Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История государства и права зарубежных стран".
№10 Установление республики и гос строй республики в Д Риме в 1 в до н эры
Государственный
строй Римской республики
Высшие гос органы: народные
собрания, сенат и магистратуры. Хотя
народные собрания считались органами
власти римского народа и были олицетворением
свойственной полису демократии, не они
преимущественно управляли государством.
Это делали сенат и магистраты — органы
реальной власти нобилитета. Три
вида народных собраний — центуриатные,
трибутные и куриатные.
1)Главную роль играли центуриатные
собрания, обеспечивавшие благодаря своей
структуре и порядку принятие решений
преобладающих аристократических и богатых
кругов рабовладельцев. В компетенцию
центуриатного собрания входило принятие
законов, избрание высших должностных
лиц республики , объявление войны и рассмотрение
жалоб на приговоры к смертной казни.
2)трибутные собрания делились на плебейские
и патрицианско-плебейские. Поначалу
их компетенция была ограниченной. Они
избирали низших должностных лиц и рассматривали
жалобы на приговоры о взыскании штрафа.
3)Куриатные собрания после реформ Сервия
Туллия потеряли былое значение. Они лишь
формально вводили в должность лиц, избранных
другими собраниями, и в конце концов были
заменены собранием тридцати представителей
курии — ликторов.
Народные собрания в Риме созывали
высшие должностные лица, которые могли
и прервать собрание, и перенести его на
другой день. Они же председательствовали
в собрании и объявляли вопросы, подлежащие
решению. Участники собрания не могли
изменять внесенные предложения. Голосование
по ним было открытым. Сенат. Сенаторы
не избирались. Специальные должностные
лица — цензоры, раз в пять лет составляли
списки сенаторов из представителей знатных
и богатых семей. Формально сенат был совещательным
органом, и его постановления назывались
сенатус-консульты. Но компетенция сената
была обширной. Он, контролировал законодательную
деятельность центуриатных (а затем и
плебейских) собраний, утверждая их решения.
В распоряжении сената находилась казна
государства. Он устанавливал налоги и
определял необходимые финансовые расходы.
К компетенции сената относились постановления
по общественной безопасности, благоустройству
и религиозному культу. Гос
должности: (магистратуры); принципы
были: выборность,
срочность, коллегиальность,
безвозмездность и ответственность.
Все магистраты (кроме диктатора) избирались
центуриатными или трибутными собраниями
на один год. Срок полномочий диктаторов
не мог превышать 6 месяцев. Магистратуры
были коллегиальными — на одну должность
избиралось несколько человек (диктатор
назначался один) + иерархия должностей.
Магистратуры делились на ординарные
(обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные).
Консулы (в Риме избирались два консула)
были высшими магистратами и возглавляли
всю систему магистратур. Особенно существенными
были военные полномочия консулов: набор
в армию и командование ею, назначение
военачальников, право заключать перемирие
и распоряжаться военной добычей. Преторы
появились в середине IV в. до н.э. в качестве
помощников консулов. Два цензора
избирались раз в пять лет для составления
списков римских граждан, распределения
их по трибам и разрядам и для составления
списка сенаторов, наблюдение за нравственностью
и издание соответствующих эдиктов.
№11 Кризис республики и установления режима принципата в Д Риме в 1в до н эры.
Во II—I
вв. до н.э. развитие рабовладельческого
общества в Риме приводит к обострению
всех его классовых и социальных противоречий.
Рим стремился прежде всего к конфискации
земель, так как рост населения требовал
расширения земельных владений. Рабство
приобретает "классический", античный
характер. Значительная масса рабов эксплуатируется
в государственных и крупных частных землевладельческих
латифундиях с крайне тяжелыми условиями
труда и существования и жестоким террористическим
режимом. Естественный протест рабов выливается
в ряд все более широких и мощных восстаний.
Провал законопроекта о предоставлении
прав римских граждан свободным жителям
Италии, считавшимся союзниками Рима,
вызвал крайнее недовольство союзников,
вылившееся в I в. до н.э. в союзнические
войны, существенно осложнившие положение
Рима в условиях массовых восстаний рабов
и длившихся десятилетиями завоевательных
войн в провинциях. В результате Союзнической
войны 91—88 гг. до н.э. жителям Италии удалось
уравняться в правах с римскими гражданами.
Но это не ослабило политическое напряжение
в Риме — обострились противоречия между
возникшими в среде свободных граждан
группировками оптиматов, опиравшихся
на сенат, и популяров, боровшихся против
сенатской олигархии. И те и другие использовали
подкупаемых люмпенов. Борьба между ними
привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.
Успешные завоевательные войны превратили
Рим из небольшого государства-города
в столицу огромного государства, к управлению
которым старая государственная форма
полиса была совершенно неприспособлена.
Необходимость выйти из острого политического
кризиса, неприспособленность старой
государственной формы к новым историческим
условиям и переход к наемной армии были
основными причинами падения полисно-республиканского
строя в Риме и установления военно-диктаторского
режима.
№12 Гос строй Р Римской империи в эпоху домината.
Государственный
строй Римской империи
в период домината.
Период империи принято делить на два
этапа: 1) принципат (I в. до н.э. — III
в. нэ.), от "принце пс-сенатус" — первый
сенатор. Этот титул впервые получил от
сената основатель империи Октавиан Август,
поставленный первым в списке сенаторов
и получивший право первым выступать в
сенате, что позволяло предопределять
решения последнего; 2) доминат (III—V
вв.), от "доминус" — господин, владыка,
что свидетельствовало об окончательном
признании абсолютной власти
императора. Доминат.
С конца III, в. начинается новый этап истории
империи — доминат, во время которого
Рим превратился в монархическое государство
с абсолютной властью императора. Окончательный
переход к доминату датируется 284 годом
и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего
именовать себя Доминусом. Изменилась
и военная организация. В связи с массовыми
восстаниями рабов и покоренных народов,
подразделяется на подвижные (для подавления
восстаний) и пограничные войска. Большое
значение для дальнейших судеб империи
имели реформы Диоклетиана, закрепленные
и развитые в законодательстве Константина.
Диоклетиан провел экономическую, военную
и административную реформы. В экономической
области Диоклетиан попытался приостановить
обесценение денег в результате выпуска
монет с низким содержанием драгоценного
металла. Он выпустил полноценные золотые
и серебряные монеты, но они скоро исчезли
из обращения, и пришлось вернуться к выпуску
низкопробных монет. Более эффективной
оказалась реформа
налогообложения. Большая часть налогов
стала взиматься не натурой, а деньгами.
В целях обеспечения поступления налогов
была введена периодически повторявшаяся
перепись населения. В основу налогообложения
в сельской местности были положены размер
землевладения и количество обрабатывающих
землю лиц. В городах вводилось подушное
налогообложение. Военная
реформа, закрепившая образование пограничных
и подвижных войск, ввела помимо существовавшего
набора в армию добровольцев рекрутский
набор. Землевладельцы в зависимости от
размера землевладения были обязаны поставлять
определенное число рекрутов из колонов
и сельскохозяйственных рабочих. В 313 году
императорским эдиктом христианство было
признано равноправным с другими религиями,
существовавшими в империи, а затем, после
крещения Константина в 337 году, — государственной
религией. Армия, чиновничество и христианская
церковь становятся тремя главными опорами
домината — военной, политической и идеологической.
№13 Правовое положения населения в Д Риме
Свобода
- это естественная власть гражданина
делать то, что ему нравится, если это не
запрещено законом (это - свобода в юридическом
смысле). Гражданство приобреталось от
рождения (если родители были гражданами).
В спорном случае гражданство определялось
по-матери. За особые заслуги гражданство
присваивалось знатным иностронуам. Отпущенный
на волю раб не имел всех гражданских прав
и свобод. Граждане делились на сословия
(сенаторы, всадники, военная знать - имели
преимущества перед другими. Права
гражданина - пользование политическими
правами, участие в работе комиций, обязанность
состоять в ополчении, служить в армии,
иметь собственность, владение, гражданина
нельзя было арестовать дома. Закон охранял
права гражданина - личные, публичные и
прва на недвижимость. Также охранялась
честь и достоинство граждан. Совершеннолетие
- с 25 лет . Брачный возраст ж-12, м-14 лет.
Гражданин не мог быть осужден без обвинения.
Была утрата полная (взятие в плен), частичная
(выселение, изгнание) и незначительная
(изменение семейного положения).
№14 Понятие манципации в римском праве
№15 Закон 12 таблиц в Д Риме
1. Первая
римская кодификация права
№16 Договор нексум и его судьба в Р праве.
Долговое
рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось
крайней суровостью. Договор займа, по
которому средством обеспечения являлись
«мясо и кровь» должника, назывался в Риме
nexurn - (нексум) «кабала». По способу заключения
нексум походил на манципацию (свидетели,
медь, формула). При просрочке платежа
кредитор, пользуясь дозволением суда,
«налагал на должника руку», .что означало
заточение в оковах. Помещенный в подвал
дома кредитора должник трижды выводился
на городскую площадь вымаливать помощь
друзей и родственников. «В третий базарный
день должники предавались смертной казни
или поступали в продажу за границу», что
означало рабство. Когда у должника оказывалось
несколько кредиторов, закон предписывал:
«Пусть разрубят должника на части» (но
чаще всего применялась продажа в рабство.
Признавалось вместе с тем, что по выплате
долга гражданин возвращал себе свободное
состояние). Долговое рабство больше всего
угрожало плебеям, лишенным той защиты
и помощи, которую давали патрициям род
и курия. Ликвидация долгового рабства
стала вопросом острой борьбы. Римский
историк Тит Ливии рассказывает, что как-то
кредитор вывел на площадь старого воина-центуриона,
«истощенного от бедности и худобы», в
рубище. Оказалось, что разорение постигло
его от войны, податей, непосильных процентов.
Должник показал обезображенную побоями
спину. «Видя и слыша это, народ поднял
сильный крик. Должники в оковах и без
оков бросаются на улицу, умоляя квиритов
о защите». Правящая верхушка Рима пошла
на уступки. В 326 году до н. э. (через 250 лет
после реформы Солона) долговое рабство
было уничтожено и в Риме (закон Петелия).
С этого времени ответственность должника
ограничивается его имуществом.
№17 Понятия и виды сервутутов в истории Р права.
Сервитуты
древнейшие среди
прав на чужие вещи. Первоначально
право пользования чужой землей в определенном
отношении возникало посредством заключения
сделок (например, договора найма или аренды).
Предиальные (земельные) сервитуты, право
пользования соседним (служащим, подчиненным)
участком независимо от смены его собственника,
а также независимо от смены собственника
господствующего участка (в интересах
которого установлен сервитут). В исторической
ретроспективе первыми были три
дорожных сервитута: 1)право прохода
через чужой участок; 2)право прохода и
прогона скота; 3)право прохода, прогона
и проезда. Среди первых был и сервитут
воды – право провести воду с чужого
участка. Со временем возникают др. сервитуты:
право прогонять скот к водопою, право
пасти скот на чужом пастбище, право брать
песок, глину на чужом участке. Несколько
позже первых сельских
сервитутов возникают городские сервитуты,
древнейшим из которых было право проложить
клоаку через чужой участок. Развитие
городского строительства порождает разнообразие
городских сервитутов: 1)право опереть
строение на стену соседа; 2)право отводить
дождевую воду во двор соседа; 3)право требовать,
чтобы сосед не загораживал вида, света.
Каждый сельский и городской сервитут
имел свои характерные особенности и подчинялся
индивидуальному юридическому режиму.
Вместе с тем и др. сервитуты обладали
общими юр. признаками, в частности
бессрочностью и неделимостью. Личные
сервитуты. Известны 4 личных сервитута:
1)узуфрукт – право пользования чужой;
2)право личного пользования чужой вещью,
но не плодами (последними – в пределах
собственных нужд); 3)право жить в чужом
доме; 4)право личного пользования чужим
рабом или животным. Сервитуты
возникали: приобретению по давности,
судебное решение о разделе общей собственности,
завещательные отказы. Сервитут
прекращался: 1)при отказе сервитуария
от соответствующего права; 2)при истечении
погасительной давности; 3)при соединении
права собственности на господствующий
и служащий участки (в личных сервитутах
– при соединении права собственности
и пожизненного пользования); 4)существенное
изменение субстанции вещи, являвшейся
объектом личного сервитута; 5)смерть управомоченного
или умаление его правоспособности.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"