Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"
К мучит. и позорящим наказаниям относились смертная казнь, каторжные работы пожизненные и срочные, депортация, смирительный дом. В некотор. случаях допускались клеймение, выставление у позорн. столба, лишение гражд. прав.
К исправит. наказаниям относились тюремное заключение, временное лишение прав, штраф.
Преступления и проступки делились на публичные и частные. Публичные были направлены против гос-ва и обществ. спокойствия, частные - против интересов частных лиц.
Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. закрепил принцип назначения судей правит-вом и установил систему суда, соответствующую делению преступлений на три вида.
Первой инстанцией был мировой судья, разбирающий полиц. правонарушения. Вторая инстанция - суд исправ. полиции, так называемый коллегиальный суд, действующий без присяжных заседателей. Третьей инстанцией был апелляц. суд, который состоял из 2-х отделений: по угол. и гражд. делам. Возглавлял всю судеб. систему кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должн. лиц судебн. аппарата.
Была установлена смешан. форма процесса. 1я стадия, предварительная, несла в себе черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия господствовала состязательная форма. Ей были присущи гласность и устность, предусматривалось участие адвоката.
Впоследствии буржуазное право Франции стало основой складывающейся континентальной системы права. Ее основные признаки: 1)закон является основным источником права; 2) систематизированность права - наличие кодексов;
3) деление права на частное и публичное; 4) глубокое влияние римского права.
60. Образование США. Декларация
независимости 1776г. «Ставки
История британ. колониального правления в Сев. Америке восходит к 1607 г., когда англ. переселенцами был основан форт Джорджтаун. К 18 в. существовало 13 англ. колоний в Сев. Америке, кот-е не имели формальной связи между собой и были в непосредственной зависимости от метрополии. Англия, пережившая в 17в. веке промышл. подъем, рассматривала амер. колонии как выгодный рынок сбыта и источник сырья, предпринимая одновременно меры по искусст. сдерживанию экон. активности буржуазии колоний. В течение 60 лет, предшествовавших амер. революции, англ. парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю колоний. Рост админ., экон. и военного гнета вызвал в амер. колониях стремление освободиться от британ. владычества. Одновременно росли и тенденции объединения. В 70-е гг. 18 в. конфликт Англии со своими колониями принял открытые формы.
К весне 1776 г. большинство ам. колоний высказалось за независимость от метрополии. В июне 1776 г. была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости (ДН), а в июле 1776 г. она была принята на III Континентальном конгрессе. В основу Декларации Независимости были положены идеи Т. Джефферсона, изложенные в Декларации прав Виргинии.
ДН провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Сев. Америки. Первоначально это были отдельные самост., не объединенные в федеративный союз штаты. Полит. и юр. принципы, провозглашенные в ДН, стали не только лозунгами борьбы за независимость, но и основой буд. соц.-экон. и полит. преобразований в амер. колониях.
ДН провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республ. форме правления. ДН утверждала, что прав-ство создают люди, "справедл. власть которых основывается на согласии управляемых". И, если прав-во нарушает основные права народа, "право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей буд. безопасности". ДН выдвинула идею равенства людей от рождения и наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких "неотъемлемых прав" декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь нет упоминания о частной собственности, поскольку Т.Джефферсон (автор Декларации) считал, что собств-сть есть продукт человеч. эволюции. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в пол. общность. Принятие ДН стимулировало законод. процесс в штатах и ускорило принятие ими республ. конституций, гарантирующих права и свободы граждан. Становление СЩА как единого гос-тва прошло ряд этапов.
В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в конфедерацию. Была принята первая в истории США конституция, так называемые "Статьи конфедерации" СТ. В СТ отсутствовало понятие единого гражданства. Каждое гос-во сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения, фактически это был лишь союз государств. О едином государстве можно говорить лишь с 1787г.
61. Конституция США 1787г. Американский «Билль о правах».
Весной 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, состоявший из 55 делегатов от 12 штатов, единств. целью кот-го было пересмотреть "Статьи конфедерации". Итогом его 4-месячной работы стал текст К, кот-я действует в своих главных положениях и поныне. Одним из основополагающих принципов, положенных в основу К, был принцип разделения властей на законод-ю, исполн-ю и суд-ю, через систему "сдержек и противовесов" призванных не допустить узурпации власти одной из них. Закон. власть по конституции осуществлял конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов. Исполн. власть осуществляет президент, который наделяется полномочиями главы прав-ва. Как глава гос-ва он явл. главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето. Как глава правительства президент осуществляет текущее управление через подчиненный ему гос. аппарат, имеет право издания админ. распоряжений.
Важн. средством воздействия конгресса на президента была возможность привлечь президента к ответственности в порядке импичмента.
Общефедер. суд. систему возглавлял Верховный суд. Члены Верх суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно. Со временем за Верх судом закрепилось право констит-го надзора, что стало важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деят-ти как конгресса, так и президента. Такой порядок должен был обеспечить каждую из ветвей власти самост-ю по отношению к другим. К-ция заложила основы федерат. устройства на принципах дуализма, в силу кот-го устанавливалась предметн. компетенция союза, а все остальное (с учетом некоторых условий) составляло компетенцию штатов.
К правам федерации относились: право объявлять войну и заключать мирные договоры, проводить внешн. политику, регулировать торговлю с иностр. гос-ми и между штатами, регулировать денежн систему страны, устанавливать един. систему мер и весов; содержать армию и флот и управлять ими.
Первоначально текст Конституции не содержал статей и разделов, посвященных гражданским правам и свободам. Но уже в 1789 г. первый конгресс США внес 10 поправок к Конституции. После их ратификации штатами в 1791 г. они вступили в силу. Эти поправки составили так называемый "Билль о правах", принцип. основой которого стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан. Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. Поправка II гарантировала народу право ношения и хранения оружия. Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев.Поправка IV провозглашала неприк-ть личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное изъятие частной собственности. Поправки VI, VII и VIII устанавливали процесс. гарантии граждан, запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых К. А поправка Х устанавливала, что "права, не предоставленные Конституцией США и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу".
Позднее содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили многочисленные толкования в решениях Верховного суда, детализированные актами Конгресса Соединенных Штатов.
После принятия Конституции 1787 г. начинается процесс строительства федеральных органов власти. В 1789 г. начинает работу конгресс Соединенных Штатов, в этом же году проходят выборы президента.
62. Гражданская война в США и отражение ее итогов в конституции.
В 1820 г. между промышл. сев. штатами и рабовлад. Южн. был достигнут Миссурийский компромисс, сущность которого сводилась к тому, что впредь рабовлад. штаты не могли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут сев. широты. Но это лишь отсрочило столкновение Севера и Юга.
С начала 30-х гг. в США развернулось массовое общенац. движение аболиционизма - движение за немедленную отмену рабства. В 1860 г. президентом США был избран представитель либерально-демокр. крыла республ.партии Линкольн. В феврале 1861 г. рабовладельцы южных штатов объявили сецессию - отделение южных штатов и образование самост. гос-ва, Конфедеративных штатов Америки, в состав которого вошло 11 штатов. Конституция Конфедеративных штатов Америки провозгласила рабство краеугольным камнем всего госуд. здания. В апреле 1861г. 1 конфедераты развязали Гражд. войну.
На 1м этапе войны (1861 - 1862 гг.) северяне потерпели ряд тяжелых поражений ввиду плохой вооруженности и обученности армии. Затем их командование направило основное внимание на формирование 1 большой армии и оборон. сооружений. Перелом наступил летом 1863 г. Боевые действия северян в 1864 -1865 гг. носили решительный 1 и маневренный характер. К лету 1865 г. войска южан были разгромлены, 1 и Конфедерация южных штатов прекратила свое существование. В феврале 1865 г. Конгресс принял Тринадцатую поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей стране.
Гражданская война 1861 - 1865 гг. и последовавший за ней период Реконструкции Юга 1865 - 1877 гг. привели к завершению буржуазно-демократических преобразований в стране. На большей части территории США окончательно победил фермерский путь развития капитализма в с/х; вся полнота власти перешла в руки буржуазии. Важное значение для правовой и пол. системы США имела принятая в 1868 г. Четырнадцатая поправка к Конституции, которая запретила штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США, а также лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов. Эта поправка создала юр. условия для освобождения негров и уравнения их в правах с белыми гражданами.
Последствием Гражд. войны было усиление президентской власти при Линкольне, что оказало влияние на развитие этого института в течение всей дальнейшей истории США.
В последней четверти 19 в. страна превратилась из аграрной республики, какой она была в 60-х гг., в мощную индустр. державу. Произошли изменения во всех сферах жизни общества. Быстрыми темпами росли крупные промышленные города. В состав союза было принято 12 новых штатов. Экон. процесс концентрации производства и капитала сопровождался консолидацией пол. власти в руках складывавшейся фин. олигархии, внутри которой играли главную роль представители буржуазии Севера.
63. Двухпартийная система в США
В 1828 в СШа была создана демократ.партия, в 1856 республ.партия. Яблоком раздора между партиями оказалась проблема рабства, северные республиканцы против рабства, южные демократы – за. Поражение юга дало решит.перевес республиканцам и в значит. мере обеспечило необх.условия для концентрации амер.капитала. Встревоженные этой концентрацией мелкобурж.массы дали в 1885 на выборах президенту-демократу. С тех пор партии довольно регулярно чередуются у власти. Программы партий почти не отличаются. Борьба на выборах обычно шла около какого-нибудь одного спец.вопроса, вроде снижения тамож.пошлин или отмены запрета спиртных напитков. Многие вопросы, часто имеющие решающее значение в партийной системе, определяют частные или юр.лица, оказывающие партиям негласную, но значительную фин.помощь, несмотря на то, что это в той или иной мере запрещено>накал избирательной борьбы сохраняется, поскольку каждая партия выражает интересы соперничающих в борьбе за власть группировок, доминирующих в экономике и политике. Борьба за рядового избирателя побуждает партийных руководителей выступать с разоблачениями своих оппонентов в коррупции и др.противоправных действиях. Каждая партия, победив на президент. выборах, стремится заменить своих противников в госуд.аппарате. Но «система сдержек и противовесов», действующая в США, не позволяет президенту продвигать в прав-во только угодных ему людей. В к.80-х в полит.жизни намечаются группировки популистов (народников), связанные с массами фермеров и рабочих, отстаивающие интересы мелкобурж.демократии . Но ни одна из буржуазных «третьих партий» не приобрела прочного и длит.влияния. Демократы и республиканцы сохраняют свои правящие позиции в пол.жизни.
64. Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса в США после 1917г
Общая тенденция – усиление роли исполнительной власти, т.е. функции П по сравнению с ролью прав-ва. Централизация гос.власти приводит к тому, что П сосредотачивает в руках большие функции, укрепляется роль федеральной власти, идет усиление контроля за деятельностью штатов, усиление финан.зависимости некоторых штатов от федерации. П, действуя в условия чрезвычайной обстановки может нарушать Кост-ю: начать войну без согласия конгресса и пр. П выступает и как глава прав-ва, и как глава гос-ва. Он – главнокомандующий войсками и дипломатическая глава страны. В 1946 закон «О занятости». Он предоставляет П право направлять в конгресс послание, где могут быть указаны основные направления дальнейшей эк.политики. При П создается сеть федеральных исполнительных органов, важную роль приобретает один из них «Совет экономических советников», рекомендации этого Совета за подписью П м.б.обязательны для Конгресса. П нередко начинает вторгаться в конституц.права конгресса. Появляется «делегирование» законод-ва для ускорения решения некоторых проблем: сам конгресс передает П часть полномочий по разрешению проблем в той или иной сфере. Расширены, как уже упомянуто, конституционные военные полномочия П. У П появляется право на заключение междунар.договоров и их деносакцию. Рост гос.аппарата-также проявление усиления роли исполн.власти. Каждый год П назначает примерно 1500 гос.чиновников, и чаще всего Сенат соглашается с кандидатами П. Наряду с прав-ом появилось и исполн. управление П. Большое значение играет аппарат Белого дома. Все это говорит о том, что власть П усилилась.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"