Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:26, реферат

Краткое описание

В этих строках выражена самая суть характера Петра I – царя реформатора. Личность Петра Великого (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследо-ваний и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем.
Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3
Предпосылки петровских реформ………………………..5
Реформы Петра I………………………………………………
Военная реформа.
Социальные и экономические реформы.
Административная реформа.
Финансовая реформа.
Судебная реформа.
Реформа в области науки, культуры и быта.
Церковная реформа.
Итоги реформ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реформы Петра I.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

   Продолжалось  вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его  «светскостью» и рационализмом.

      В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

      С 1718 г. по указу царя были введены «ассамблеи», которые вскоре получили довольно широкое распространение. Ассамблеи представляли из себя необычные для России светские вечера, где ели, пили, танцевали, играли в игры, беседовали. Никаких церемоний не было - никого не встречали, не провожали, не потчевали. Каждый приходил и уходил по своему усмотрению. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

      Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIIIв., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

     При Петре 1 появился и первый российский музей - Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме - заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями. Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т. д. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости.

Одновременно  стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.В итоге уже к концу жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу, чуть ли не самого богатейшего в Европе.

     Однако  нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху,  а потому были достаточно  болезненны  как для высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и  вел к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во  всех смыслах этого  слова  и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса. 

  1. Церковная реформа.
 

   Важную  роль  в  утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

   Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государ-ственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы. После  путешествия Петра в составе Великого посольства  его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

   Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имуществ Патриар-шего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотребле-ниях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патри-аршего  престола". В 1701 г. Образуется Монастырский приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

   Петр, руководствуясь просветительской идеей  об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление  на монахов и монастыри. В 1701 г. царский  указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

   Сложившиеся отношения  между церковью и властью  требовали нового юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи  Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах  с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников,  тем  более  что  для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

   Реформа церкви осуществлялась параллельно  с  податной  реформой, проводились  учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний, от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священно-служителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди,  если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

   В результате  церковной  реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и  превратилась в  часть  государственного  аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

     Для  установления жесткого контроля  над управлением Петр в 1711г.  создает систему фискалов, которые  подчинялись обер-фискалу. В обязанности  им вменялось доносить Сенату  и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны,  но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для  сведения  счетов. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким  образом,  роль  Сената  как органа государственной власти была резко снижена.

    Но  новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал  шведское государственное устройство.

    Шведская  государственная система была построена  на принципах камерализма - учения о  бюрократическом управлении,  получившего  распространение в  Европе в XVI-XVII вв.  Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

    1) Это  функциональный принцип управления, который предусматривал создание  учреждений, специализировавшихся  в какой-либо сфере;

    2) Это  устройство учреждения на началах  коллегиальности,  четкой регламентации  обязанностей чиновников,  специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

    В 1721 г.  была образована Духовная коллегия - Синод,  который был выведен  из подчинения Сената, в 1722 г.  Берг и  Мануфактур-коллегия была разделена  на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию,  была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

    Принятие  Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. В дальнейшем церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.

    Превращение  церкви   в бюрократическую  контору,  стоящую   на   охране   интересов   самодержавия, обслуживающую  его   запросы,  означало  уничтожение  для  народа   духовной альтернативы  режиму  и  идеям,  идущим  от  государства.   Церковь    стала послушным орудием власти и тем самым во  многом  потеряла  уважение  народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и   на   ее   гибель  под  обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. 
 
 

IV. Итоги реформ 

   Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г.  титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ  государство  не  было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему  идеалу  государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено  воле одного человека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

   Россия  стала самодержавным, военно-бюрократическим  государством, центральная роль в  котором принадлежала дворянскому  сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена,  а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и  принуждения.

   Роль  Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фигур мировой истории. Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность.

       Можно привести слова современника Петра - Нартова: «... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако, дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастье находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него». 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Заключение.
 

      Пожалуй, ни одна личность в отечественной  истории не  вызывала столько  жарких споров. Разных взглядов на Петра, в его эпоху - великое множество.

      В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах  о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка.       Вообще, споры о Петре великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе. Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром. Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ,  являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Список  литературы.
 
  1. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь. Т17Б, С.-Пб., 1858.
  2. Соловьев С.М. «Об истории новой России», М., изд-во «Просвещение», 1993.
  3. Орлов. «История СССР»,  М., изд-во «Высшая школа», 1975.
  4. Мальков В.В. «Пособие по истории СССР для поступающих в ВУЗы»,  М., изд-во «Высшая школа», 1985.
  5. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ», Л., изд-во «Лениздат», 1989.
  6. Павленко Н.И «Петр Великий», М., изд-во «Мысль, 1990.
  7. В.И.Буганов "Петр  Великий  и  его  время"  - М., изд-во «Наука»,1989. - 192с
  8. Н.Н.Молчанов "Дипломатия Петра Великого" - М., изд-во «Международные отношения», 1990. - 448с
  9. "Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей" /сост. А.П.Богданов. - М., изд-во «Современник»,1990. - 445с

Информация о работе Реформы Петра I