Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"

Файлы: 1 файл

История гос и права зар стран билеты .doc

— 538.00 Кб (Скачать)

- 2 разряд – всадники;

- 3 разряд – зевгиты;

- 4 разряд – феты (батраки,  которые не обладали имуществом);

На этом делении базировалась вся система государственных должностей. Так же Солон создал совет 400 или булл, которому вверялась вся полнота правительственной власти. В совет выбирались по 100 представителей от каждого разряда. Солон сохранил в неприкосновенности ареопаг, который мог затормозить любое решение совета.

Так же Солон утвердил суд присяжных – гэлиэйю.

Реформы Солона ограничили власть наследственной аристократии, но не сломили ее влияние до конца.

Начатые реформы завершил Клисфен. Он разделил Аттику на 10 фил (территориальных  округов). В них граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства.

Так же Аттика была разделена  на 30 частей или триптий. Каждая фила состояла из 3 триптий, включала в себя одну городскую территорию, одну береговую и одну в центре страны, → фила не являлась сплошной территорией. Фила делилась на демы, по 10 фил в каждой деме. Демы, принадлежавшие одной филе, но разным триптиям, лежали в разных районах Аттики.

Поскольку территориальный  принцип возобладал над родовым, и гражданство стало определятся  не принадлежностью к роду, а к той или иной деме, то получалось, что в демы, филы и триптии входили как богатые, так и не богатые. Родовая знать, оказавшись в разных филах, утрачивает политическое влияние.

На основе нового территориального деления Клисфен организовал  новые учреждения и органы государственной власти. Вместо совета 400 был создан совет 500.

Афинская демократия стала управляться 3 органами власти: народным собранием, советом 500 и должностными лицами.

 

 

7. Общественный и государственный  строй Афин в 5-4 вв до н.э.

Народное собрание – высший законодательный орган. Если постановление касалось общих вопросов, то оно называлось законом. Постановления, касающиеся частных лиц, назывались всепизмами.  Народное собрание осуществляло функцию управления, избирая и контролируя деятельность должностных лиц, обладало судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, конфискации имущества и смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, оно разбирало дела о наиболее тяжких преступлениях.

В народном собрании принимали участие все совершеннолетние афинские граждане (с 18 лет). От участия отклонялись женщины, метеки и те, у кого был только один родитель из Афин.

Совет 500 – осуществлял высшую правительственную власть. Он образовывался из кандидатов, выставляемых каждой филой – по 50 человек.

Членом совета мог  быть любой гражданин филы, поскольку  выборы производились путем жребия.

Компетенция:

- руководил деятельностью  народного собрания;

- руководил администрацией. Кандидаты на те или иные  должности должны были пройти проверку Совета.

- являлся высшим распорядительным  органом в области расходования денежных средств;

- следил за укреплением  военной мощи Афин;

- ему принадлежали  полномочия в области внешних  отношений;

- в качестве судебного органа присуждал к смертной казни;

Должностные лица - осуществляли свою деятельность на основе следующих принципов:

-  выборность

- срочность

- коллегиальность

- возмездность

- подотчетность

Должностные лица имели право налагать на граждан штраф за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел от тяжести проступка и определялся законом. Магистраты имели право возбуждать судебное преследование против граждан.

1. Стратеги – коллегия стратегов  была создана Клисфеном. Их  было 10 (по 1 от каждой филы). Выборы путем открытого голосования. На должность стратега могли претендовать женатые и обладающие недвижимым имуществом. Сбор военного налога, доставка провианта. Отвечали перед советом 500 и народным собранием за средства, которые расходовали. Ведали дипломатическими отношениями. Командовали армией и флотом.

2. Полеты – ведали передачей  в  аренду гос имущества.

3. Логисты – принимали финансовые  отчеты от финансовых лиц и  возобновляли уголовные дела  в случае злоупотребления в  финансовой области.

Гелиэя – суд присяжных состоит из 6000 присяжных, достигших 30-летнего возраста (гелиасты). Состав судебной коллегии определял жребий за несколько часов до начала рассмотрения дела, чтобы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а так же (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием.

4. Так же выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимаются специальными  вопросами: разрешали семейные  дела, осуществляли надзор за  иностранцами, решали религиозными вопросами. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе. Осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на Гелэие, представляли ежегодный доклад народному собранию, о противоречиях и пробелах в Афинских законах.

Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов.

 

 

8. Общественный и государственный  строй Спарты.

В 12-11 в до н.э. небольшую  область на полуострове Пелопоннес – Лаконику вторглись дорические племена. Область эта была уже занята ахейцами.

После ожесточенной борьбы победили более отсталые в культурно-экономическом  отношении, но сплоченные дорийцы. Маленькая  Лаконика оказалась тесной для новой  общины. Началась война за овладение  соседней Мессенией. Она продолжалась целое столетие и окончилась победой Спарты.

Возникла классовая  дифференциация: спартиаты превратились в господствующий класс землевладельцев, а покоренные жители в рабов.

Спарта была земледельческой  общиной. Ремесла и торговля было делом неполноправных периэков. Свободному спартиату эти профессии были строго запрещены. Его занятием была военная служба. Все свободное время посвящалось военной подготовке.

Периэки – жители периферийных горных неплодородных районов Спарты. Занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами, и находились под надзором особых должностных лиц – гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов.

Земля в Спарте была поделена на 10 000 равных участков, по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка – не было гражданства. Обрабатывали землю илоты. Илотами признавались порабощенные жители Мессении и Лаконнии. Они являлись собственностью государства. Семья в Спарте оставалась на стадии парного брака. А в некоторых отношениях напоминала еще раннюю ступень – брак групповой.

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. От первобытно-общинной эпохи здесь уцелели народные собрания, совет старейшин и 2 царя (точнее 2 вождя). Первый из этих органов – народное собрание, сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть.

В народном собрании участвовали  все спартиаты достигшие 30-летнего  возраста. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решение считалось не имевшим силы.

Совет старейшин состоял из 28 членов геронтов, избиравшихся в собрании. Они занимали места пожизненно и не были ответственны за свои действия. Геронты избирались из числа знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста.

Герусия – рассматривала  и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам.

Цари были членами  герусии. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. Причем одни командовал ополчением, а второй был хранителем традиций древнего царства. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, избиравшихся народным собранием сроком на 1 год. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов. С середины 6 в до н.э. они поставили архагетов под свой контроль, отчитывались только перед своими преемниками, их деятельность практически не контролировалась народным собранием.

 

 

9. Особенности возникновения  государства в Риме. «Царский  период».

Римское государство  является последним образцом типа рабовладельческого государства. Периодизация римского государства:

- период разложения родового строя и возникновение римского рабовладельческого государства (753-509 до н.э.);

- период республики  – (509-27г до н.э.) – период  высшей ступени развития рабовладельческого общества и государства в Риме;

- период монархии –  (27г до н.э.- 476 н.э.) – последний делится на 2 этапа:

- принципат (27 г до  н.э.-284 н.э.)

- доминат (абсолютная  монархия – 284-476гг н.э.). На данном этапе происходит кризис и разложение римского рабовладельческого общества и государства.

Первоначально территорию Рима занимали 3 племени (трибы): латиняне, собиняне, эльтруски. Каждое из них  состояло из 100 родов, объединенных в 10 курий.

Род был единственной сложившейся единицей, и, подобно греческому роду, был отцовский.

Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального  рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди  римлян возникает неравенство.

В противовес роду усилилась  патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, и так же на право вступать в сенат. Становятся военными вождями – эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и людей, находящихся в различных видах зависимости.

Происходит разложение родовой организации римлян. Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся, благодаря завоеваниям, территории Рима, оказалось новое население из коренных, преимущественно латинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободными, добились права частной собственности  на землю, занимались ремеслом и торговлей. Обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущество, т.е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправны, лишены права участвовать в народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда.

Кроме патрициев и  плебеев, существовала еще одна социальная группа – клиенты. Клиент находился  в личной и наследственной зависимости от патрона (покровителя).

На становление государства  в древнем Риме большое влияние  оказало противостояние патрициев  и плебеев, в борьбе плебеев за политические права и свободы.

Ранний Рим еще сохраняет  черты военной демократии, для  решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, относящимися к культуре, семейными отношениями и делами, касающимися жизни всей общины.

На комициях происходили  выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан.

Во главе всей общины стоял царь (Рекс), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.

Рядом с царем стоит сенат. Важные полномочия выполняли жреческие коллегии.

 

 

10. Реформы С. Туллия

Население древнеримского государства – полиса, составили 2 основные группы:

- собственно римские  граждане, так называемые патриции, полноправные граждане и потомки знатнейших римских родов.

- их общественные антагонисты  – плебеи, стояли вне племенной организации, и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Они были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

Для перехода от царства к республиканскому правлению были характерны некоторые пережитки родоплеменной организации.

Каждое племя состояло из 100 родов, каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее  народное собрание – куриатные комиции.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые  судебные функции принадлежали избираемому  собранием курии царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них, и самой важной, была реформа, которую историческая традиция приписывает Рексу Сервию Туллию. Врнмя осуществления – 6в до н.э.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"