Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"

Файлы: 1 файл

История гос и права зар стран билеты .doc

— 538.00 Кб (Скачать)

Плебейский элемент  был допущен в народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на 5 имущественных разрядов:

- патриции и плебеи, имущество которых оценивалось  в 100 000 асов (ас – мелкая римская монета);

- 75 000 асов;

- 50 000 асов;

- и т.д.

В особый разряд были выделены «всадники». Стоимость их имущества  превышала 100 000 асов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц – центурий (сотен): первый разряд – 80, второй, третий и четвертый – по 50, пятый – 30. Одну единственную центурию составляли граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского пролес – потомство).

В народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город  был разбит на 4 территориальных  округа – трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.

Реформа С. Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился  в пользу богатства.

Заслуживает упоминания Лициниев закон, который предоставил  плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения – 500 югеров (125 га). Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а так же вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т.е права распоряжения имуществом.

Римским гражданином  становился и отпущенный на волю раб, но он не мог замещать выборных должностей и служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

 

 

11. Общественный и государственный  строй Рима в период республики

В 6-9вв до н.э. в римском  обществе продолжалась социальная дифференциация среди свободного населения. В 494г  до н.э. плебеи добились от патрициев  права ежегодно избирать своих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов).

В 9 в до н.э. завоевание новых территорий привело к резкому  увеличению количества рабов и заметному  возрастанию их роли в сельском хозяйстве  и ремесле. В 1 в до н.э. римское  гражданство получили италики (свободные жители италийских полисов, подчиненных Риму).

Центральные органы государственной  власти:

- народное собрание – были полномочны выносить решение, имевшее юридическую силу. Главный вид народных собраний центуриантные комиции (принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов – консулов, преторов, цензоров; обладали судебными полномочиями);

- сенат – его члены в начале республики назначались консулами, а с 4 в до н.э. – цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах, утверждал законы, принятые народным собранием и заведовал финансами. В случае вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору.

В середине 5 в до н.э. в  состав сената были допущены плебеи;

- в систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять римское государство, и от его имени принимать судебные и управленческие решения.

Принцип организации деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом, безвозмездность исполнения государственной службы.

Виды магистратов:

- обладающие высшей  властью (империум - консулы и преторы);

- не обладающие такими  полномочиями;

Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества.

В 5 в до н.э. была проведена  реформа Фурия Марка Камилла. Воину было установлено жалованье, расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107г до н.э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, которую установил Сулла 82-79гг до н.э.

Судопроизводство по уголовным делам осуществлялась консулами, позже так же преторами, по закону Валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты могли обжаловаться в центуриартные комиции.

В провинциях вершили  суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима).

В 1 в до н.э. – период политической нестабильности: сменяли  друг друга триумвираты и диктаторы. В 27 г до н.э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом).

 

 

12. Кризис республики  и военные диктатуры в Риме

Во II-Iвв.до н.э. развитие рабовл-го общества в Риме приводит к обострению классовых и соц. противоречий.

Прежде всего кризис коснулся существующих политич. учреждений – устаревшей полисной формы госуд. устройства, аристокр. политич. режима правления нобилей, республиканской формы правления, создававшей лишь видимость власти «римского народа».

   Войны II-Iвв.до н.э., сопровождавшиеся массовым порабощением завоеванного населения, привели к росту количества рабов, тяжелые условия труда и жестокий режим экспл-ции вылились в восстания рабов (IIв.до н.э. в Сицилии, в 74-70гг. до н.э. восстание Спартака). Вспыхивают гражд. и союзнические войны, вызванные борьбой знати за власть.

   Экон. и политич. засилье нобилей вызвало во IIв.до н.э. движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами.

Цель – ограничить крупное землевладение знати  и наделить землей мелких землевладельцев (133г.до н.э. Тиберий аграрный закон), ослабить власть сената (оплота знати) и восстановить власть народного собрания и народного трибуна (123г.до н.э. Гай ввел тайное голосование в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок, продажа зерна из госуд. складов гражданам, в пользу всадников изменен порядок откупа налогов с провинций, попытка распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии).

   В результате  союзнической войны в 90г.до  н.э. жители Италии добились  уравнения в правах с римскими  гражданами.

   Военная реформа  консула Гай Марий: ввел принцип добровольности при наборе войск, жалование, наделение ветеранов землей, => армия стала постоянной и профессиональной, наемной.

   82-79гг. до н.э. период диктатуры Суллы: опираясь на верные ему легионы заставил сенат назначить его диктатором на неопред. время. Увеличил сенат, расширил его компетенцию, ограничил власть трибуна (предложения должны предварительно обсуждаться сенатом) и компетенцию народного собрания (изъял судебные полномочия, контроль за финансами).

   Причины падения  полисно-республиканского строя  в Риме и установления военно-демократ. режима: обострение классовой борьбы, неприспособленность старой госуд. формы к новым истор. условиям.

   60г. до н.э.  власть захватывает 1ый триумвират (Помпей, Красс, Цезарь), после него  устанавливается диктатура Цезаря.

   43г до н.э.  образуется 2ой триумвират ( Антоний,  Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями «для устроения государства». После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27г. до н.э. полномочия на управление государством и почетный титул августа. Начинается новый период истории Римского государства – период империи.

 

 

13. Общественный и государственный  строй Рима в период Империи

После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс – он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, был вправе налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет – консилиум, который со времени правления императора Адриана (начало 2 века) стал официальным учреждением. Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии, начальник полиции и другие.

Ко 2 в на нет сошла  римская завоевательная волна, иссяк  основной источник рабов, стали исчезать латифундии; стали отказываться от принудительного рабского труда, появляется колонат (прикрепление формально-свободных крестьян к земле, их эксплуатация). Возрастает варварское (германское, славянское и т.д.) давление на границы римской империи.

При императоре Каркалле все свободные люди, проживающие в провинциях римской империи получили права римского гражданства. → на них стало распространятся римское право.

В армию устремились  варвары нелатиняне, что привело  к целой эпохе солдатских императоров (3в). Император Диоклетиан (к 3 в) старается централизовать государство, стабилизировать находящуюся в кризисе политическую систему римской империи. Он был инициатором прикрепления горожан к месту жительства и профессии (предпосылки феодализма).

Доминат (в отличие  от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетиан поделил римскую империю на Восточную и Западную части и перенес административный центр на восток. Чуть позже он установил тетрархию. Страна была разделена на 2 части – западную и восточную, во главе каждой из которых стали августы. Каждая из половин делилась еще раз на двое. ¼ империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря.

После Диокретиана император Константин упразднил тетрархию.

В 313г император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане) – была признана веротерпимость в  империи.

В 325г в Никее собрался один вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе было выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры 2 вселенский собор христианской церкви.

Феодосий Великий провозгласил христианство государственной религией Римской Империи.

После его кончины  образуется независимая Западная Римская Империя с центром в Риме, и Восточная Римская Империя с центром в Константинополе.

Западную римскую империю  стали разрушать вандалы варвары. Столица Западной Римской Империи  была перенесена из Рима в Равенну. Последний малолетний западно-римский император Ромул Августул в 476г. был свергнут начальником гвардии Одоакром, который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Одоакр провозгласил себя правителем Италии, однако скоро сам был свергнут.

 

 

14. Источники РЧП

Источники РП – это  формы закрепления и выражения  правовых норм, имеющие общеобязательное значение.

РЧП известны следующие  виды источников:

- обычное право (совокупность  общеобязательных правил поведения,  сложившихся в Древнем Риме  в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте)

- законы (решения народных  собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного. При издании  закона магистрат, имевший право созывать народное собрание, разрабатывал проект, который затем одобрялся сенатом. Закон состоял из 3 частей: надпись – инициаторы закона + причина издания, содержание и санкция – гарантия исполнения. Древнейшим законом были законы 12 таблиц  (5 в до н.э.) – бессистемная казуальная запись древнеримских обычаев, основной источник цивильного права.)

- сенатусконсульты (по  имени лица, которое было их  инициатором, в них часто устанавливались  нормы частного права или общие  положения, позволявшие влиять на преторские эдикты).

- конституции императоров

- эдикты магистратов  (специальные акты, в которых должностное  лицо излагало принципы своей  деятельности или решения по  каким-либо вопросам)

- ответы юристов (мнения  их по тому или иному вопросу  применения права)

По кругу субъектов, на которых распространялось действие норм можно выделить:

Квирицкое или цивильное  право

Преторское или гонорарное право

Право народа

а) Квирицкое право  – действительно только в отношении  римских граждан.

- иностранец никто,  он бесправен, с ним можно сделать что угодно. «Квирит» - римский гражданин.

- Источником КП были  обычаи, законы и постановления  сената.

- КП регулировало неразвитые  торговые отношения в Риме. Регулировалась  не общая ситуация, а строго  конкретные случаи.

b) Преторское право – называлось по наименованию должностного лица, которое эту систему создало. Претор – лицо, обладающее в Риме высшей административной властью, ведует административными наказаниями, следит за порядком, исполняет определенные судебные функции. Претор – не судья в нашем понимании, но мг влиять на судебный процесс. От него зависело, давать ход судебному делу или нет. Он посылал судье бумагу с данными, и писал, какое решение должно быть принято. Претор избирался на 1 год. При вступлении в должность каждый претор оглашал программу на предстоящий год - «эдикт». В эдикте претор указывал, в какой конкретной ситуации он будет давать судебную защиту, и каким образом он будет защищать. Сформировалась преторская система права. Она регулировала пробелы в цивильном праве, и изменило некоторые его нормы и отношения. Сформировало не из законодательной, а из административной власти. Распространялось оно тоже только на Римских граждан.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"