Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"

Файлы: 1 файл

История гос и права зар стран билеты .doc

— 538.00 Кб (Скачать)

1. Исторические  условия возникновения и особенности  общественного строя древневосточных  государств.

Первые гос-ва сложились  на территории Древнего Востока, т.е. в  Др Египте, Др Индии, Др Месопотамии  в ходе разложения родовой общины. Гос возникло в ходе разделения труда, усложнения управленческих функций и превращения лиц, занимающихся управлением в сословие знати.

По мере выделения  управленческой структуры стали  складываться царско-храмовые хоз-ва, создаваемые за счет присвоения общинных земель. Обществ строй характеризовался:

- различные лица, лишенные  средств производства; зависимые  подневольные лица; рабы.

- свободные мелкие  производители

- господствующий социальный  слой.

Основные черты гос  строя стран Др Востока

Форма гос устройства – унитарное централизованное гос-во. Форма правления – восточная деспотия. Когда в руках царя, наследственного, обожествляемого сосредоточена неограниченная судебная, исполнительная, законодательная, религиозная власть. Управление гос-вом осуществляется через сложный бюрократический аппарат. Сущ 3 основных ведомства – финансовое, военное и публичных работ. В системе гос органов различают центральные и местные органы власти и управления. Вместе с тем, хотя и с ограниченными функциями, сохраняются органы общинного самоуправления, осуществляющие некоторую административную, финансовую и судебную власть на местах.

Общие черты прав Др Востока

  1. Открыто закрепляют соц неравенство, а так же сословное неравенство свободных лиц.
  2. Право связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма имела религиозное обоснование.
  3. Основным источником права являлся обычай.
  4. Нет подразделения на отрасли права.
  5. Нет различий между преступлением и правонарушением, казуистичность норм права.

 

 

2. Деспотия – основная  форма древневосточных государств.

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - (греч.) в переводе означает господин, хозяин. Опорой деспота были жрецы, но и деспот мог быть лишь ширмой для жрецов.  Деспот формально не был ничем ограничен. Важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, который был достаточно эффективен, в котором условно выделяется три ведомства:

- Военное ведомство. 

- Финанс.ведомство.

- Ведомство общественных работ (поддержание в порядке гидротехнических сооружений).  Деспот нередко опирался на армию.

Налоги были в натуральной  форме.

Вывод: древневосточная деспотия – это особая форма политической системы раннерабовладельческого общества, сформировавшаяся в ходе завоевания.

Экономическая основа: сельская община и труд рабов.

Отлич. черты: неогранич. власть царя, соединявшая все полномочия духов и  светской власти, наличие широкого разветвленного чиновничьего управленческого аппарата из 3х ведомств (военное, налоговое, обществ.), теократический полит. режим, характеризующийся как правление жрецов. Выражение интересов господств. класса жреческой и военной верхушки, закрепление сословного строя,  полное отсутствие прав и свобод жителей государства.  Одновременно с государственностью возникло и право. Не все родовые обычаи удовл-ли гос-во => они делились, какие-то оставались, с какими-то боролись. Для права Д.В, характерно:

1. Право носило классовый  и сословный характер.

2.Право было тесно  связано с религией.

3. Консерват. хар-р права.

4. Риголиум права (категоричность  предписаний и строгое соблюдение всех правил)

5. Казуистический хар-р:  не было абстрактных понятий,  нормы права состояли из конкретных  ситуаций.

6. Низкая юр.техника.

 

 

3. Законы Хаммурапи.

Свод законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога и их нарушение – действие, направленное против бога и царя.

Законы, по мнению законодателя, должны были утвердить в Вавилоне справедливость, мир и благополучие населения. Законник Хаммурапи был составлен в казуистичном виде, т.е. в виде статей, излагавших частные случаи. Законник не имеет строгой системы изложения правового материала. Нормы уголовного, гражданского, процессуального права соединены воедино. Судебник Хаммурапи закреплял сложившиеся общественные отношения, т.е. подразделял на свободных и несвободных. Закон выделял гос и церковную собственность. Формировал институт частной собственности. Право собственности на недвижимость было ограничено.

Верховным собственником  земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам общинникам и воинам. За пользование  землей община платила царю налог. За несение службы воин получал от царя имущество – «илку», в состав которой входила земля, дом, инвентарь, рабы. Со временем илку переходила от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. Илку первоначально было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом сделок.

Рабы в Вавилоне были таким же объектом собственности, как и другое имущество. Хозяин мог распоряжаться своими рабами: продавать их, дарить, передавать по наследству. Наем чужого раба рассматривался как наем имущества. Плата в таком случае поступала его хозяину.

Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог через суд истребовать свою вещь.

Договор займа предусматривал не только обязанность должника вернуть долг в срок, но и уплату процентов.

При заключении договора купли-продажи составлялся письменный документ, в котором указывались предмет купли-продажи, цена, а так же другие условия договора.

По договору хранения хранитель нес ответственность за сохранность вещей. Пропавшее при хранении имущество должно было быть возмещено собственнику в двойном размере.

Договор аренды земли заключался на 1-2 года. Арендатор должен был платить арендную плату в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая (до 2/3).

Семья в ДВ была патриархальной. При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату. Отец давал дочери приданое, которое поступало в распоряжение мужа, после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее старую семью или передано ее детям. При составлении брака требовалось составление письменного договора.

Имущество умершего переходило к его сыновьям в разных долях. Дочери при этом получали свою наследственную долю в виде необходимого им приданого. Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие в дележе наследства.

В законах Хаммурапи  отсутствуют нормы о государственных  и религиозных преступлениях. Закон  устанавливал за одно и то же преступление разные наказания для лиц, принадлежавших к различным социальным группам. Допускалось применение наказания к заведомо невиновным лицам (объективное вменение).

Применение наказания  в законнике основано на принципе талиона. Смертная казнь осуществлялась через сожжение, утопление, сажание  на кол, закапывание живьем. Применялись  членовредительские наказания – отсечение языка, руки, пальцев рук, уха, повреждение глаза. Широко распространен был штраф.

Судебные дела, в т.ч. уголовные, возбуждались по инициативе частных лиц, а не органов государства. Дело начиналось с обращения истца. Стороны должны были сами вести свое дело. Процесс носил состязательный характер.

 

 

4. Законы Ману.

Законы Ману состоят  из 2685 статей, написанных в форме  двустиший. Правовое содержание имеют  статьи, находящиеся в 8 и 9 главах. Главное  в ЗМ – закрепление существующего кастового строя. В ЗМ подробно описывается происхождение Варн, указывается их наследственный, профессиональный характер. Определяется назначение каждой Варны и описываются привилегии 2 высших Варн. Особенностью ЗМ является религиозная окраска всех его положений.

ЗМ знают разницу  между собственностью и владением. Значительное внимание уделяется охране частной собственности.

Законы указывают 7 возможных  способов возникновения права собственности:

- наследование

- получение в виде  дара или нахождение

- покупка

- завоевание

- ростовщичество

- исполнение работ

- получение милостыни

ЗМ известен способ приобретения – давность владения – 10 лет. Подчеркивалось, что только при законном подтверждении  человек из владельца превращался  в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника.

К основным видам собственности  относилась земля. Земельный фонд страны составляли царские, общинные и частные земли. За незаконное присвоение чужой собственности накладывался большой штраф. ЗМ охраняли и движимое имущество. Наиболее значимы были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения  получили в ЗМ довольно тщательную разработку. Обязательства из договоров. Наиболее подробно описывается договор  займа.

ЗМ устанавливают нерушимость  и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, то он д/б его отработать. При этом кредитор, принадлежащий к низшей касте не мог заставить отрабатывать долг должника из более высокой касты. Лицо более высокой касты отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

ЗМ знали такие сделки как купля-продажа, заем, наем, дарение, перевозка и т.д.

Было сформулировано понятие договора. Договор мог быть заключен дееспособным челном общества, основываться исключительно на добровольном согласии сторон.

Семья характеризовалась  исключительной патриархальностью. Главе  семьи принадлежало все ее имущество, он обладал правом наказывать членов семьи. Женщина занимала явно приниженное положение. Смешанные браки запрещались или ограничивались.

Существовало 2 способа  наследования отцовского имущества: поровну  между сыновьями или целиком  старшему брату умершего. Женщине  выделялось приданое.

За деяния направленные против царя или государственной власти, применялась смертная казнь. Сурово карались различные посягательства на частную собственность. Выделялись преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. Так же обосабливались преступления против семейных устоев. Тяжесть наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника. Помимо смертной казни применялись такие жестокие наказания как отсечение ног, языка, пальцев, клеймление, обращение в рабство.

В судопроизводстве не было различий между гражданскими и уголовными процессами. Судебные дела возбуждались по инициативе заинтересованных лиц, а  не государственных органов. Практиковалось обращение к «ордалии» божьему  суду.

 

 

5. Особенности образования государств в Афинах

Афинское государство  возникло на территории Аттики. Образование  государства связано с именем греческого героя Тезея, который  провел ряд реформ. В результате реформ афинское общество было поделено на 3 группы:

- родовая знать (эвпатриды), которые обладали правом занимать государственные должности;

- землевладельцы (геоморы);

- ремесленники (демиург);

Значительную часть  населения составляли метеки, выходцы  из других общин, лично свободные, но ограниченные в политических и экономических правах.

К 7 веку до н.э. исчезает царская власть, и высшая власть передается ареопагу, который заменяет собой совет старейшин и царя, и архонтам, осуществляющим непосредственную управленческую, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие афинского государства связано с борьбой широких масс населения (демос) и родовой аристократии, а так же с борьбой против долгового рабства.

Афинское государство  считается наиболее типичным, чистая форма возникновения государства, в результате внутреннего развития общества. В окончательном виде афинское государство образовалось в 6в до н.э. и оно связано с крупными реформами политической деятельности Солона и Клисфена. Солон разделил все население Афин по имущественному признаку на 4 разряда. Доступ к государственным должностям получили 3 высших разряда. К самым высшим относился только первый разряд. Он упразднил народное собрание, установил совет 400 (по 100 от каждого разряда).

Клисфен уничтожил старую родовую организацию общества. Вместо родов создал 10 территориальных округов. В пределах каждого округа роды перемешались. Создал совет 500 (по 10 представителей от каждого округа).

 

 

6. Реформы Солона и  Клисфена

Решающими этапами становления  новых общественных отношений в  Афинах стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Кслисфеном.

В 594 г до н.э. архонт Солон  провел реформы, которые ввели максимальный размер земельного надела, а так  же отменили долговое рабство.

Солон ввел различия между  гражданами по имущественному признаку. Он поделил население на 4 разряда:

- к 1 разряду относились  наиболее богатые собственники (пятисотники);

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"