Вклад Петра в садово-парковое искусство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:03, реферат

Краткое описание

В России сады, даже в городах, известны издавна. Об устройстве садов в Нижнем Приднепровье упоминает Геродот ( V век до н.э.), в Киеве - летописец Нестор ( XI - XII вв.). Интересные сведения о московских садах в XIV - XV вв. имеются в «Домострое». Древнерусские сады носили утилитарный характер. Главное место в них отводили плодовым деревьям и огородам, но со временем появились и декоративные деревья: липа, лещина, рябина и др.

Оглавление

Введение 3
Исторический обзор русского садово-паркового искусства 4
Развитие русского паркового искусства со времен Петра I. 6
Регулярные сады Российской империи середины XVIII в. 6
Пейзажный парк в России 7
Русское парковое искусство. 10

Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Американский менеджмент.docx

— 17.01 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение           3

  1. Исторический обзор русского садово-паркового искусства 4
  2. Развитие русского паркового искусства со времен Петра I. 6
    1. Регулярные сады Российской империи середины XVIII в. 6
    2. Пейзажный парк в России      7
  3. Русское парковое искусство.      10

 

Заключение          15

Список литературы          17

 

Введение

В России сады, даже в городах, известны издавна. Об устройстве садов  в Нижнем Приднепровье упоминает  Геродот ( V век до н.э.), в Киеве - летописец  Нестор ( XI - XII вв.). Интересные сведения о московских садах в XIV - XV вв. имеются  в «Домострое». Древнерусские сады носили утилитарный характер. Главное место в них отводили плодовым деревьям и огородам, но со временем появились и декоративные деревья: липа, лещина, рябина и др. Древнерусские сады располагались на возвышенностях, обносились живой изгородью или деревянной оградой. Обязательной принадлежностью сада был пруд, который служил для полива, купания катания на лодках и для разведения рыбы. До XIV века были распространены монастырские сады, например известный сад митрополита Алексея, разбитый на южном склоне Кремлевского холма у Москвы-реки. В конце XVI века появились так называемые аптекарские огороды или сады, в которых выращивались различные лекарственные растения.

Кроме утилитарных садов, в XVII веке развиваются и декоративные увеселительные – «красные» сады. Такие сады разбивались при царских дворцах в Коломенском и Измайлове. В самом Кремле существовали Нижний и Верхний Набережные сады, лежавшие на искусственных террасах перед дворцом. Любопытны «висячие» или «верховые» Кремлевские сады. Для их устройства на террасы верхних этажей кремлевских зданий укладывали слой гидроизоляции из листового свинца. Поверх него насыпали толстый слой земли (до метра) и сажали плодовые и парковые деревья. Знамениты также Измайловские сады в Москве, с лабиринтом, зверинцем, ботаническим садом, виноградником и большим количеством искусственных водоемов.

 

  1. Исторический обзор русского садово-паркового искусства.

 

До XVI в. в средневековой  России были распространены монастырские сады, где разводили цветники. Еще  в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья. В Москве садоводство стало развиваться с начала XIV в. На склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются в Москве сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной. На Годуновском чертеже Москвы обозначен  «Государев   Красный  сад». Большое внимание развитию декоративного садоводства уделял царь Иван III.

В истории известны случаи, когда на месте зданий и сооружений создавались сады. Так, в 1495 г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом берегу Москвы-реки, и на этом месте устроил  великолепный сад, существовавший до конца XVII в. под названием Царицына луга.

В XVI в. на южном склоне Кремлевского холма находились Верхний и Нижний сады. В том же столетии возникли получившие широкую известность своими цветниками и эффектными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Павлом. К этому же времени относится возникновение садов: Прозоровского — на Пресне, Долгорукова — под Новодевичьим монастырем, Лопухиной — в Хамовниках, Архарова — в Сущеве, а также Преображенских садов. Кроме того, были известны подмосковный Кудринский патриарший сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский.

Из дворцовых садов  в XVI в. в Москве были известны: сад, на правом берегу р. Неглинной, между Троицкими  и Боровицкими воротами, другой —  за р. Москвой, напротив Кремля, третий — на Воронцовом поле на р. Яузе. Были сады и в Кремле.

И. Барбаро в описании путешествия в Россию в середине XV в. упоминает о рощах, которые  окружали Кремль. Всего по переписи 1701 г. только дворцовых садов в  Москве и под Москвой было 43. Еще  в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен  сад у Теремного дворца. В этот период в Москве существовал 

Аптекарский сад занимал часть территории нынешнего Александровского сада. Самым крупным культурным садом во времена царствования Алексея Михайловича был сад в Измайлове. Здесь выращивали всевозможные плодовые и лекарственные растения, виноград. Декоративные сады парка были как бы вкраплены в нетронутый природный пейзаж. Позднее этот сад служил Петру I базой для организации  садов  в других  городах страны. В Кремлевском дворце существовало несколько «верховых» — комнатных садов, получивших за свою красоту название «красных». Особенно славились Верхний и Нижний набережные сады. Верхний сад устроил в 1628 г. садовник Назар Иванов. В XVII в. красные сады получили широкое распространение в боярских усадьбах и в усадьбах высшего духовенства.

Из числа сохранившихся  дворцово-парковых ансамблей Москвы следует назвать Коломенское. О  нем упоминалось еще в 1328 г. в  завещании Ивана Калиты. В XVI в. в  царствование Василия III, а затем  при Иване Грозном в Коломенском  велось большое строительство. На высоком  берегу Москвы-реки создан обширный парк регулярной планировки.

В старинных русских городах  были и зеленые насаждения общественного  пользования, преимущественно в  виде бульваров. По описанию Карамзина, в Новгороде, на Славковой улице, в 1469 г. были высажены тополя.

 

  1. Развитие русского паркового искусства со времен Петра I.

 

Новую страницу в отечественном  паркостроении открыла эпоха  Петра Великого. Именно он, будучи до безумия влюблен в культуру Западной Европы начал создавать регулярные зеленые насаждения, затрачивая на их оформление определенные средства. Основание Санкт-Петербурга положило начало крупным парковым ансамблям, получившим большую известность.

В период царствования Петра I (1672-1725 гг.) в русском садовом  строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей. Именно в это время были созданы знаменитые садово-парковые ансамбли в Петродворце, Стрельне, Царском селе, Ораниенбауме. Регулярные сады в Петербурге и его  окрестностях сначала строили иностранцы: французский архитектор Ж. Б. Леблон (1679-1719), Д. А. Трезини (1670-1734), Н. Микетти (ум.1739 г.). Впоследствии в России появились  талантливые отечественные паркостроители: И. К .Коробов (1700-1747), П. М. Еропкин (1690-1740), В. В. Растрелли (1700-1771), А. В. Квасов (1711-1772) и другие.

В 1710 г. была создана так  называемая Садовая контора, в обязанности  которой входила закупка и  испытание различных растений, ввозимых из-за границы и предназначенных  для строительства парков Петербурга и Москвы.

2.1 Регулярные сады Российской империи середины XVIII в.

 

К середине восемнадцатого столетия в русском градостроении  появляется понятие регулярности: еще  с начала XVII в. определявшее развитие европейского садово-паркового искусства, оно наконец-то добралось и до России. Наряду с садами во французском  регулярном стиле внимание Петра I привлекли  сады в стиле голландского барокко  с обилием цветов и воды. Они также были геометричными, но не требовали огромных пространств. Так появились русские регулярные сады, соединившие в себе величие Версаля с чертами голландского барокко.

 

Особенности русского регулярного  паркостроения:

 

  • Вода — важнейшее средство художественной выразительности (русский регулярный парк петровской поры отличался обилием фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов).
  • Отсутствие идеального геометрического плана (парк часто представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных системой просек и окруженных лесом или водой).
  • Характерная русская флора (аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук).
  • Образовательная нагрузка (каждая скульптура в парке рассказывала об античной легенде, призывала следовать какой-либо добродетели или увековечивала победы русской армии).
  • Композиция состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и размещена садовая скульптура.

 

Самый богатый и торжественный  парк эпохи — это Петергоф, "русский  Версаль", по праву соперничающий  с Версалем французским. Одним из известных парков этой эпохи является подмосковное Кусково.

 

2.2 Пейзажный парк в России

 

Идеи пейзажного стиля  приводят в конце XVIII-начале XIX вв. к  коренному переустройству парков России: многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные. В этот период садово-парковое искусство России достигает своего расцвета: усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа. Образцом устройства усадеб служили созданные во времена правления Екатерины II царские дворцово-парковые комплексы Петербурга и Москвы (Царское Село, Павловск, Гатчина, Царицыно).

Парки теперь разбивались  по новому, пейзажному, принципу. В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся  вплоть до начала XX в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром  поместья и располагается обычно на возвышении. Ниже располагаются  многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке. Центр выделяется и путем планирования дорог и  аллей. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия  проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний  сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. За ним начинается собственно пейзажный  парк. Такое устройство парка позднее  получило название смешанного стиля.

Резиденция российских царей  — Царское село — великолепное произведение русского садово-паркового  искусства XVIII-XIX вв., в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота  северной природы. В его планировке можно обнаружить черты различных  парковых стилей с преобладанием  пейзажного.

Особенности русского пейзажного паркостроения:

 

  • Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным, а представляет собой смесь этих стилей.
  • Сад носит утилитарный характер. В нем обязательно должны присутствовать плодовые деревья и кустарники.
  • Симметрия не соблюдается в русских садах не по принципиальным, как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Русское парковое искусство.

 

Русское парковое искусство  создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном  сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа.

С петровских времен и до нынешнего времени особой популярностью  пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царское Село, Архангельское.

Русские парки, несмотря на сильное влияние классических парков Европы, самобытны по содержанию и  стилю.

Русские усадьбы отличает большая свобода и естественность, чем английские пейзажные парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Придает своеобразие совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними.

В XVIII веке в России создаются  первые в мире публичные сады. Одним  из них стал знаменитый Летний сад  в Петербурге. Он был разбит по образцу  регулярных садов — с симметрично  расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала  общественная и придворная жизнь  Петербурга. В петровские времена  в Летнем саду был птичник, изящная  беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним  зверинец. Была большая оранжерея  с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, и гротом, из которого бил  фонтан.

В Московской усадьбе "птенцы гнезда Петрова" - адмирала Головина, возникшей в первых годах ХVIII века, мы встречаемся уже со многими  атрибутами регулярного паркостроения. Позднее, в начале 1720 года Петр I принимал живейшее участие в переустройстве приобретенной им головинской усадьбы. Читая его указания строителям парка, диву даешься знаниям и глубокой заинтересованности в вопросах, казалось бы, столь далеких от государственных дел. В регулярных парках часто устраивались обвитые зеленью дорожки, называвшиеся тогда "крытыми". Петр находит время дать подробнейшие указания. "Следует, - пишет он, - сажать через дерево липу и клен для того через дерево, что липа гуще снизу растет, а лениво кверху, а клен вверху скоряя, чего для у клену надобно снизу все сучья обрезывать, а оставлять только наверху, чтоб по сторонам снизу липы было место". Как видим, "мореплаватель и плотник" был к тому же редкостным по тому времени садоводом и паркостроителем.

Информация о работе Вклад Петра в садово-парковое искусство России