Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"
Финансовые билли стали теперь приниматься палатой общин самостоятельно, без последующего одобрения палатой лордов. Для нефинансовых биллей формально сохранялся режим бикамерализма (двухпалатности) британского парламента. Палата лордов может отклонить нефинансовый билль, но это лишь отлагательное вето (на год), его можно применить лишь 2 раза, а с 1949г – только 1 раз. → с 1911г. палата общин заняла господствующее место в британском процессе законотворчества, равноправие палат парламента ушло в прошлое.
47. Партийная система в Англии в конце 19 - начале 20 вв.
Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте виги(пром.бурж-я) и тори,(финанс. бурж., сторнонники консер-зма) сформирова-лись как 2 полит. партии: либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти попеременно в течение всего 19в. Оновой господства либер. партии был развитие пром-ти. Но с1876г. в Великобр. начался кризис, А. теряет позиции на мировом рынке, либералы требуют вмешательства гос-ва, что противоречит их осн. принципам, далее происходит раскол в партии в связи с ирландским вопросом. Большая часть была за то, чтобы Ирландия оставалась в союзе Великобр., тем самым присоединившись к консерваторам. Т.о., со 2-ой пол. 19го столетия в связи с изм. в экон. и социальной структуре А. консервативная партия постепенно превращается в полит. партию крупной промыш. и финанс. буржуазии. Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и полит. влияние. В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы (профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной партиями.
В конце XIX - начале XX в. английский парламент превращается в орудие в руках правительства, располаг-го большинством в парламенте. Организационная структура, партийная дисциплина, а также процедуры, ограничившие свободу прений в парламенте, дали возможность правительству определять направления работы палаты общин и подчинить ее своим интересам.
48. Особенности буржуазной
революции во Франции,
В условиях жесткого финансового кризиса последний абсолютный монарх Людовик XVI Бурбон был вынужден созвать Генеральные штаты, впервые почти за 200 лет. Значительное количество мест в нем занимали представители 3 сословия (хотя голосование проводилось еще, как и прежде, по сословиям), многие из них были юристами.
5 мая 1789г. Генеральные
штаты собрались в Версале,
третье сословие сразу встало
в оппозицию к королю, его представители
(и примкнувшие к ним
14 июля 1789г. в результате
народного бунта в Париже
Периодизация:
- период конституционной монархии (1789-1792). Главная движущая сила – крупная аристократическая буржуазия (представители маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют фельяны. В 1791г. была принята первая Конституция Франции.
- жирондистский период – (1792-1793). 10 августа 1792г. монархия пала, король Людовик XVI и королевская семья были арестованы, к власти пришли жирондисты (название от департамента Жиронда, в котором находится город Бордо, оттуда были многие жирондисты, напр., Бриссо), провозгласившие Францию республикой.
В сентябре 1792г. в замен предусмотренного Конституцией 1791г. Законодательного собрания Франции было созвано новое Учредительное собрание – Национальный конвент. Однако в конвенте жирондисты оказались в меньшинстве. Так же в Конвенте были представлены якобинцы, исповедовавшие более левые взгляды, чем жирондисты, выразители интересов мелкой буржуазии. Большинство в конвенте составило так называемое «болото», от позиции которого фактически зависела судьба революции.
- якобинский период – (1793-1794). 31 мая-2 июня 1793г. власть перешла от жирондистов к якобинцам, устанавливается якобинская диктатура, республика была укреплена. Разработанная якобинцами Конституция Франции так и не была введена в действие.
- термидорианский период (1794-1795). В июле 1794 в результате термидорианского переворота якобинцы были свергнуты, а их лидеры казнены. Во французской революции обозначился консервативный поворот.
- период Директории (1795-1799). В 1795 была принята новая Конституция Франции. Конвент был распущен. Учреждена Директория – коллективный глава государства, состоящий из 5 директоров. Директория была свергнута в ноябре 1799г. в результате брюмерского переворота под руководством генерала Наполеона Бонапарта. Это ознаменовало конец Великой французской буржуазной революции 1789-1799гг.
49. «Декларация прав человека и гражданина» 1789г.
В августе 1789г. Учредительное собрание приняло знаменитую Декларацию прав человека и гражданина.
Декларация заключала в себе круг идей, выражавших скорее осуждение внутренней политики королевской власти, чем действительную программу действий. Но изложены эти идеи были в виде политической платформы основы предлагаемого законодателями режима.
Одной из основных идей Декларации была идея законности. Она получила свое закрепление в виде общих принципов организации государственной власти и прежде всего – в разделении властей. Основные права:
- равенство и право на сопротивление;
- верховная власть принадлежит народу;
- каждый может участвовать в образовании закона и т.д.
Предусматривалось создание трех организационно-независимых
ветвей власти (законод, исполнит. и судебной).
Провозглашалась неприкосновенность
личности, а также такие важнейшие правовые
принципы, как "нет преступления без
указания о том в законе"; "обвиняемые,
в том числе и задержанные, считаются невиновными,
пока их виновность не будет доказана
в установленном законом порядке"; "никто
не может быть наказан иначе, как в силу
закона, надлежаще примененного, изданного
и обнародованного до совершения преступления".
Но в реальности многие положения Декларации
носили чисто абстрактный характер.
Последовавшими за принятием Декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24.12.1789), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии.
Учредительное собрание упразднило старые феодальные
границы и ввело единообразное административно-
50. Конституция Франции 1791г.
Главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания являлась Конституция. Окончательный ее текст был составлен на основе многочисленных законодательных актов, принятых в 1789-1791гг. Она была утверждена 3 сентября 1791г., а, через несколько дней, король принял Конституцию.
Депутаты предлагали следующую модель государственного устройства: законодательная власть передавалась Национальному собранию, состоящему из 1 палаты. Собрание избиралось на 2 года, и оно не могло быть распущено королем. Конституция содержала перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания. Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых противоречило Декларации прав, что стало предметом острой критики. Законодательная и судебная власть очень скоро оказались в руках представителей буржуазии.
Исполнительная власть по конституции принадлежала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями, подписывал законы.
Таким образом, были подготовлены
основы для нормального
Местные органы власти создавались на основе выборов. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций – крупных феодов (герцогств и графств) – согласно принятой Конституции было создано 84 департамента.
Все судебные органы по вертикали были выборными. Судопроизводство стало осуществляться с участием присяжных заседателей.
Разделение властей было на самом деле разграничением сфер влияния и политических функций по управлению между буржуазией и дворянством, при явном преобладании буржуазии. Не доверяя королевской армии, находившейся под контролем земельной аристократии, Национальное собрание создает собственные вооруженные силы.
51. Государственный механизм якобинской диктатуры
Народное восстание 31 мая-2 июня 1793г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев.
Французская революция вступила в третий этап. Государственная власть, уже сосредоточенная к тому времени в конвенте, перешла в руки вождей якобинцев – небольшой политической группировки, настроенной на дельнейшее воплощение модели демократической республики.
Якобинцы, встав у власти, должны были решить задачи, от которых зависело спасение Франции.
Программу якобинцев поддерживал широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская, и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др).
Якобинцами было объявлено о создании правительства Народного спасения. Составной частью этого правительства стал Национальный конвент. Этот революционный орган сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти – как законодательной, так и исполнительной. Центром революционного правительства сделался Комитет общественного спасения.
Министерства бывшего правительства не были ликвидированы, как и все прочие учреждения республики, однако они были поставлены «под наблюдение» Комитета и зависели от него. В его руки перешло в конце концов все высшее военное командование.
Третьим важным элементом революционного правительства сделался Комитет общественной безопасности (организованный еще в октябре 1792г.).
Его задачей было преследование контрреволюционеров, арест и предание суду революционного трибунала. По его распоряжению проводились массовые показательные казни арестованных аристократов.
Закон 1793г. объявлял подозрительным каждого, кто был известен приверженностью старому порядку, кто находился в родстве с дворянами-эмигрантами или состоял у них на службе, и всех тех, кто не мог доказать, на какие средства он существует. Декрет предписывал арест подозрительных.
В системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл Революционный трибунал. Он был создан по требованию якобинцев еще жирондистским Конвентом. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, применялась смертная казнь.
Поскольку теория и практика революционного правительства фактически отрицали Конституцию, то ее введение было отложено на неопределенный срок.
Основным методом преобразования общественного строя якобинцы избрали террор. Тем временем в стане якобинцев разгорались идеологические противоречия. Радикалы-эбертисты выступали за жесткую и непримиримую диктатуру и абсолютный террор как форму осуществления государственной власти. Это противоречило интересам мелкой буржуазии, которая поддерживала умеренных якобинцев и финансировала их политическую деятельность.
Расправа над эбертистами и Коммуной способствовала охлаждению плебейских элементов Парижа к режиму якобинской диктатуры. Разгром кантонистов увлек в сторону контрреволюции умеренные буржуазные и мелкобуржуазные круги. В этой обстановке созревал заговор, направленный на свержение якобинского правительства.
52. Консульство и первая империя во Франции
В результате правительственного заговора 9 ноября 1799г. во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию.
Новая конституция была принята на плебисците 24 декабря 1799г. По этому акту исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из 3 консулов. Реальная власть сосредоточилась в руках первого консула – Бонапарта.
Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями.
Особенность переворота:
осуществлен посредством
Правительство состояло из 3 консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Он был фактически диктатором, так как назначал и смещал министров, членов Государственного совета, весь командный состав армии и флота. Второй и третий консулы имели совещательный полномочия.
Законопроекты предлагались от имени правительства первым консулом, редактировались Государственным советом, обсуждались Трибунатом (одна из законодательных палат) и принимались или отвергались целиком без прений Законодательным корпусом (триста «немых») – вторая из законодательных палат.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"