Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:26, реферат
В этих строках выражена самая суть характера Петра I – царя реформатора. Личность Петра Великого (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследо-ваний и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем.
Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.
Введение………………………………………………………….3
Предпосылки петровских реформ………………………..5
Реформы Петра I………………………………………………
Военная реформа.
Социальные и экономические реформы.
Административная реформа.
Финансовая реформа.
Судебная реформа.
Реформа в области науки, культуры и быта.
Церковная реформа.
Итоги реформ.
Заключение.
Список литературы.
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской(впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стоял губернатор. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.
В 1710г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков.
Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счет местных учреждений – выполнена не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к недостатку средств. Губернская реформа нанесла удар и по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.
В 1711 году, отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так, одним росчерком пера, было основано учреждение, просуществовавшее в России около двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.
Для надзора за аппаратом управления была введена должность фискала. Эти люди доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других действиях, наносящих вред государству. Фискалы нередко пользовались своим должностным положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Однако Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные доносы.
Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал – прокурор (П.И. Ягужинский). Главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всём докладывать императору. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли Сената в государственном управлении.
В 1718 был подписан указ об учреждении 9 коллегий: Чужестранных дел, Камер – коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленность), а также Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С их появлением прекращали своё существование многие из коллегий. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер деятельности и,главное, - совещательный порядок ведения дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другой, а чего не увидит сей, то оный увидит» - так объяснял появление новых органов сам Петр.
После учреждения коллегий Петр I решил реформировать и местное самоуправление. В 1719 – 1720 гг. были отменены не оправдавшие себя «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь – на дистрикты. Правители дистриктов – земские комиссары назначались Камер - коллегией.
Претерпело
изменения и городское
Многие
историки признают административные преобразования
наиболее слабым местом Петровских реформ.
Известный историк Уланов писал: «Все
эти преобразования, непрерывным потоком
следовавшие одно за другим… не только
не вели население к материальному нравственному
преуспеянию, но были гнётом, мало чем
уступавшим войне Петровского времени».
Финансовая политика характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы – введению подушной подати, заменившей подворное обложение.
С 1718 года в России стали проводиться регулярные переписи на-селения, па основе которых вводилась подушная подать. Все необходимые для содержания армии средства были поделены на число ревизских душ (т.е. учтенных переписью лиц мужского пола), включая холопов, и установлена 74-копеечпая подать, которая, увеличившись и размере, дожила до времени Александра III. За больных, умерших, выбывших и пр. вплоть до следующей ревизии платили общины (ревизии проводились через 20–25 лет). Подушная подать увеличила бюджет России почти на 50 %.
Косвенными налогами, в изобретении которых изощрялись специальные люди прибыльщики, облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, бороды.
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях.
Тяжесть
налогового гнета вызвала бурный
рост недоимок и бегство крестьян
и посадских людей на окраины.
В целях противодействия побегам была
введена паспортная
система. Паспорта выдавались на срок
до 3 лет с указанием всех основных характеристик
личности: рост, лицо, особые приметы, которые
заменяли фотографии.
Судебная
реформа, проведенная в 1719г., упорядочила,
централизовала и усилила всю
судебную систему России. Основная
задача реформы – отделение суда
от администрации. Во главе судебной системы
стоял монарх, который решал самые важные
государственные дела. Он был верховным
судьей и разбирал многие дела самостоятельно.
По его инициативе возникли "канцелярии
розыскных дел", которые помогали ему
осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор
и обер-прокурор подлежали суду царя.
Следующим судебным органом был Сенат,
который являлся апелляционной инстанцией,
давал разъяснения судам и разбирал некоторые
дела. Суду Сената подлежали сенаторы
(за должностные преступления). Юстиц-коллегия
была апелляционным судом по отношению
к надворным судам, являлась органом управления
над всеми судами, разбирала некоторые
дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных
и нижних судов. Президентами надворных
судов были губернаторы и вице-губернаторы.
Дела переходили из нижнего суда в надворный
в порядке апелляции, если суд решал дело
пристрастно, по распоряжению высшей инстанции
или по решению судьи. Если приговор касался
смертной казни, дело передавалось также
в утверждение надворного суда. Некоторые
категории дел решались иными учреждениями
в соответствии с их компетенцией. Камериры
судили за дела касавшиеся казны, воеводы
и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все
коллегии, исключая коллегию Иностранных
дел. Политические дела рассматривали
Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
Порядок прохождения дел по инстанциям
путался, губернаторы и воеводы вмешивались
в судебные дела, а судьи – в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация
судебных органов: нижние суды были заменены
провинциальными (1722г.) и переходили в
распоряжение воевод и асессоров, были
ликвидированы надворные суды и их функции
были переданы губернаторам (1727г.). Таким
образом, суд и администрация вновь слились
в один орган. Некоторые категории дел
полностью были изъяты из общей судебной
системы и были отданы в ведение других
административных органов (Синоду, приказам
и другим). На Украине, в Прибалтике и в
мусульманских областях существовали
особые судебные системы. Особенностью
развития процессуального законодательства
и судебной практики в России являлась
замена состязательного принципа принципом
следственным, который обуславливался
обострением классовой борьбы. Говоря
о развитии процессуального права при
Петре I необходимо отметить бесплановость,
сумбурность реформ в сфере судоустройства
и судопроизводства. Существовало три
закона процессуального законодательства
конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был
Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных
делах очных ставок, о бытии вместо оных
расспросу и розыску...", главным содержанием
которого являлась полная замена суда
розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое
изображение процессов или судебных тяжб"
(одним томом вместе с Артикулом воинским).
"Краткое изображение" являлось военно-процессуальным
кодексом, устанавливало общие принципы
розыскного процесса. В нем закреплялась
система судебных органов, а также состав
и порядок формирования суда. В "Кратком
изображении" содержатся процессуальные
нормы; дается определение судебного процесса,
квалифицируются его виды; дается определение
новым институтам процесса того времени
(салф кондукт, утверждение ответа); определяется
система доказательств; устанавливается
порядок составления оглашения и обжалования
приговора; систематизируются нормы о
пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О форме
суда" была отменена розыскная форма
процесса, вводится принцип состязательности
процесса. Впервые требуется, чтобы приговор
основывался на "приличных" (соответствующих)
статьях материального закона. Изменения,
внесенные Указом "О форме суда" были
не столь принципиальными. По сути, указ
был создан в развитие "Краткого изображения".
Судебная система периода петровских
реформ характеризовалась процессом усиления
централизации и бюрократизации, развитием
сословного правосудия и служила интересам
дворянства.
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зару-бежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую
эпоху. В 1687г. была открыта Славяно-греко-латинская академия-первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я.Уланов писал: "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа".
Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701), Немецкая школа (1703), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения учебы сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие, издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.
Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Изучали историю, географию и природные богатства России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719г. Кунсткамера– первый отечественный естественноисторический музей. Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. выходит первый номер газеты "Ведомости"- первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян,переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бородобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. В 1717 году с разрешения или по распоряжению Петра была издана переводная книжка под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Книга это была сборником правил и наставлений о том, как дворянину держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Современный придворный шляхтич должен был быть обучен языкам, конной езде, танцам, фехтованию; должен быть красноречив и начитан.