Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, реферат
Цель данной работы: добиться понимания общей стратегии реформ Петра Первого. Чтобы достичь указанной цели также требуется сформулировать задачи данной работы: выявить основные направления и определить характер преобразовательской деятельности Петра Первого; определить перечень реформ, не относившихся предположительно к основному направлению, но оказавших серьезное влияние на российское общество.
Введение…………………………………………………………………
§1.Предпосылки реформ………………………………………
§2.Реформы государственного управления…………………….
§3.Областная реформа……………………………………………
Судебная реформа…………………………………………..
§ 1.1 Контроль за деятельностью государственных служащих……………..
§3.Реформа армии и флота……………………………………………
§4.Церковная реформа……………………………………………..
§5.Финансовая реформа…………………………………………
§6.Преобразования в промышленности и торговле…………….
§7.Реформа самодержавия……………………………………….
Сословная политика:………………………………………
§2.1. Дворянство…………………………………………………….
§2.2.Крестьянство………………………………………………….
§ 2.3.Городское население………………………………………..
Глава 3. Преобразования в сфере культуры…………………………..
§3.1. Образование………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.
Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.
В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
30
декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр
издал указ, которым предписывалось
писать в челобитных и прочих
документах имена полностью
Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696 –1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».
Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.
§11.1Образование.
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.
14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.
Указами
Петра было введено обязательное
обучение дворян и духовенства, но аналогичная
мера для городского населения встретила
яростное сопротивление и была отменена.
Попытка Петра создать
Заключение.
Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.
Одни считают (В. Ключевский), что “реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил.” Другие – “насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России”. Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.
Хотя в целом русские историки
положительно относились к
Список
используемой литературы:
Анисимов
Е.В. Время петровских реформ / Анисимов
Евгений Викторович; Ред. С.А.Прохватилова.
- Л.: Лениздат, 1989. - 496с.: ил. - (Историческая
библиотека "Петербург-Петроград-
Ерошкин
Н.П. 'Очерки истории государственных
учреждений дореволюционной России'
- Москва: Государственное учебно-
Каменский
А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в
России XVIII века (опыт целостного анализа)
/ Каменский Александр Борисович.
- М.: РГГУ, 1999. - 576с. - Примеч.:с.527-565.-Список
сокр.:с.566.-Имен.указ.:с.567-
Ключевский В.О. Курс русской истории: ЛЕКЦИЯ LXIII/ Ключевский Василий Осипович.- М.: СПб, 1904- 1146 с.
Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в./ Маньков Аркадий Георгиевич.- М. АН СССР; 1962-578с.
Де Мадриага И. «Россия в эпоху Екатерины Великой»/ Мадриага Де Исабель.- М. Московская школа политических исследований, 2010-361.
Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй половине XVIIIвека / представлено Институт истории (Москва) ; главный редактор Н. М. Дружинин ; под редакцией А. И. Баранович . - Москва : Академия наук СССР (АН СССР)(Москва) - 1956. - 894 с.
Павленко Н.И. Петр Великий./ Павленко Николай Иванович.- М. "Мысль", 2010-760с. ISBN: 5-244-00791-2.
Павленко Н. И. Петр Первый./ Павленко Николай Иванович М.: Молодая гвардия, 1975-592с.
"История
России с древнейших времен
до начала XXI века" под редакцией
академика РАН Л.В.Милова/
Д. О. Серов. Фискальская служба России: зигзаги исторического пути./Дмитрий Олегович Серов М.: Вестник Новосибирского университета Сер. Право. 2005. T. 1. Вып. 1.
Седов П. В. Закат Московского царства, царский двор конца XVII века. /Седов Павел Владимирович М.: – СПб.: Петербургский институт истории, Изд-во «Дмитрий Буланин», 2006-589с.
Соловьёв
С. М. История России с древнейших
времён/Соловьев Сергей Михайлович. М.: АСТ,
Фолио, . Т. 18, гл. 3. ISBN: 5-17-013562-9- 14160 стр.