Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История государства и права зарубежных стран".

Файлы: 1 файл

Готовый экземпляр1 ИГПЗС.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

№1 Особенности общественного  и полит строя  в странах Д  востока

Социальная  структура. 2) Форма собственности. Гос-во и право произошло из сельской общины. Происходили следующие процессы: общественное разделение труда, в результате которого земледелие отделилось от ремесла, следовательно: 1) необходим обмен 2) необходим обмен между общинами. В связи с совершенствованием трудовых навыков появляется прибавочный продукт. Эти процессы приводят к единству и силе общины. Черты характерные для восточных общин: 1)Определённая сложность социальной структуры общества. 2)Экономическая основа - общинная собственность над другими формами (государственной, храмовой). Появился новый источник дохода – налоги. Структура общества: Древний Египет: Несколько социальных групп, занимающих определённое положение в Древнем Египте. Основной производитель – земледелец-общинник; с прибавочным продуктом появляется родовая знать, а наряду с ней аристократия, всё пленные считаются рабами. Древний Вавилон: в законах Хаммурапи выделены две группы свободных членов общества: авилум и мушкенум. Основной производитель в гос-е – мушкенум. Авилумы – победители, мушкенум – покорённые. Вавилонские торговцы – царские слуги, организуют от имени государства торговлю. Основное место в обществе занимали жрецы – женщины. Существовало три категории: 1)верховные жрицы; 2)среднее звено, и те и другие, жили всё время в храме; 3)храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма. Также существовали жрецы-мужчины, ораторы. Сформировалось особое сословие писцов – особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами. Древняя Индия: брахманы, шатри, шудры, вайшьи. По легенде брахманы были созданы из уст Брахмы, шатри их рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Каждая группа была полностью замкнутой, переход из одной в другую был невозможен. Общественный строй – варманный. Древний Китай: большая семья имела большое влияние в жизни китайцев. Опора родоплеменной знати было рангированное чиновничество. Рабство здесь не получило развития, оно носило семейный характер. Жизнью раба не могли распоряжаться, имел право на заработанное имущество, мог создавать семью.  

№2 Гос-во восточной  деспотии. Основные черты и особенности  на примере Д Египта.

Возникновение государства: Древнее царство 2700-2400 гг. до н.э. В это время в Египте образовалось первое централизованное сильное раб гос-во. Отличается высоким уровнем развития хозяйства. Армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении. Основной рабочей силой были крестьяне-общинники. Управлял "рабочими отрядами" фараон через своих чиновников. Рабовладение было распространено в верхах общества, и в средних слоях населения. Рабы использовались для работы в домашнем хозяйстве. Гос строй:   централизация управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть.  Территория государства делилась на отдельные области - номы, во главе которых стояли правители - номархи. Основные черты права Древнего Египта: Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени и сведения о египетском праве весьма скудны.

 

№3 Гос-во Д Китая. Реформы  Шан Яна

Государство Шан (Инь) История Древнего Китая делится на четыре периода. Первый период - Шан (Инь) - продолжался с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э. Второй период - Чжоу - с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. Третий пери-"~ царство Цинь - с 221 г. до н.э. до 207 г. до н.э. Четвертый период -Царство Хань - с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н.э. покорением одного племени другим. Особенность образования гос-ва: процесс перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. В XII в. до н.э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызван-о обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет •и силы и расширяет владения племя чжоу. Под руководством чжоу объединяется ряд племен. Государство Чжоу. Время правления династии Чжоу делится на три периода: 1-й с 13по8вв до н эры, 2-й с8 по 5 вв до н э, 3-й с 4 по 3 ввдо н.э. 1-й период отмечен, увеличением численности рабов, развитием рупного землевладения, укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общественный строй. Господствующее положение – раб-кая аристократия, к которой относилась наследственная и военная знать. 2-й период характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Государство Цинь: Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна: 1)была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению, 2)закон о принудительном дроблении больших семей, 3)новое административное деление по территориальному принципу, 4)изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли, 5)было перевооружено и реорганизовано войско. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы. Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император. В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.  

№4 Общественный и гос  строй Д Вывилона

Общественный  строй Вавилонского государства: Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Рабыни, имевшие детей от своих владельцев, то такие дети считались свободными. Свободное население делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане  составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков. Государственный строй Вавилона: Древне-Вавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

 

№5 Особенности истории  гос-ва Д Индии.

Образование государства: Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества. С усилением общественного неравенства военный вождь племени, который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, ' все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной. Народ облагался налогами. Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик. Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV-III вв. До н.э., Эта объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эту эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. 

№6 Возникновение гос-ва Д Афины. Реформы  Тезея. Законы дракотна.

Законодательство  Дракона: Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством: 1)дал гражданские и политические права всем способным носить оружие; 2)ввел 9 архонтов (архонт Эпоним); 3)ввел совет 401 (он избирался жребием из числа граждан Афин); 4)сохранил патриархат; 5)узаконил рабство (долговое); 6)узаконил право кровной мести; 7)ввел коллегию эфетов; 6)узаконил высокий имущественный ценз. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В АФИНАХ. РЕФОРМЫ ТЕЗЕЯ: Упадок родовой организации и возникновение рабовладельчнского гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 вв. До н.э. в жизни греков произошли крупные перемены.  Больше сталло железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия стала разрушаться под действием тов-ден отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в котороую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - эвпатриды (знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегии архонтов - как высшие органы власти, упразднив при этом базилей и  совет старейшин. Афины стали аристократической республикой.  

№7 Реформы Салона и Клисфена в Д Афинах

Назревал  конфликт между демосом и аристократией. В 594г. Солон был избран архонтом и првел реформы Солона. Отменялась долговая кабала, ликвидировались все прежние долги, политическое равенство, по имущ-цензу все были разбиты на 4 разряда - пентакосимедимны, всадники, зевгиты и феты. Создан совет 400 и расширены ф-ции народного собрания - они оттеснили от власти ареопаг и архонтов. Клисфен своими раформами продолжил дело Солона. Разделил Аттику на 3 зоны и вместо 4 племенных фил ввел 10 территориальных. Совет 400 стал советом 500 (по 50 ч. От каждой филы). Создана коллегия стратегов (1 ч. От филы), ввел остракизм и суд “черпаков”. Реформы Клисфена завершили формирование афинского полиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№8 Гос строй Афинской демократии в 5 – 4вв до н эры.

Высшей  властью полиса считалось народное собрание полноправных граждан не моложе 20 лет. Собирались 2-4 раза в месяц. Повестку дня знали заранее, новые законы опубликовывались. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, вн и вн политика, ). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд -  главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо ваажных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500 - его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10 частей (кажадая часть дежурила 1\10 часть года). Функции - высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за долж-лицами, готовил проекты законов, следил за исполеннием законов и декретов.  Гелиэя -  6 тыс. Судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд расмматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, суд мог вынести любое наказание - от штрафа до смерти. Коллегия 10 стратегов -  высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ-ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага.  Ареопаг -  суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Полиция -  следила за всем и все докладывала властям. Служить в полиции считалось позором и менты набирались из рабов. 

№9 Возникновение гос-ва в д Риме. Реформы  Сервия Тулия

Реформы Сервия Туллия.Все свободное население Рима (члены римских родов, и плебеи) было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона. Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Гос строй ДР. 509г до н.э. в Риме устанавливается аристократическая республика. Порядок, образование, функции государственных органо:. Сенат – остаётся в системе высших органов государственной власти, появляется новый вид народного собрания. Вместо должности царя появляется новый орган, жестко структурированная магистратура. Её состав: 2 консула, преторы – новая должность, цензоры – высшие магистраты, с 3-го века до н.э. появляются народные трибуны, отстаивающие интересы плебса. Центуриатная комиссия – в неё входили все римские граждане, достигшие 18-го возраста. Этими комиссиями избирались консулы, хотя первоначально они утверждались Сенатом. Консулов было 2-е, со сроком полномочий 1-н год. По окончанию полномочий последние несли ответственность перед Сенатом, а потом перед народным собранием. Консулы руководили Сенатом и народным собранием. Преторы – первоначально помощники консулов. Преторов было 2-е. Затем, когда консулам приходилось командовать армией, преторы получали часть их полномочии, которыми не обладали в мирное время, постепенно вследствие этого становятся важными политическими фигурами. Развитие хозяйственной деятельности предположило образование новой должности, претор по вопросам торговли. Существовал также городской претор, который регулировал правовые взаимоотношения. Преторы избирались центуриатными комиссиями, срок полномочий один год. Несли ответственность за свои действия. Цензор – две штуки в древнем Риме, занимались составлением сенаторских списков. Срок полномочий 5-ть лет, избирались теми же комиссиями, но ответственности за свои действия не несли. Народные трибуны – появились с 494г до н.э. согласно законам народного собрания. Выразители интересов плебеев, трибуны могли наложить вето на любое решение магистратуры. Вето – остановка принятого решения на срок, который установлен народным трибуном. Диктатор – назначался Сенатом с согласия народного собрания, срок полномочий 6 месяцев, ответственности не нёс. Принципат организация деятельности государственной власти: 1)Выборность должностных лиц.  2)Определённый срок.  3)Коллегиальность – кроме диктатора.  4)Безвозмездность 5)Ответственность высших органов древнего Рима 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"