Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История государства и права зарубежных стран".

Файлы: 1 файл

Готовый экземпляр1 ИГПЗС.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

В период сословной монархии в Англии сложилось  учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны - представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в. К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты. Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в. Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В 14в. оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали традиционными. Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство. Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке. Судебные функции парламента также были весьма значительными. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу 14в. она приобрела полномочия суда пэров и верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции. Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т.д. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правого воспитания, как для депутатов, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получало информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и в коллективных петициях, находили отражение в законопроектах палаты общин, а затем и в статутах.

 

№42 Особенности Анг  абсолютизма16-17вв

Английский  абсолютизм - многолетняя воина (Алой и Белой розы) почти полностью истребила всю феодальную знать Англии. Династия Тюдоров опиралась на рыцарство. Рыцари являлись главными пополнителями казны и поэтому в рыцари принимали всех подряд (по очень небольшому цензу). 1-м абсолютным самодержцем стал генрих-7 Тюдор. Он провозгласил себя главой церкви и присвоил себе все церковные богатства (земли, поборы и привилегии). Король сосредоточил в своих руках гражданское судопроизводство. Абсолютная монархия выражала интересы дворянства. Но также это было выгодно и буржуазии. Английский абсолютизм носил незавершенный характер, т.к. в стране был парламент и местное самоуправление. Особенности абсолютизма в Англии: 1)сохраняются и продолжают играть значительную роль сословно-представительные учреждения (Парламент). 2)сохраняются старые органы местного самоуправления. 3)Англия имела незначительную сухопутную армию, в виду островного положения.  
 

№43 Переход к абсолютной монархии во Франции.

Неизбежным  результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI—XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии. В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII—XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации". 

№44 Генеральные штаты  и их судьба в феод франции 14-16вв.

Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.). Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции. 

№45 Французское королевство  эпохи феод разжробленности. Реформы Людовика 9.

В IX— XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной  раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных" (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер. Сеньориальную монархию нельзя рассматривать лишь как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственностью на землю, в рамках которой имело место экономическое развитие, хотя и медленное. Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству. С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов — установлений (etablissement), хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.Центральная королевская администрация. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях. Местное управление. Важным источником доходов казны была чеканка королевской монеты, взимание королевского налога (королевской тальи), торговых пошлин и судебных штрафов в пределах домена. Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226—1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников. Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный органпарламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов — выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать. Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности,  способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля.  
 

№46 Гос-во франков. Империя  Карла Великого.

Исторические  условия: Европейский континент имеет умеренный климат, хозяйство ведётся рационально, развито животноводство, рыболовство. Жители жили в условиях родовой организации, расселившись по долинам рек. Особое племя – салические франки, которые в процессе миграции приблизились к границам римской империи, их включили в её состав, сделав федератом. Вследствие этого франкские вожди стали претендовать на власть, сначала внутри племени, затем внутри империи. Процесс становления государства и права, из-за следующих факторов: 1)ускорения процессов имущественной дифференциации франков, 2)введение ими постоянных войн, 3)существование государственности у римлян, которую заимствовали франки в государственно-правовом строительстве, 4)заимствование института частной собственности у римлян, 5)христианство, которое было воспринято франками, их вождями. После принятия христианства, начинается первый этап в истории у франков. С 5-го по 7-ой век – династия Меровингов, затем власть захватывают майордомы. Характеризуется переходом от племенного строя к общине. Вторая эпохаКаролингов сын майордомов Карл Мартелла заточил последнего из династии. Этот период продолжается с 8-го по 9-ый век. Характеризуется формированием классов, формируются основные органы власти. Община характеризуется: 1)наличием частной собственности на землю, как основное средство производства; 2)значительным влиянием частной собственности на общественный уклад. Пути 3)возникновения этих видов собственности, в результате развития общины; 4)состоит из большого количества народа. Частная собственность возникает с развитием способов обработки земли. Сосредоточение земли в руках отдельных личностей приводит к таким формам землевладения как аллоды – это форма землевладения, переходящая по наследству по мужской линии. Карл Мартэлл проводит земельную реформу: теперь владелец земли называется бенефицием. Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние), земельное владение, которое жаловал король (или какой-либо другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной службы. Верденский договор 843 года, по которому внуки Карла Великого разделили государство на части: Франция, Германия и другие государства западной Европы. Раннефеодальная монархия, характеризуется: 1)нерасчленённостью власти и управления; 2)не до конца оформленная система органов власти. Должность короля, до принятия христианства, была выборной, после стала наследоваться. Ему принадлежала вся полнота власти, судебная, исполнительная. Высший орган на местах – совет 100-ни, члены суда – рахинбурги, затем их заменяют подвластные царю – скобины. Это система получила название дворцово-вотчинной.  
 
 
 
 
 
 
 
 

№47 Законодательство Ретры, Ликурга. Д Спарта.

Ликургу (IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности законодателя - об этом можно лишь догадываться.  Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших. Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника. Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”). Реформы Ликурга: В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: 1)созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание  могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком; 2)создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий  царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов). В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ1)разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась  собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ). 2)разделение граждан на филы и обы; 3)замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту  из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши. В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов. 1)слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость; 2)с 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”; 3)с 14 лет  к ним приставляли педономов  из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков; 4)с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими. Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом. Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга: 1)запрет писанного законодательства; 2)строительство дома только с помощью топора и пилы; 3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству). Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"