Петр I - реформатор России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: добиться понимания общей стратегии реформ Петра Первого. Чтобы достичь указанной цели также требуется сформулировать задачи данной работы: выявить основные направления и определить характер преобразовательской деятельности Петра Первого; определить перечень реформ, не относившихся предположительно к основному направлению, но оказавших серьезное влияние на российское общество.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
§1.Предпосылки реформ………………………………………
§2.Реформы государственного управления…………………….
§3.Областная реформа……………………………………………
Судебная реформа…………………………………………..
§ 1.1 Контроль за деятельностью государственных служащих……………..
§3.Реформа армии и флота……………………………………………
§4.Церковная реформа……………………………………………..
§5.Финансовая реформа…………………………………………
§6.Преобразования в промышленности и торговле…………….
§7.Реформа самодержавия……………………………………….
Сословная политика:………………………………………
§2.1. Дворянство…………………………………………………….
§2.2.Крестьянство………………………………………………….
§ 2.3.Городское население………………………………………..
Глава 3. Преобразования в сфере культуры…………………………..
§3.1. Образование………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 65.65 Кб (Скачать)

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский  государственный медицинский университет»

Кафедра социально-политических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Петр I- реформатор России» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Студентки 108 гр.

Лечебного факультета

Фисенко Н.Г.

Научный руководитель

Доцент  исторических наук

Воеводина А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара

2011г.

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………

§1.Предпосылки реформ………………………………………

§2.Реформы государственного управления…………………….

§3.Областная реформа……………………………………………

  1. Судебная  реформа…………………………………………..

§ 1.1 Контроль за деятельностью государственных служащих……………..

§3.Реформа армии и флота……………………………………………

§4.Церковная реформа……………………………………………..

§5.Финансовая реформа…………………………………………

§6.Преобразования в промышленности и торговле…………….

§7.Реформа самодержавия……………………………………….

  1. Сословная политика:………………………………………

§2.1. Дворянство…………………………………………………….

§2.2.Крестьянство………………………………………………….

§ 2.3.Городское население………………………………………..

Глава 3. Преобразования в сфере культуры…………………………..

§3.1. Образование………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………….

Введение

    Актуальность  реформ Петра I Великого может представать  в очень разных ипостасях. Сравнивая  тогдашние преобразования Петра  с сегодняшними преобразованиями, политический деятель может предугадывать  реакцию населения или возможный  результат реформ на «российской  почве». А простой обыватель может  таким нехитрым образом постигнуть само понятие реформы, оценить глубину  современных экономико-политических изменений, продуманность или поспешность государственной политики.

    Более того, российское государство в очередной  раз преодолело внутриполитический кризис, который подорвал практически  все, что обеспечивало вескость слова  российских дипломатов во внешней политике. Отправная точка похожа на ту, на которой наше государство находилось после Октябрьской революции, после  Смутного времени, и, соответственно, после  той смуты, которую развязали  придворные после смерти Федора Алексеевича  и последующее неудачное царствование царевны Софьи. И хотя накал страстей в конце 17 века был не столь велик, как, например, в первой четверти 20-го века, кризис внутреннего экономико-политического  развития был налицо. И порождал ещё более неприятный внешнеполитический кризис. Когда смотришь на петровские преобразования с точки зрения выживания  российского государства, очень  многое в делах Петра приобретает  логические очертания. Это, конечно, объясняет  далеко не все, но в данный момент нас  интересуют не столько противоречия, сколько основное направление петровской реформаторской стратегии.

    Отсюда  мы можем обозначить цель данной работы: добиться понимания общей стратегии реформ Петра Первого. Чтобы достичь указанной цели также требуется сформулировать задачи данной работы: выявить основные направления и определить характер преобразовательской деятельности Петра Первого; определить перечень реформ, не относившихся предположительно к основному направлению, но оказавших серьезное влияние на российское общество.

    Исходя  из обозначенных цели и задач, представляется разумным разделить работу на три главы.

    Несмотря  на то, что историческая наука постоянно  развивается, маловероятно, что современные  историки готовы представить о времени  Петра Великого какие-либо новые  фундаментальные факты, способные  перевернуть все представления  об указанном времени, нам представляется достаточным использовать фактический  материал историков конца 19 века, а  также некоторые работы советских  историков 60-80-х годов 20 века, поскольку  в эти периоды российская (советская) историческая наука испытывала подъем.

    В свете же нашего времени, связанного с более широким взглядом на историю, не обремененным идеологическими условностями советского времени, представляется возможным  использовать при подготовке данной работы литературу публицистического характера. Взгляд на петровские реформы и сейчас не лишен некоторых перекосов, которые происходят из стремления современной публицистики к сенсации, нелицеприятным подробностям событий. К счастью, от этого все ещё застрахованы специализированные – экономические, научно-исторические журналы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Предпосылки реформ

    Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего можно отметить, что в экономике в начале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которые зародились в XVII в. А именно:

     - Основной отраслью экономики  России оставалось сельское хозяйство,  где продолжала господствовать 3-х  польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

     - Развивается ремесленное производство. Углубляется разделение труда.  В развитии ремесленного производства  в конце 17 в. явно прослеживается  тенденция превращения его в  мелкотоварное производство (увеличивается  число ремесленников работающих  на рынок). Развитие мелкотоварного  ремесла и рост товарной специализации  готовил почву для возникновения  мануфактур. Их создание ускорялось  государственными потребностями.  Мануфактурное производство складывалось  в местах развития товарного  производства. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал.

      В конце XVII в. в России интенсивно  развивалась торговля. Но на пути  развития торговли и купечества  имелись существенные препятствия.  Остро стоял вопрос о выходе  к морям, отсутствие которого  тормозило развитие торговли. Иностранный  капитал стремился захватить  российские рынки, что вело  к столкновению с интересами  русских купцов. Купечество России  требовало от государства оградить  их от конкуренции с иностранными  торговцами. В итоге был принят  ново-торговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

      Так же можно отметить, что  во второй половине XVII в. в России  развивается тенденция перехода  от сословно представительной  монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть  царя (изменение состава Боярской  думы, в сторону дворянства; победа  Алексея Михайловича над Патриархом  Никоном, стремившегося активно  вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов  Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной  должности в зависимости от  знатности рода и служебного  положения предков). Остро стоял  вопрос о реформировании вооруженных  сил. Стрелецкие полки утратили  свою боеспособность. Для большинства  дворян военная служба стала  тоже обременительной. 

      Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение  с Польшей, также были предприняты,  в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

      Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.

 Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе  государственных учреждений и  создание новых, перемены в  системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

      Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената  и ликвидация прежних высших  учреждений, первая областная реформа,  проведение новой военной политики, широкое строительство флота,  учреждение законодательства, перевод  государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

 Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых,  уже созданных учреждений, ликвидация  старых; вторая областная реформа;  расширение и реорганизация армии,  реформа церковного управления; финансовая реформа; введение  новой системы налогообложения  и нового порядка государственной службы.

    Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения  и подушная подать.

 Сельское  хозяйство при Петре I развивалось  медленно, в основном экстенсивным  путем. Однако и здесь были  попытки реформ. Указом 1721 г. крестьянам  предписывалось применять во  время жатвы вместо серпа косы  и грабли. Вводились новые культуры  – табак, виноград, тутовые и  фруктовые деревья, лекарственные  растения, разводились новые породы  скота – молочные коровы и  овцы-мериносы. Также росту сельского  хозяйства мешало развитие вширь  и вглубь крепостничества, усиление  феодальной эксплуатации. Главной  фигурой определявшей рост товарного  производства оставался помещик,  устанавливавший порядки в вотчине по своему произволу.

     Северная война еще более усилила  потребность государства в деньгах.  Эта проблема частично решалась  за счет расширения косвенных  и увеличения прямых налогов.  Всего, косвенных налогов к  1724 г. насчитывалось до 40 видов.  Налогами были обложены дубовые  гробы, бани, улья, рыбные ловли,  бороды и т.д. В дополнении  к этому источнику доходов  значительные прибыли давала  казенная торговля. Наряду с указанными  поборами вводились и прямые  налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и т.п.

      Поиски новых источников доходов  привели к коренной реформе  всей налоговой системы – введению  подушной подати, которая заменила  ранее существовавшее подворное  налогообложение.

      С конца 1718 г. по 1724 г. в России  была проведена перепись населения  и учтено 5.4 млн. душ мужского  пола. Душа мужского пола была  не реальной плательщецкой единицей, а счетной, т.к. подушная подать (74 коп. платили помещичьи крестьяне, 1 руб. 14 коп.– государственные) взималась и с мальчика – младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примерно раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов. 
 

    §2. Реформы государственного управления.

    У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось  ведением войн, которое требовало  значительных финансовых ресурсов и  мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла  собрать достаточно средств на реорганизацию  и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

    С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной  Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Информация о работе Петр I - реформатор России