Шпаргалка по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси".

Файлы: 1 файл

История Бел.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

    Борьба  белорусского народа против польских захватчиков, начавшаяся с первых дней оккупации, становилась все организованнее. Под  руководством белорусских эсеров начала формироваться массовая партизанская армия в виде единой централизованной организации. С другой стороны организаторами сопротивления выступали большевики. В конце 1919г. между большевиками и белорусскими эсерами было заключено соглашение о создании единого фронта борьбы. К этому соглашению скоро присоединились Бунд, Поалей-Цион и другие партии. В конечном итоге движение сопротивления способствовало подрыву боеспособности польской армии и ускорению изгнания оккупантов с территории Беларуси.

    Однако  в марте 1920г., создав при помощи Атланты  значительный перевес сил, Польша начала новое наступление. Польские войска захватили Мозырь, Калинковичи, Речицу, а в апреле совместно с петлюровцами развернули наступление по всему польско-советскому фронту. Попытка контрнаступления Красной Армии в мае окончилась неудачно. Ее новое наступление, начавшееся в июле, более подготовленное и скоординированное с деятельностью партизан, позволило к августу освободить всю Беларусь и перенести военные действия на территорию Польши.

    После освобождения Беларуси встал вопрос о восстановлении ее государственной независимости. Большевистским руководством после успешного июльского наступления Красной Армии вновь овладела идея мировой революции и в связи с этим нецелесообразности восстановления белорусского государства. Члены ЦК КП(б) Литвы и Беларуси В. Кнорин, М. Колманович, И. Рейнгольд и другие ограничивали право белорусов иметь культурно-национальную автономию в составе РСФСР. Другая часть членов ЦК КП(б) Литвы и Беларуси во главе с А. Червяковым требовала от ЦК РКП(б) срочно рассмотреть вопрос о восстановлении государственности Беларуси.

    Еще 7 июля 1920г. в Минске был создан губернский губревком во главе с А. Червяковым, который 11 июля объявил о переходе к нему всей гражданской власти на освобожденной от оккупантов территории.  30 июля вместо Минского губревкома  был образован Военревком Белорусской Республики (Белвоенревком). 31 июля 1920г. состоялось совместное заседание Белвоенревкома, ЦК КП (б) Литвы и Беларуси, ряда общественных организаций, на котором была принята “Декларация  о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларусь” (ССРБ -  так называлась БССР).

    А тем временем польские войска под  Варшавой перешли в наступление и заняли значительную часть Беларуси. Советское правительство было вынуждено пойти на переговоры и подписать 12 октября 1920г. в Риге договор с Польшей о перемирии. В конце 1920г. состоялся II Всебелорусский съезд Советов. Его решения были направлены на укрепление Советской  власти и восстановление народного хозяйства республики. Съезд избрал ЦИК БССР и утвердил состав СНК республики. Председателем ЦИК и СНК БССР был избран А. Червяков.

    18 марта 1921г. в Риге был подписан  мирный договор РСФСР и УССР с Польшей. Они, без участия делегации Беларуси, закрепили раздел ее территории. К Польше отошла западная часть Беларуси с населением более 4 млн. человек, к РСФСР – восточная, а за БССР были закреплены 6 уездов Минской губернии. Так сложно, трудно и противоречиво решался в тот период вопрос о национальной государственности белорусского народа. 

    42. Сац-эканаміч развіцце БССР у 20-30 гг 20 ст

    Сацыяльна-эканамічнае  развіццё Беларусі ў пачатку XX ст. характарызуецца далейшым паглыбленнем капіталістычных адносін, манапалізацыяй капіталу і вытворчасці, павелічэннем ролі банкаў. Працягвалася капіталізацыя сельскай гаспадаркі, пашыраліся яе сувязі з рынкам. Эканамічны ўздым 1909 - 1913 гг. садзейнічаў развіццю старых і з'яўленню новых галін вытворчасці. Але паранейшаму яны грунтаваліся на інтэнсіўным выкарыстанні мясцовай і сельскагаспадарчай сыравіны. 

    43. Культура БССР у 20-30 гг 20 ст

    В решении задач культурных преобразований, которые В. Ленин называл “культурная  революция”, основное внимание в начале 20-х гг. сосредотачивалось на осуществлении ликвидации неграмотности взрослого населения, организации подготовки новых кадров специалистов. По мере восстановления и развития экономики на основе НЭП в национально-культурном строительстве на Беларуси сложилась политика “белорусизации”.

    Она способствовала приспособлению государственного аппарата, системы образования, науки  и культуры к обслуживанию основной массы населения на родном языке.

    На  протяжении 1922-1926 гг. преподавание в  большинстве школ республики было переведено на белорусский язык. В 1926 г. насчитывалось 4057 четырёхлетних и 261 семилетняя школы, в которых занималось 370 тыс. учеников. Окрывались вечерние школы рабочей и крестьянской молодёжи. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых. Действовали клубы, избы-читальни, народные дома, библиотеки.

    Ещё 30 октября 1921 г. состоялось открытие Белорусского государственного университета. В 1925 г. он выпустил первых специалистов (55 экономистов  и юристов), в следующем – 119 экономистов, 117 юристов, 175 врачей и 247 педагогов. Кроме БГУ в 1925/26 учебном году в республике действовали Белорусский политехнический институт (Минск), Белорусский ветеринарный институт ( Витебск), Белорусская сельскохозяйственная академия (Горки), а также 25 техникумов и ряд других специальных учебных заведений.

    20-е  гг. стали временем становления  белорусской советской науки  на базе ВУЗов и научно-исследовательских  учреждений. В 1922 г.

    на  базе Научно-терминологической комиссии, которая действовала с 1921 г., был основан Институт белорусской культуры (Инбелкульт), реорганизованный в 1929 г. в Белорусскую Академию Наук (БАН, с 1936 г. – АН БССР) .

    В период белорусизации налаживалось издательское дело, широкое развитие получали литература и искусство. Вместе с известными писателями и поэтами ,такими как Я. Купала и Я. Колас, новую действительность отражали В. Дубовка, М. Зарецкий, М. Лыньков, К. Чорны и другие авторы , сгруппировавшиеся вокруг литературных объединений “Молодняк”, “Узвышша”, “Полымя”. Активную деятельность развернули театральные коллективы – Белорусский государственный театр в Минске и в Витебске (БГТ – 1 и БГТ – 2), Белорусский передвижной театр, польский, еврейский и другие театры. В искусстве в это время творили художники В. Волков, М.Филиппович, Я. Дроздович, Ю. Пэн, композиторы Н. Аладов, Н. Соколовский, М. Чуркин, скульпторы З. Азгур, А. Бембель и другие.

    Дальнейшее  развитие культуры БССР (конец 20-х – 30-е гг.) происходило в условиях ликвидации многообразия форм в экономике, плюрализма взглядов в общественно-политической среде, усиления централизации в государственной жизни. Вместе с тем сами социально-экономические преобразования в городе и деревне требовали повышения образовательного и культурного уровня населения. К тому же, культурное и интеллектуальное общество меньше всего поддавалось диктату, централизации и унификации.

    Поэтому, несмотря на сворачивание политики белорусизации , разгром белорусского “буржуазного национализма”, массовые репрессии  против наиболее сознательной части белорусской интеллигенции, процесс развития культуры продолжался.

    БССР  первой из республик Союза ССР  осуществила на рубеже 20-х–30-х гг. всеобщее обязательное начальное обучение и к концу 30-х гг.сделала значительные шаги в осуществлении всеобщего  семилетнего обучения и в развитии среднего образования. Вместе с расширением школьного образования развивалась сеть средних специальных и высших учебных заведений с дневной, вечерней и заочной формами обучения. В 1939/40 учебном году в восточных областях БССР насчитывалось 22 высших и 102 средних учебных заведения, в которых обучалось соответственно 15,4 тыс. и 33,6 тыс. человек.

    В деле воспитания масс в духе марксистской идеологии важное значение придавалось  расширению сети культурно-просветительных  учреждений и повышению роли средств массовой информации. В 1938 г. в БССР издавалось 199 газет общим тиражом 976 тыс. экземпляров (одна газета на 6 человек).тиражи книг увеличились до 14,7 млн. экземпляров (3 книги на одного жителя). Основными темами, к которым обращались писатели и художники того времени, были революция, война, индустриализация, коллективизация. В целом, несмотря на партийно-государственный диктат, идеологизацию и политизацию в духовно-культурной сфере, БССР достигла значительных успехов в развитии образования, науки и культуры. 

    44. Замацаванне таталітарнага грамадства ў СССР і БССР у 20-30 гг 20ст.

    Общественно – политическая жизнь в БССР с  переходом от войны к мирному  строительству характеризовалась  тем , что Беларусь оказалась разделённой  между Советской Россией и Польшей. Вновь провозглашённая БССР состояла лишь из 6 уездов Минской губернии с территорией 52,3 тыс. кв. км и населением 1,5 млн человек. Отношения БССР с РСФСР были неопределённы: в 6 белорусских уездах действовали решения как республиканских, так и общероссийских властей.

    Поэтому в Беларуси нашла широкую и  активную поддержку идея равноправного  союза всех советских республик  в противовес сталинскому плану  “автономизации” (т.е. вхождения их в РСФСР на правах автономии).

    На  IV съезде Советов БССР (14 – 18 декабря 1922 г.) было единогласно одобрено предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. делегации полномочных представителей РСФСР, УССР, и ЗСФСР, которые собрались в Москве на I Всесоюзный съезд Советов, подписали Декларацию и Договор о создании Союза ССР.

    Вхождение БССР в состав СССР дало возможность  республике вернуть восточнобелорусские  земли. В марте 1924 г. было принято  постановление Всесоюзного ЦИК  о передаче Беларуси 16 уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний в результате территория БССР увеличилась до 110 тыс. кв. км (более чем в 2 раза), а население – до 4,2 млн человек. В декабре 1926 г. Беларуси были возвращены Гомельский и Речицкий уезды, в которых насчитывалось более 15 тыс. кв. км с населением около 650 тыс. человек.

    Одновременно  с расширением границ БССР разрешался вопрос о её административно-территориальном  делении. Губернии, уезды, волости упразднялись. В 1925 г. республика была разделена на 10 округов и 100 районов.в 1927 г. организовано 8 округов, 101 район и 1446 сельских Советов. Политические и административно-территориальные изменения, которые произошли за период с 1919 г., были закреплены в новой (второй) Конституции БССР, принятой на VIII Всебелорусском съезде Советов в апреле 1927 г. новая Конституция БССР закрепила добровольное вхождение в состав СССР, принцип равноправия наций и языков национальных меньшинств в Беларуси.

    В начале 20-х гг. в связи с новыми политическими и экономическими задачами проводилась значительная работа по перестройке органов государственного аппарата, повышению роли Советов, особенно местных, оживлению деятельности профсоюзных, молодёжных и других общественных организаций, вовлечению женщин в общественную жизнь.

    Важное  значение в привлечении  трудящихся к общественно-политической деятельности придавалось регулярным выборам Советов, налаживанию отчётности исполкомов местных Советов перед населением, а также созданию комиссий при Советах. С октября 1925 г. согласно постановлению ЦИК и СНК БССР при всех сельских и местечковых Советах создавались постоянные комиссии – финансово-налоговые, сельскохозяйственные, культурно-просветительные, торгово-кооперативные и др. Всё, что свидетельствовало об определённом, хотя и временном, демократизме. Особенностью политической жизни БССР являлось то, что в республике, как и во всём СССР, уже в первой половине 20-х гг. укрепилась однопартийная система. В 1921 г. большевики добились “самоликвидации” Бунда. В 1924 г. – “самороспуска” БПС-Р. большевистская партия усиливала свой контроль и диктат над всеми сторонами жизни общества. Тенденции жёсткого централизованного решения вопросов как экономической, так и политической жизни брала верх над относительно демократическими методами управления.

    Общественно-политическая жизнь в конце 20-х – начале 30-х гг. характеризовалась очень противоречивым сочетанием невиданного трудового энтузиазма советских людей, веривших в светлое будущее – социализм, и одновременно отстранением их от власти, средств производства, результатов своего труда, превращением в послушных исполнителей (“винтиков”) государственной машины. Переход к директивной экономике в связи с сверхиндустриализацией и насильственной коллективизацией не только ограничивал производственную демократию, но во многом предопределил установление в стране авторитарного политического режима – тоталитаризма.

    Его характерными чертами являлись установление однопартийной системы при всевластно-авторитарном характере большевистской партии, тотальный  контроль государства за всеми сферами жизни, включая культуру, ликвидация политических свобод, игнорирование прав человека. 

    45.Другая сусветная вайна і Беларусь

    Уз'яднанне  Заходняй Беларусі з БССР. Міжнародныя  адносіны ў 30-я гг. Пакт "Рыбентропа — Молатава". Пачатак Другой сусветнай  вайны. Уступленне Чырвонай Арміі на тэрыторыю Заходняй Беларусі. Усталяванне савецкай улады. Народны сход Заходняй Беларусі і яго рашэнні. Змены ў становішчы насельніцтва. Сацыяльна-эканамічныя пераўтварэнні ў заходніх абласцях БССР. Палітыка ў галіне адукацыі, культуры, сельскай гаспадаркі. Перадача Віленскага краю Літве.

<

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуси"