первый раз наказывался штрафом в 100 фунтов, во второй – 200 фунтов и отстранением от должности.
Судья решает вопрос о том, подлежит ли арестованный полному и безусловному освобождению, или его можно отпустить под залог, или отправить обратно в тюрьму.
Недостаток:
- процедура проверки
законности ареста не
- парламент мог в исключительных случаях либо приостановить действие акта, либо снять с должностных лиц ответственность за его нарушения;
- залог могли внести лишь имущие лица;
Положительное значение – на будущие века обеспечил гарантии против неправосудных арестов.
44. Формирование
конституционной монархии в
В 18в в Англии формируется кабинетная система. Кабинет как правительственный орган, члены которого назначались королем, сформировался еще при Стюартах. Вильгельм III назначил в кабинет представителей различных политических течений. При его преемнице, королеве Анне, наметилась ориентация на однопартийные кабинеты, эта тенденция закрепилась при королях Ганноверской династии.
Георг I в 1721г. передоверил право председательствовать в кабинете премьер-министру (первому министру кабинета). По молчаливому согласию в 18в монарх стал назначать своими советниками (т.е. министрами кабинета) лидеров парламентского большинства.
Со временем закрепилась конституционная традиция, в силу которой лидер победившей на выборах в палату общин партии, становившийся премьер-министром, сам формировал кабинет, чей состав лишь утверждался королем.
Затем появилась практика отставки отдельных министров, премьер-министра (а значит, и всего кабинета).
Кабинет уходил в отставку в случаях:
- отставка премьер-министра;
- вотум недоверия кабинету со стороны парламента;
- приказ короля (фактически с 18в не применялся);
- сложение полномочий
кабинета перед новым составом
палаты общин (после
В 18в в Англии еще не было настоящих (в современном понимании) политических партий, были лишь более-менее стабильные политические группировки. Однако уже в 19в формируются консервативная (тори) и либеральная (виги) партии.
Георг III пытался восстановить часть королевских прерогатив, в частности назначение премьер-министра не по результатам выборов, а по своему желанию, однако такая практика, к счастью для английского парламентаризма, не укоренилась.
Кабинетная система утверждает отрицание принципа разделения властей, в основу английского политического устройства кладется принцип монизма: победившая на выборах партия и имеет большинство в парламенте (законодательные полномочия) и формирует кабинет (исполнительные полномочия).
В 1716г. срок полномочий парламента одного созыва был увеличен до 7 лет (это положение сохранялось до 1911г.)
В силу обычая, установившегося в 18в, король помимо права произвольного формирования кабинета, лишился еще и права вето в отношении законов, прошедших и палату общин и палату лордов (последний раз монарх использовал это право в 1707г).
В конце 18в было установлено,
что при вступлении очередного монарха
на престол парламентом
45. Избирательные реформы 1832г и 1867г в Англии
После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось 2 депутата. Лорды-землепашцы откровенно торговали местами в палате общин.
19в ознаменовался
Первая избирательная реформа состоялась в 1832г, но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако, все же, появились одномандатные избирательные округа, был проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т.е. составление их списков.
Вторая избирательная реформа была проведена в 1867г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин.
С 1872г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие).
Третья избирательная реформа произошла в 1884-1885гг – имущественный ценз был еще более снижен, → значительно расширился круг избирателей.
В 1885г. был прогрессивно
изменен принцип нарезки
46. Взаимоотношения парламента и кабинета министров в Англии на рубеже 19-20вв. Акт о парламенте 1911г.
В течение 18в английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров, восставляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране.
С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.
Парламент контролировал не только процесс законотворчества. Он взял на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло «ответственное правительство» - правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае – перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии.
На основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки. Одни из них числились «гнилыми» - старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы – несколько сотен.
Множество относилось к разряду «карманных»: собственниками их были крупные землевладельцы.
Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.
В 1911г. был проведен Закон о парламентской реформе, значительно ограничивший права палаты лордов. В его преамбуле было отмечено, что в будущем палата лордов должна стать выборной.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"