Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, реферат
Цель данной работы: добиться понимания общей стратегии реформ Петра Первого. Чтобы достичь указанной цели также требуется сформулировать задачи данной работы: выявить основные направления и определить характер преобразовательской деятельности Петра Первого; определить перечень реформ, не относившихся предположительно к основному направлению, но оказавших серьезное влияние на российское общество.
Введение…………………………………………………………………
§1.Предпосылки реформ………………………………………
§2.Реформы государственного управления…………………….
§3.Областная реформа……………………………………………
Судебная реформа…………………………………………..
§ 1.1 Контроль за деятельностью государственных служащих……………..
§3.Реформа армии и флота……………………………………………
§4.Церковная реформа……………………………………………..
§5.Финансовая реформа…………………………………………
§6.Преобразования в промышленности и торговле…………….
§7.Реформа самодержавия……………………………………….
Сословная политика:………………………………………
§2.1. Дворянство…………………………………………………….
§2.2.Крестьянство………………………………………………….
§ 2.3.Городское население………………………………………..
Глава 3. Преобразования в сфере культуры…………………………..
§3.1. Образование………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.
Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
Сенат
как правительство мог
В
1721 году была образована Вотчинная
коллегия — ведала дворянским землевладением
(рассматривались земельные
В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Кроме того действовали Преображенский приказ и Тайный приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
Результаты
реформы управления Петра I неоднозначно
рассматриваются историками.
§3.Областная
реформа.
В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.
Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.
В
1719—1720 годах была проведена вторая
областная реформа, ликвидировавшая
доли. Губернии стали делиться на 50
провинций во главе с воеводами,
а провинции на дистрикты во главе
с земскими комиссарами, назначаемыми
Камер-коллегией. В ведении губернатора
остались только военные и судебные
дела.
Глава
4 Судебная реформа
При
Петре радикальным изменениям подверглась
судебная система. Функции верховного
суда получили Сенат и Юстиц-коллегия.
Ниже их находились: провинциях — хофгерихты
или надворные апелляционные суды в крупных
городах , и провинциальные коллегиальные
нижние суды. Провинциальные суды вели
гражданские и уголовные дела всех категорий
крестьян кроме монастырских, а также
горожан, не включенных в посад. Судебные
дела горожан включенных в посад с 1721 года
вел магистрат. В остальных случаях действовал
так называемый единоличный суд (дела
единолично решал земской или городовой
судья). Однако в 1722 г. нижние суды были
заменены, провинциальными судами, возглавляемыми
воеводой.)23
§ 4.1 Контроль над деятельностью государственных служащих
Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).45
В
1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-
§5
Реформа армии и флота
Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой.6 Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
Если
поначалу среди офицеров были преимущественно
иностранные специалисты, то после
начала работы навигационной, артиллерийской,
инженерной школ рост армии удовлетворялся
русскими офицерами из дворянского
сословия. В 1715 году в Петербурге была
открыта Морская академия. В 1716 году
был издан Воинский Устав, строго
определявший службу, права и обязанности
военных. - В результате преобразований
была создана сильная регулярная
армия и мощный военно-морской
флот, которого ранее у России просто
не было. К концу царствования Петра
численность регулярных сухопутных
войск достигала 210 тыс. (из них числилось
2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс.
в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и
до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял
из 48 линейных кораблей;787 галер и
других судов; людей на всех судах
было почти 30 тыс.7
§6.Церковная
реформа
Одним
из преобразований Петра I была осуществлённая
им реформа церковного управления,
направленная на ликвидацию автономной
от государства церковной
Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.
В
1721 году Пётр утвердил Духовный регламент,
составление которого было поручено
псковскому епископу, приближённому
царя малороссу Феофану Прокоповичу.
В результате произошла коренная
реформа церкви, ликвидировавшая
автономию духовенства и
Эпоха
Петра была отмечена тенденцией к
большей религиозной
§7.Финансовая
реформа
Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).
В
1704 году Петром была проведена денежная
реформа, в результате которой основной
денежной единицей стала не деньга,
а копейка. Она отныне стала равняться
не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово
это впервые появилось на монетах.
Тогда же был отменен и неразменный
рубль, бывший с XV века условной денежной
единицей, приравненной к 68 граммам
чистого серебра и
На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.