Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Истории государства и права зарубежных стран"
Плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на 5 имущественных разрядов:
- патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 000 асов (ас – мелкая римская монета);
- 75 000 асов;
- 50 000 асов;
- и т.д.
В особый разряд были выделены «всадники». Стоимость их имущества превышала 100 000 асов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц – центурий (сотен): первый разряд – 80, второй, третий и четвертый – по 50, пятый – 30. Одну единственную центурию составляли граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского пролес – потомство).
В народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на 4 территориальных округа – трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.
Реформа С. Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.
Заслуживает упоминания Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения – 500 югеров (125 га). Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а так же вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т.е права распоряжения имуществом.
Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб, но он не мог замещать выборных должностей и служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.
11. Общественный и
В 6-9вв до н.э. в римском обществе продолжалась социальная дифференциация среди свободного населения. В 494г до н.э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов).
В 9 в до н.э. завоевание новых территорий привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. В 1 в до н.э. римское гражданство получили италики (свободные жители италийских полисов, подчиненных Риму).
Центральные органы государственной власти:
- народное собрание – были полномочны выносить решение, имевшее юридическую силу. Главный вид народных собраний центуриантные комиции (принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов – консулов, преторов, цензоров; обладали судебными полномочиями);
- сенат – его члены в начале республики назначались консулами, а с 4 в до н.э. – цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах, утверждал законы, принятые народным собранием и заведовал финансами. В случае вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору.
В середине 5 в до н.э. в состав сената были допущены плебеи;
- в систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять римское государство, и от его имени принимать судебные и управленческие решения.
Принцип организации деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом, безвозмездность исполнения государственной службы.
Виды магистратов:
- обладающие высшей властью (империум - консулы и преторы);
- не обладающие такими полномочиями;
Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества.
В 5 в до н.э. была проведена реформа Фурия Марка Камилла. Воину было установлено жалованье, расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107г до н.э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, которую установил Сулла 82-79гг до н.э.
Судопроизводство по уголовным делам осуществлялась консулами, позже так же преторами, по закону Валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты могли обжаловаться в центуриартные комиции.
В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима).
В 1 в до н.э. – период политической нестабильности: сменяли друг друга триумвираты и диктаторы. В 27 г до н.э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом).
12. Кризис республики и военные диктатуры в Риме
Во II-Iвв.до н.э. развитие рабовл-го общества в Риме приводит к обострению классовых и соц. противоречий.
Прежде всего кризис коснулся существующих политич. учреждений – устаревшей полисной формы госуд. устройства, аристокр. политич. режима правления нобилей, республиканской формы правления, создававшей лишь видимость власти «римского народа».
Войны II-Iвв.до н.э., сопровождавшиеся массовым порабощением завоеванного населения, привели к росту количества рабов, тяжелые условия труда и жестокий режим экспл-ции вылились в восстания рабов (IIв.до н.э. в Сицилии, в 74-70гг. до н.э. восстание Спартака). Вспыхивают гражд. и союзнические войны, вызванные борьбой знати за власть.
Экон. и политич. засилье нобилей вызвало во IIв.до н.э. движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами.
Цель – ограничить крупное землевладение знати и наделить землей мелких землевладельцев (133г.до н.э. Тиберий аграрный закон), ослабить власть сената (оплота знати) и восстановить власть народного собрания и народного трибуна (123г.до н.э. Гай ввел тайное голосование в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок, продажа зерна из госуд. складов гражданам, в пользу всадников изменен порядок откупа налогов с провинций, попытка распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии).
В результате союзнической войны в 90г.до н.э. жители Италии добились уравнения в правах с римскими гражданами.
Военная реформа консула Гай Марий: ввел принцип добровольности при наборе войск, жалование, наделение ветеранов землей, => армия стала постоянной и профессиональной, наемной.
82-79гг. до н.э. период диктатуры Суллы: опираясь на верные ему легионы заставил сенат назначить его диктатором на неопред. время. Увеличил сенат, расширил его компетенцию, ограничил власть трибуна (предложения должны предварительно обсуждаться сенатом) и компетенцию народного собрания (изъял судебные полномочия, контроль за финансами).
Причины падения
полисно-республиканского
60г. до н.э.
власть захватывает 1ый
43г до н.э. образуется 2ой триумвират ( Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями «для устроения государства». После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27г. до н.э. полномочия на управление государством и почетный титул августа. Начинается новый период истории Римского государства – период империи.
13. Общественный и
После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс – он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, был вправе налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет – консилиум, который со времени правления императора Адриана (начало 2 века) стал официальным учреждением. Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии, начальник полиции и другие.
Ко 2 в на нет сошла римская завоевательная волна, иссяк основной источник рабов, стали исчезать латифундии; стали отказываться от принудительного рабского труда, появляется колонат (прикрепление формально-свободных крестьян к земле, их эксплуатация). Возрастает варварское (германское, славянское и т.д.) давление на границы римской империи.
При императоре Каркалле все свободные люди, проживающие в провинциях римской империи получили права римского гражданства. → на них стало распространятся римское право.
В армию устремились варвары нелатиняне, что привело к целой эпохе солдатских императоров (3в). Император Диоклетиан (к 3 в) старается централизовать государство, стабилизировать находящуюся в кризисе политическую систему римской империи. Он был инициатором прикрепления горожан к месту жительства и профессии (предпосылки феодализма).
Доминат (в отличие от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетиан поделил римскую империю на Восточную и Западную части и перенес административный центр на восток. Чуть позже он установил тетрархию. Страна была разделена на 2 части – западную и восточную, во главе каждой из которых стали августы. Каждая из половин делилась еще раз на двое. ¼ империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря.
После Диокретиана император Константин упразднил тетрархию.
В 313г император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане) – была признана веротерпимость в империи.
В 325г в Никее собрался один вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе было выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры 2 вселенский собор христианской церкви.
Феодосий Великий провозгласил христианство государственной религией Римской Империи.
После его кончины образуется независимая Западная Римская Империя с центром в Риме, и Восточная Римская Империя с центром в Константинополе.
Западную римскую империю
стали разрушать вандалы
14. Источники РЧП
Источники РП – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение.
РЧП известны следующие виды источников:
- обычное право (совокупность
общеобязательных правил
- законы (решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного. При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание, разрабатывал проект, который затем одобрялся сенатом. Закон состоял из 3 частей: надпись – инициаторы закона + причина издания, содержание и санкция – гарантия исполнения. Древнейшим законом были законы 12 таблиц (5 в до н.э.) – бессистемная казуальная запись древнеримских обычаев, основной источник цивильного права.)
- сенатусконсульты (по
имени лица, которое было их
инициатором, в них часто
- конституции императоров
- эдикты магистратов (специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам)
- ответы юристов (мнения их по тому или иному вопросу применения права)
По кругу субъектов, на которых распространялось действие норм можно выделить:
Квирицкое или цивильное право
Преторское или гонорарное право
Право народа
а) Квирицкое право – действительно только в отношении римских граждан.
- иностранец никто, он бесправен, с ним можно сделать что угодно. «Квирит» - римский гражданин.
- Источником КП были обычаи, законы и постановления сената.
- КП регулировало неразвитые торговые отношения в Риме. Регулировалась не общая ситуация, а строго конкретные случаи.
b) Преторское право – называлось по наименованию должностного лица, которое эту систему создало. Претор – лицо, обладающее в Риме высшей административной властью, ведует административными наказаниями, следит за порядком, исполняет определенные судебные функции. Претор – не судья в нашем понимании, но мг влиять на судебный процесс. От него зависело, давать ход судебному делу или нет. Он посылал судье бумагу с данными, и писал, какое решение должно быть принято. Претор избирался на 1 год. При вступлении в должность каждый претор оглашал программу на предстоящий год - «эдикт». В эдикте претор указывал, в какой конкретной ситуации он будет давать судебную защиту, и каким образом он будет защищать. Сформировалась преторская система права. Она регулировала пробелы в цивильном праве, и изменило некоторые его нормы и отношения. Сформировало не из законодательной, а из административной власти. Распространялось оно тоже только на Римских граждан.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"