Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 21:40, контрольная работа
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Введение
1. Предпосылки петровских реформ.
2. Реформы Петра Великого.
2.1 Военная реформа
2.2 Церковная реформа
2.3 Крестьянская реформа
2.4 Финансовая реформа
2.5 Реформа в образовании
2.6 Реформа о положении сословий
3. Значения, результаты и последствия Петровских реформ.
Заключение
Список литературы
«Игра в солдатики», которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится «стольный град Прешбург». Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг.
Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало
Северной войны стало толчком
к окончательному созданию регулярной
армии. До Петра армия состояла из
двух главных частей - дворянского
ополчения и различных
В
основу рекрутской системы был положен
сословно-крепостнический
Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.
Главные
итоги военных реформ Петра Великого
заключаются в следующем: - создание
боеспособной регулярной армии, одной
из сильнейших в мире, которая дала России
возможность воевать со своими основными
противниками и побеждать их; - появление
целой плеяды талантливых полководцев
(Александр Меншиков, Борис Шереметев,
Федор Апраксин, Яков Брюс и др.); - создание
мощного военного флота; - гигантский рост
военных расходов и покрытие их за счет
жесточайшего выжимания средств из народа.
2.2 Церковная реформа
Можно утверждать, что церковная реформа началась сразу после смерти патриарха Адриана, поскольку Петр запретил избирать ему преемника, а выполнять функции патриарха он поручил одному из митрополитов. В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», который был подчинен Сенату. Это означало, что вся полнота власти переходила в состав чиновьиче-бюрократического аппарата абсолютического государства, во главе которого находился Петр I. Вместе с уничтожением автономности церкви, Петр использовал ее в своих целях и проведения с помощью институтов церкви полицейской политики.
Поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны ходить в церковь и исповедовать свои грехи. Священники, в свою очередь, должны были доносить услышанное властям, что противоречило первой «заповеди» священника о соблюдении тайны исповеди. В этом грехе было виновато не священство, а власти, во главе с Петром, вынуждавшие их это совершать.
Сделал это
Петр для того, чтобы наподобие
западным королям, избавиться от морального
контроля над собой церкви. Отмена патриарха
и последующее ослабление участия церкви
в жизни страны привело, в конце концов,
к крушению русской православной монархии.
2.3 Крестьянская реформа
Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Петр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось, и вскоре начались частые крестьянские восстания.
2.4 Финансовая реформа
Эта реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на Западе в то время вообще не мылись), бороды (на Западе брились), мельницы, погреба, пчел, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов велся строго, и казна при Петре постоянно пополнялась.
2.5 Реформа в образовании
Целью
образования стало давать учащимся
как можно больше научных и
военных знаний, т.е. образование
отходит от традиционной русской
духовности, и начинается увеличение
материалистичным гуманизмом. Все высшие
школы устраивались на западный лад. При
Петре также был введен новый, упрощенный
гражданский шрифт для печатанья всех
книг, кроме церковных. Это еще больше
ускорило модное на Западе «отделение
церкви от государства».
2.6 Реформа о положении сословий
Петр
определил статус сословий. Между дворянством
и боярством были трения, в результате
которых оба класса получили и вотчины
и поместья. Петр стремился сделать всех
государственными служащими и для этого
изменил порядок наследования. Он издал
указ о единонаследии, то есть теперь наследовать
землю мог только один сын (вместе с тем
ограничивалось право продажи недвижимости
и т.п.) и не получившим наследство ничего
не оставалось, кроме как идти на государственную
службу. Правда, в дальнейшем от единонаследия
отказались уже в 30-ые годы. В 1722 году был
выпущен табель о рангах, который определял
порядок службы и вообще фактически иерархию
общества в целом. В соответствии с таблицей,
прилагаемой к табелю, было 12 рангов:
- от поручика – до генерал фельдмаршала
(в армии);
- от коллежского
регистратора до канцлера (на гражданской
службе);
- были свои чины и для придворных.
Но значимость этого документа не только
в этом, табель позволял людям из низших
сословий выслужить дворянство (например,
на военной службе, дослужившись даже
до низшего чина офицера человек автоматически
получал личное дворянство, правда, без
земли, а дослужившись до 6 чина – потомственное,
но также без наделения землей).
В этот период разница между дворянством
и боярством исчезает полностью, а в других
сословиях изменения менее значительны.
Духовенство становится частью государственного
аппарата, становится подчиненным и подконтрольным
его интересам. Петр I создает Великий
Синод.
Городское сословие тоже изменилось, но
оно не было единым, а разделялось на гильдии.
Были созданы ратуши и др. органы местного
самоуправления.
Большая часть крестьян стала зависимыми
от дворян, а свободные теперь назывались
государственными крестьянами, существовали
и дворцовые крестьяне. С этого времени
исчезает деление на крестьян и холопов,
чему немало способствовала реформа Петра
I от подушной подати, которая также не
разграничивала их.
3. Значения, результаты и последствия Петровских реформ.
Известно, что Петр фактически осуществил индустриализацию страны. В крайне сжатые сроки была создана тяжелая промышленность, дававшая армии пушки, ядра, якоря. Десятки вновь созданных мануфактур обеспечивали полки сукном, обувью, порохом — всем необходимым. Но любопытно посмотреть, как создавалась эта промышленность. Метод Петра — государство предоставляло инициативным предпринимателям все необходимое — землю, деньги, крепостных, приписывало целые населенные волости заводам. Все было подчинено высшей цели — победе. Более того, металлургия в России достигла невиданных успехов — к середине восемнадцатого века Россия обогнала Англию по выпуску металла. Но посмотрим на ту цену, которую заплатило русское общество за эту, нужную стране, индустриализацию. Во-первых, была создана однобокая экономика: почти вся она работала только на нужды армии и флота и на вывоз из страны сырья: железа, чугуна, пеньки, селитры, леса. Все остальные предприятия, не работающие на армию и экспорт, не поддерживались государством, они влачили жалкое существование и конкурентоспособность их продукции была почти нулевой. Во-вторых, поддерживая предпринимателей, государство делало их своими рабами. Они не имели право изменять профиль производства, они не обладали и собственностью на построенные ими заводы. В любой момент, при нарушении договора с государством, их заводы конфисковали без всякой пощады. В-третьих, индустриализация привела к резкому изменению социальных отношений. Если в допетровской России образовывался рынок свободных рабочих рук, которые использовали, на условиях найма, первые русские предприниматели, то в петровскую эпоху это процесс был надолго прерван. К середине XVIII века только 1,5 % работных людей принадлежали к числу «свободных», все остальные были крепостными людьми владельцев мануфактур. Наконец, в-четвертых (и здесь мы возвращаемся к проблеме «социального одиночества» народа). Такие условия развития экономики, в сочетании с отсутствием автономии жизни русского города, привели к тому, что в России не создалось условий для образования третьего сословия, для возникновения буржуазного, построенного на принципах свободы и конкуренции, общества. В России не появилось зачатков гражданского общества. В то время как третье сословие во Франции смело заявляло свои претензии и права королю и Генеральным штатам, русские предприниматели и купцы стремились слиться с дворянством, получить его привилегии, иметь право владения крепостными.
Характерной чертой русской буржуазии всегда, да и теперь, является ее сервильность и социальная трусливость. Так, у народа не появлялось своих лидеров, способных мыслить и предвидеть дальше, чем Пугачев. У народа после Петра не было и своих духовных лидеров.
Петр, в своем естественном и созвучном его времени желании построить светское общество, провел такую церковную реформу, которая фактически уничтожила тысячелетний институт Русской православной церкви, превратила ее в государственную контору, сделала русского священника на триста лет агентом политического сыска. Ведь известно, что законом от 17 мая 1722 года, Петр предписал духовным отцам, во имя государственной безопасности и под страхом смерти, раскрывать одно из священных таинств христианства — таинство исповеди своего духовного сына. Последствия этого и в целом церковной реформы Петра были поистине катастрофичны для России, потому, что церковь утратила моральный авторитет, она никогда не могла претендовать на роль защитника народа.
Особенно ожесточенно Петр
Мы живем плохо — считал Петр, потому, что у нас нет разумных законов, нет «правильной» бюрократии. Эти законы должны регулировать все в жизни людей, от формы крыши над головой до книг, которые они читают. Много времени царь посвятил написанию таких законов. Среди них были сложные регламенты целых учреждений и краткие инструкции мелким чиновникам. Одна из инструкций формулирует так обязанности чиновника-профоса: «Смотреть, чтобы никто не испражнялся мимо отхожих мест, а нарушителей ловить и на месте наказывать плетью». И это вся должность… И вот уже триста лет продолжается эта неравная борьба профоса со своим народом.
Причина этой борьбы заложена внутри, точнее, в основе государственности Петра. Эти реформы лишь унифицировали, закрепили ту систему единовластия, которая задолго до Петра сложилась в России. Государственные преобразования придали самодержавию такие формы, которые надолго обеспечили его существование без всяких изменений. Эта государственность была построена только на самодержавном и бюрократическом начале.
Известно, что Петр взял за основу государственные реформы и институты Швеции, Дании, да и других стран, но он последовательно выбрасывал из западных образцов все, что хотя бы гипотетически ставило под сомнение власть самодержавия. Идея всякого парламента решительно отвергалась. Также Петр поступал и с другими, низшими, органами власти. Когда ему предложили ввести шведскую систему местного управления, в основе которой лежал совет выборных из крестьян и священника, резолюция царя была такова: «Умных среди мужиков нет». Между прочим, это сказано о народе с тысячелетней традицией общинного управления, о народе, который в естественной своей самоорганизации спас в годы смуты Россию и само самодержавие. Так получилось, что из копируемых Петром западных систем
Информация о работе Реформы Петра Ӏ и их последствия в истории России