Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:10, контрольная работа
В своей работе я хотела бы подробно рассмотреть причины реформ Петра I, непосредственно сами реформы, а также: выделить их значение для страны и общества, проследить их последствия на дальнейшее развитие Российской империи.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Внутреннее и международное положение России в конце XVII в. Причины преобразований, их задачи………………………...………….. 4
2. Реформы Петра I…………………………………………………………... 8
2.1. Реформы государственного управления………………………... 8
2.2. Административные реформы и реформы местного управления………………………………………………………. 11
2.3. Военные реформы………………………………………………. 12
2.4. Социальная политика…………………………………………… 13
2.5. Экономические реформы……………………………….............. 17
2.6. Финансовая и фискальная реформы…………………………… 20
2.7. Реформа церкви…………………………………………………. 21
2.8. Преобразования в сфере культуры и духовной жизни………...23
3. Общая оценка петровских реформ. Значение и цена реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи……………......25
3.1. Общая оценка петровских реформ……………………………...25
3.2. Значение и цена реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи……………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………….. 31
Список использованной литературы………………………………………..33
Тема:
«Реформы Петра I и их противоречивые последствия»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..33
Введение
Я считаю, что эта тема сегодня актуальна, как никогда. Ведь, чтобы понять, что происходит с нами, с Россией, сегодня, нужно заглянуть в прошлое, прочувствовать настроение той эпохи, когда страна подверглась глобальной ломке во всех сферах своей жизни.
В настоящее время Россия переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные с зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния. [5]
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным. [6]
В своей работе я хотела бы подробно рассмотреть причины реформ Петра I, непосредственно сами реформы, а также: выделить их значение для страны и общества, проследить их последствия на дальнейшее развитие Российской империи.
В странах Западной Европы в XVI – XVII веках произошли важные исторические события – Нидерландская буржуазная революция (XVI в.) и английская буржуазная революция (XVII в.). [1; стр. 260]
В Голландии и Англии утвердились буржуазные отношения, и обе эти страны далеко опередили другие государства по своему социально-экономическому и политическому развитию. Многие европейские страны по сравнению с Голландией и Англией были отсталыми, но наиболее отсталой была Россия. [1; стр. 260]
Причины исторической отсталости России были обусловлены тем, что:
Говоря о причинах петровских реформ, историки обычно ссылаются на необходимость преодоления отставания России от передовых стран Запада. Но, по сути, ни одно сословие не хотело никого догонять, не чувствовало внутренней потребности реформировать страну на европейский манер. Данное желание присутствовало только у очень малочисленной группы аристократов во главе с самим Петром I. Население же не испытывало необходимости в преобразованиях, тем более столь радикальных. Почему тогда Петр «Россию поднял на дыбы»? [4; стр. 248]
Истоки петровских реформ надо искать не во внутренних потребностях российской экономики и социальных слоев, а во внешнеполитической сфере. Толчком к реформам послужило поражение русских войск под Нарвой (1700) в начале Северной войны. После него стало очевидным, что, если Россия хочет выступать равным партнером главных мировых держав, она должна обладать армией европейского типа. Ее можно было создать, только проведя крупномасштабную военную реформу. А это, в свою очередь, требовало развития собственной промышленности (для обеспечения войск оружием, боеприпасами, обмундированием). Известно, что мануфактуры, фабрики и заводы невозможно построить без больших капиталовложений. Деньги для них правительство могло получить от населения только путем проведения фискальной реформы. Для службы в армии и работы на предприятиях нужны люди. Чтобы обеспечить необходимое количество «воинских чинов» и рабочей силы, требовалось перестроить социальную структуру общества. Все эти преобразования был способен провести только мощный и эффективный аппарат власти, которого в допетровской России не было. Такие задачи встали перед Петром I после военной катастрофы 1700 г. Оставалось либо капитулировать, либо реформировать страну, чтобы побеждать в дальнейшем. [4; стр. 248]
Таким образом, возникшая после поражения под Нарвой необходимость военной реформы оказалась тем звеном, которое как бы потянуло за собой всю цепочку преобразований. Все они были подчинены единой цели – усилению военного потенциала России, превращению ее в мировую державу, без соизволения которой «ни одна пушка в Европе не могла бы выстрелить». [4; стр. 248]
Для того, чтобы поставить Россию в один ряд с развитыми европейскими государствами, было необходимо:
Борьба за решение
этих государственных задач
В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. (В. И. Роденков, А. Б. Каменский). [2; стр. 124]
На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешных характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти. [2; стр. 124]
На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий. [2; стр. 124]
В основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Главной целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. [2; стр. 124]
Первоначально Петр пытался сделать более эффективной старую приказную систему. Рейтарский и Иноземский приказы были слиты в Военный. Стрелецкий приказ ликвидировали, вместо него учредили Преображенский. Сбор денег для Северной войны в первые годы вели Ратуша, Ижорские канцелярии, Монастырский приказ. Управлением добывающей промышленности ведал Рудокопный приказ. [4; стр. 249]
Однако компетенция приказов все больше сокращалась, а полнота политической жизни сосредотачивалась в образованной в 1701 г. Ближней канцелярии Петра. После основания новой столицы – Санкт-Петербурга (1703) термин «канцелярия» стал применяться к петербургским отделениям московских приказов, которым и передавались все управленческие прерогативы. По мере развития этого процесса московская приказная система ликвидировалась. [4; стр. 249]
Реформы затронули и другие органы центральной власти. С 1704 г. Боярская дума больше не собиралась. Ее никто не разгонял, но Петр просто перестал давать новые боярские чины, и думцы вымерли физически. С 1701 г. ее роль стала фактически выполнять Консилия министров, заседавшая в Ближней канцелярии. [4; стр. 249]
В 1711 г. был учрежден Сенат.
Сперва он существовал как временный
орган управления, созданный на время
отлучки государя (Петр находился
в Прутском походе). Но по возвращении
царя Сенат сохранили как
В 1718 – 1722 гг. по образцу шведского государственного устройства (факт примечательный: Россия вела войну со Швецией и одновременно «заимствовала» у нее концепцию некоторых реформ) были учреждены коллегии. [4; стр. 249] Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, Военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором доходов, Штатс-контор-коллегия – расходами государства, Ревизион-коллегия – контролем за исполнением бюджета, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная – дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, межевая канцелярия. [3; стр. 140]
В основу новых органов
власти был положен принцип
Работа чиновников регулировалась специальными правилами – регламентами. В 1719 – 1724 гг. был оформлен Генеральный регламент – закон, определявший общие принципы функционирования государственного аппарата, имевший очень большое сходство с воинским уставом. Для служащих даже вводилась присяга на верность государю, аналогичная воинской. Обязанности каждого человека фиксировались специальной бумагой, называвшейся «должность». [4; стр. 250]
В новых государственных
учреждениях быстро утвердилась
вера во всесилие циркуляров и инструкций,
пышно расцвел культ
[4; стр. 250]
Допетровская Россия делилась на уезды. В 1701 г. Петр сделал первый шаг к административной реформе: был учрежден особый округ из Воронежа и недавно завоеванного Азова. В 1702 – 1703 гг. аналогичная территориальная единица возникла в присоединенной в ходе Северной войны Ингрии. В 1707 – 1710 гг. началась губернская реформа. Страна делилась на крупные земли, называемые губерниями. [4; стр. 250-251] В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. [3; стр. 141] Каждой из них управлял назначаемый царем губернатор. Ему подчинялись губернская канцелярия и следующие должностные лица: обер-комендант (ведал военными делами), обер-комиссар (занимался сбором налогов) и ландрихт (ответственный за судопроизводство). [4; стр. 251]
Информация о работе Реформы Петра I и их противоречивые последствия