Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"
65. «Новый курс» Ф. Рузвельта
Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны, произошедшее в 20в., в значительной мере связано с проведением политики "нового курса" президента Ф.Рузвельта и созданием антикризисного механизма.
Острейший экономический кризис, охвативший Соединенные Штаты в 1929 году, привел к падению производства до 56 % отдокризисного, банкротству 40 % банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального дохода на 48 %. Правящая элита во главе с президентом Гувером, исповедуя принципы невмешательства государства в экономику, не приняла никаких существенных мер.
В 1932 г. президентом США стал Франклин Делано Рузвельт, кандидат от демократической партии. Он выдвинул программу (на основе «Активное гос.регул-ие экономики» Кейнса) вывода страны из кризиса, вошедшую в историю под названием "Нового курса". К моменту прихода к власти Рузвельта в стране был банковский кризис, почти все банки закрыты. Первые меры П - по спасению банк.системы. Только самые крупные банки получили разрешение на открытие. Появляется система страхования вкладов, отменяется «золотой запас», проводится девальвация доллара.Июнь 1933 - закон «О восстановлении пром-сти» вводит систему гос.рег-ния пром-сти. Промышленность была разделена на 17 групп, деятельность некоторых из них регулировалась нормативными актами - так называемыми "кодексами честной конкуренции", которые определяли: квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены,условия кредита, рентабельность, уровень заработной
Были созданы трудовые лагеря для безработной молодежи, дотации малоимущим, безработным предоставляли работу в зимние месяцы, когда ее особенно трудно найти. В этом же законе была установлена мин.з/п, макс.продол-сть рабочей недели. Примерно аналог.закон был принят в 1933 «О помощи фермерам» - для предотвращения перепроиз-ва в с/х, о сокращении земель, поголовья скота – взамен премия. Адм-ция следила за снижением кол-ва продов-я. Все эти меры приводили к подъему демокр.класс.движения. Появился блок классового закон-ва. 1935 – закон Вагнера или «Национ.акт о трудовых отношениях. Он закрепил за рабочими право на образование профсоюзов, своб.вступление в него, право на стачки и пикитирование, заключение колл.договоров. Для контроля за выполнением закона было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Нарушители закона подвергались судебному преследованию. 1935 – ФЗ «О соц.страховании», вводится система пенсий о старости, пособия по безр-це. Единые нормы отчислений для всех. Фонды формируются на паритетных началах, но распространяются только на круп.пром.предп-я (>20 раб-ов). В 1938 г. принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени и минимальный уровень заработной платы. Внещняя политика: ноябрь 1933, установлены дипломат.отношения с СССР, в чем были заинтересованы деловые круги. Более гибким стал полит.курс по отношению к странам Лат.Америки (политика «доброго соседа»). В ходе полит.борьбы в ходе «Нового курса» начался процесс смены лидера: от респ-ев к дем-ам.
66. Англо-саксонская и континентальная системы права
Два разных пути развития бурж.рев-ции –анг. и фр-й в совокупности с др.обстоят-ми привели к постепенному выявлению 2 разных правовых систем. Благодаря тому значению, какое имели Англия и Франция эти системы приняли международ.хар-ет. Стало возможным говорить о двух прав.системах бурж.права: англо-саксонская (АСС) и континентальная система (КС). Основные различия:.1. КС базируется на кодексах, АСС ставит судебный прецедент на один уровень с законом (статусом), она, как правило, не знает кодексов, но придает огр.значение суд. практике. Число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике исчисл-ся в Англии от 300 до 500т. Помимо них имеется не менее 3т.законов (статусов) и бескон.кол-во актов делегированного закон-ва. Поскольку пользование прецедентным правом невозможно без свободы его истолкования постольку анг. и ам.судья выступают в роли законод-ей. 2. В том, что касается имущ.отношений КС в большей степени проникнута началами, коренящимися в римском праве. АСС права развивалось в меньшей зависимости от последнего (отсюда различие в терминологии и некоторые особые правовые институты) 3. АСС права не знает деление на публичное и частное и потому питает некоторое отвращение к административной юстиции: гос.учреждения и чиновники отвечают за свои действия перед тем же судом, что и частные лица.
Различие той и другой систем носит главным образом формальный характер: один.произв.отношения, один.ступень развития семьи, единство принципов полит.орг-ции общества, и т.д. предопределяют одну и ту же сущность права и в Англии, и в Франции. При всем этом существование важных различий в регулировании одних и тех же отношений собственности, наследств.права и пр. указывает на то, что экон. отношения (завис-сть права от условий произ-ва и обмена) определяют развитие права в конечном счете, но оказывают влияние и др.факторы (истор.условия, религия, войны)
67. Борьба за образование
единого германского
После победы Пруссии над Австрией в 1866 г. Австрия была исключена из Германского союза и объединение пошло по "малогерманскому" пути под эгидой Пруссии. Был образован Северо-Германский союз, куда вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств (не все из-за Франции). Победа Пруссии во франко-прусской войне 1870 г. окончательно укрепила ее гегемонию в Германском союзе и позволила получить пятимиллиардную контрибуцию на укрепление своей экономической и военной мощи, были присоединены Бавария, Саксония, Вюртемберг и др.
В январе 1871 г. было провозглашено создание Германской империи в составе 25 земель (4 королевств: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18 более мелких герцогств и графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена и Гамбурга). В мае 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Главой государства являлся кайзер, или император Германской империи. Им мог быть только прусский король. Император обладал обширными полномочиями - от права объявлять войну и заключать мир до издания законов и созыва и роспуска парламента. Делами империи управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (председатель вер.палаты). Рейхсканцлер назначал руководителей всех ведомств, кроме военного и военно-морского, и руководил их деятельностью. Высшими органами государственной власти стали Союзный совет (бундесрат или верхняя палата) и парламент (рейхстаг или нижняя палата). Члены бундесрата назначались прав-ми союзных гос-в. Нормы представ-ва от каждой земли были установлены в конституции. При этом у Пруссии было 17 депутатов из 58, у остальных от 1 до 6. Бундесрат помимо нижней палаты и даже наперекор ей мог издавать указы, имеющие ту же силу, что и закон. Депутаты нижней палаты избирались на 3 года, с 1887 на 5. Конст-ия отводила рейхстагу важное место в законод.процессе, но факт.власть была небольшой.
68. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская Конституция 1919г
Военное поражение Германии в 1МВ, внутренние, социаль. и класс. противоречия, влияние событий в России привели к революц. взрыву в ноябре 1918 г. В результате в Германии была ликвидирована импер. власть династии Гогенцоллернов и около 20 мелких монархий и княжеств, и утвердилась парлам.республика, были провозглашены демокр.права и свободы граждан, установлен 8час. раб.день. В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция Герман. гос-ва: Веймарская конституция. Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федер. формой госуд. устройства. Бывшие союзные гос-ва получили название "земель". Земли имели свои законодат. собрания и конституции. Однако империя (федер. Гос-во) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья "имперской экзекуции, по которой президент с помощью воен.силы мог заставить отдель. земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности. Германский парламент состоял из двух палат. Нижней палатой являлся рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг осуществлял высшую законод.власть, депутаты избирались на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного вето. Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер Германии, которому поручалось "формулирование основных принципов политики". Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день, охрану труда, пособия по безработице.
Республика просуществовала до 1933
69. Государственный механизм фашистской диктатуры
30.01.1933г. президент Гинденбург назначил канцлером Германии Адольфа Гитлера. С этого момента в стране и устанавливается диктатура фашистской партии. Как фашистский и авторитарн.режим, германский фащизм начался с ликвидации буржуазно-демократич.свобод. февр.декрет 1933 «В защиту народа и гос-ва» отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Неогранич.правами наделяли полицию. Репрессии обрушились на коммунистов и др.партии. Нацистская партия стала частью правит.системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям местных «фюреров», которые назначались сверху и только по этой линии несли ответ-сть. Особое место в системе репрессивного аппарата занимало гестапо (гос.тайная полиция), располагавшая огромн.ден.средствами и массой сотрудников. Госуд.власть сосредоточилась в правит-ве, прав.власть в руках фюрера. Уже закон 24.03.1933 разрешал император.прав-ву без санкции парламента издавать акты, которые «уклоняются от конституции» 1919г. Август 1934 закон ликвидировал должность президента республики, его правомочия передавались фюреру, который вместе с тем оставался главой прав-ва. Он не нес ни перед кем ответст-сть, пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника. Рейхстаг был сохранен для парадных демонстраций. Той же цели служили и так называемые народные опросы, результат которых был известен заранее, ибо всякий, кто пользовался правом тайного голосования, объявлялся врагом народа. Традиционное деление гос-ва на земли было ликвидировано в интересах централизации управления. В качестве предлога было выбрано единство нации. Областями управляли чиновники, назначенные в Берлине центральным прав-ом. Местного самоуправления не существовало. Гос.аппарат, предварительно повергшийся чистке, был увеличен в 2 раза.
70. Германское гражданское уложение 1900г
Объединение Германии потребовало и унификации действующего права. Германия под воздействием законод-ва Наполеона пошла по пути кодификации своего права. В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражд.права. В значительной мере оно базируется на Рим.праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. 1я книга кодекса содержит общие для всех институтов нормы. 2 книга рассматривает обязательства, 3я - вещное право, 4я - семейное и 5 книга - наследственное право. Отличит.чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражд. права юр.лица, но он не определяет правоспособность юр.лиц. Вещное право, согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и движимые вещи, к последним относится все, что не является земель.участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей. Выделяется целый ряд вещных прав: право собств-сти - владение, пользование чужими вещами (земельные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты и т.п.). Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ признает договор. Фиксируются принцип свободы договора, условия заключения и расторжения договора.
В семейном праве единств. формой брака является гражд.брак. Брачный возраст устанавливался для мужчин с 21 года, для женщин с 16 лет. Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований. Имуществ.отношения определялись брачным договором, хотя закон предусматривает возможность раздельного права собств-ти на имущество. Наследование могло быть по закону или завещанию. Уголовное право регулировалось составленным в 1870 г. Угол.уложением Северогерманского союза. Уложение подразделяло все преступления на 3 категории: 1) собственно преступления, 2) проступки и 3) полицейские нарушения. Применение смертной казни в мирное время предусматривалось лишь в двух случаях: убийство главы государства и убийство по заранее составленному плану. Также среди наказаний предусматривались тюремное заключение, арест, ограничение в правах, штраф. Угол.процесс строился на принципах состязательности, независимости следственного судьи от прокурора и допущении защиты на стадии предварительного следствия. В суде действовал принцип свободной оценки доказательств.
71. Изменения в системе и источниках права буржуазных стран после 1917г
Существенные изменения произошли в системе источников буржуазного права. В странах романско-германского права сохранилось его деление на публичное и частное, но одновременно с этим возникло множество комплексных отраслей права и законотворчества, в котором объединились нормы как публичного, так и частного права. Это экономическое, акционерное, право соц. обеспечения, банковское право, законодательство о здравоохранении, образовании. В странах англосаксонского права и в ХХ в. основным источником оставался судебный прецедент, но при этом активно развивалось и статутное право и предпринимались попытки его систематизации.
В Великобритании начинали издаваться консолидированные законы. Характерными чертами в развитии источниках буржправа: 1. Усиление роли прав.актов по сравнению с законами представит.органов. Делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. Особенно проявилось в Англии, Франции. 2.Возрастание роли судебных актов в системе источников права. В целом несколько падает удельный вес судебных прецедентов в системе источников права Англии и США. Прецедентное право уступает место делегированному закон-ву. В США большее значение приобретает закон-во, издаваемое конгрессом. 3. Отказ от четких и определенных формулировок. «Каучуковые нормы» - это нечеткие формулировки некоторых норм закон-тва, а подчас и пробелы в нем, что и восполняют суды при рассмотрении конкретных дел. Такая система показала себя достаточно гибкой, позволяющей в зависимости от конкретной политической и социально-психологической ситуации выносить не только жесткие, но и достаточно либеральные, гуманные приговоры.4. Общедекларативный хар-р законов. Конкретизация и детализация норм отдавалась на усмотрение исполнительной власти, акты которых как правило давали более широкое толкование.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"