Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:20, курсовая работа
цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного самоуправления.
- исследование проблем реформирования местного самоуправления в XVIII веке.
Объект исследования: реформы Екатерины II в области местного самоуправления.
Предмет исследования: направление, порядок проведения и результаты реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, аналогия, сравнение, классификация, обобщение.
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления.
Введение
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления
1.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1
1.2 Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования местного самоуправления в XVIII веке
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3 Значение реформ екатерины ii в области местного самоуправления
Заключение
Литература
Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно формировалось в аспекте распорядительного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим». Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и развить свое самоуправление». Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных разрядов.
Городскому управлению
были приданы полицейские черты.
«Уставом благочиния или полицейским»
8 апреля 1782 г. определена законодательно
полицейская регламентация
По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочиния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с полицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах — управы в составе городничих, приставов, двух ратманов.
Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник — квартальный порутчик.
Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называвшиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположенных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресторанами, другими общественными учреждениями, тушили пожары, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.
В городском
управлении во второй половине XVIII в. усилились
бюрократическая централизация, полицеизация,
общественные начала.
2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
Для второй половины
XVIII в. характерно развитие сословного
управления в России. В отличие
от Запада, где разрушались феодальные
устои, сословные перегородки в
обществе и государственном управлении,
формировались
Каждому сословию
власть определила конкретные обязанности,
повинности, права, привилегии, место
во власти и управлении. Соответственно
этому определена и социальная направленность
административных реформ, подчиненность
их выражению главным образом
сословных интересов
Возникнув как
служилое сословие, дворянство к середине
XVIII в. стало сильным, богатым. Составляя
1% населения, оно владело подавляющим
большинством производительного богатства
России, огромными поместьями с миллионами
крепостных крестьян, большинством уральских
металлургических заводов, опиралось
на крепнущую экономическую
Идеологией самодержавного
абсолютизма стало фактически обеспечение
интересов господствующего
Сложилась в государственном управлении ситуация, для которой характерны неограниченная власть монарха и сильное влияние в управлении дворянства, дворянской чиновной бюрократии.
Дворянство организовано политически. В 1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворянства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнения других высочайших требований.
По губернской
реформе 1775 г. созданы дворянские собрания,
как уездные, наделенные правом юридического
лица, так и губернские с выборными
предводителями уезда и губернии,
которые заметно усилили
Апогеем возвышения роли дворянства в российском управлении стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., где подтверждены прежние и установлены новые права и привилегии господствующего феодального сословия.
Во-первых, интересы дворянства отождествлены официально с государственными. Государство обрело статус дворянского, обеспечивало защиту чести, имущества, жизни дворянина, освобожденного от телесных наказаний; монопольное право на землю, крепостных, на свой сословный суд, права распоряжаться имуществом, крепостными, заводить фабрики, заводы, торги, не платить податей, сохранять и передавать по наследству имущество, выезжать беспрепятственно за границу в случае уголовных преступлений; и др.
Во-вторых, дворянство объединялось в свои сословные общества, своеобразные дворянские корпорации, влияющие на устройство сословия, защиту и реализацию его корпоративных интересов, подчиняющие государство этим узкосословным интересам.
В-третьих, кроме государственного управления, создавалось параллельно ему особое дворянское общественное управление со своей системой органов с целью повышения роли дворянства в государственных делах. Губернское дворянское собрание получило тоже право юридического лица.
Комплектованию служилого состава чиновников подчинена деятельность дворянского депутатского собрания, предусмотренного той же жалованной грамотой. Состояло оно из губернского предводителя дворянства, председательствующего и в этом собрании, и по одному депутату от каждого уезда. Рассматривало предварительно вопросы, подлежавшие обсуждению на дворянских собраниях, вело учет личного состава, родословные книги под контролем департамента герольдии Сената, выдавало грамоты и свидетельства о внесении дворянских родов в губернскую родословную книгу, участвовало в наложении опеки на имения и в исключении отдельных лиц из местного дворянского собрания, общества. Дворянство представлялось Екатерине II воплощением подвластного ей, послушного российского народа, который, как отмечено в «Грамоте», «верою к Богу и верностью к престолу управляем».
Екатерининские
реформы ориентированы
При абсолютизации власти и управления в XVIII в. российское дворянство пережило тогда «золотое время» своей истории. Но абсолютная монархия подготовила деградацию и в последующем гибель служилого сословия, ибо устранена была зависимость между корпоративными интересами дворянства и его государственными функциями. Понижалась способность дворянского сословия руководить обществом, и оно быстро превращалось в «историческую ненужность».
Екатерина II продолжила
линию Петра I на ограничение прав
духовенства, усилила государственное
управление церковью, решительно подчиняя
ее абсолютной монархии с учетом влияния
церкви на управление, жизнь общества
и исходя из навеянной «Духом времени»
Ш.Л. Монтескье перспективы
Духовенство оказалось
в полном подчинении у органов
самодержавной власти и управления.
Переведенное на штатные оклады, финансируемые
государством, оно лишилось права
владеть землей и крестьянами, что
одновременно с сокращением сети
монастырей, ограничением церковного
управления стало ущемлением православия.
Необратимым оказался процесс уничтожения
церковно-монастырского
Управление крестьянами охватило 90% населения, лишенного элементарных гражданских прав, даже права присягать императору. Во второй половине XVIII в. изменилось в соответствии с социально-политическими приоритетами самодержавия.
Во-первых, расширен и ужесточен институт крепостничества. Помещики получили расширенные вотчинные права в отношении находившихся в их собственности крепостных, могли ссылать строптивых крестьян в Сибирь, на каторгу, сурово наказывать за попытку жаловаться на господина. Крепостники имели абсолютную власть над своими крестьянами-рабами, распоряжались их жизнью на правах собственности, продавали, покупали, меняли, судили, наказывали. Помещичье (вотчинное) управление крепостными не имело правовой основы, было самым жестоким и архаичным институтом феодального режима, вызывая массовый протест крестьянства, которое держали в темноте и забитости, и осуждение как прогрессивного отечественного дворянства, так и западноевропейских просветителей.
Во-вторых, введена
новая система управления государственными
крестьянами, насчитывавшими 5 млн. ревизских
душ, проживавшими на просторных землях
Поволжья, Севера, Сибири и др. По закону
1797 г. они управлялись губернскими
казенными палатами, их уездными структурами,
несли тяжелые подати и повинности
и сохранили чрезмерно
В-третьих, Учреждением об императорской фамилии (5 апреля 1797 г.) упорядочено управление удельными (царскими) крестьянами с целью извлечения средств на содержание растущей императорской фамилии (семьи). Создано ведомство Департамента уделов во главе с министром. Образованы специальные структуры - экспедиции удела на местах, при казенных палатах в девяти губерниях, где были компактно сосредоточены принадлежавшие фамилии крестьяне и земли. Царские крестьяне организованы административно в удельные волости по 3000 ревизских душ в каждой, которыми управляли непосредственно сельские приказы. В эти сословные учреждения крестьянами под руководством чиновников избирались удельный голова — «первый начальник крестьян», приказной старшина по полицейским делам, казенный старшина по податям и повинностям, писарь. Сельский приказ являлся финансовым и полицейским органом, обеспечивал исполнение распоряжений Департамента уделов, других властных органов, распределял подати и повинности, собирал налоги, рассматривал мелкие тяжбы и проступки крестьян. В отдельных деревнях удельной волости созывались сельские сходы для избрания старост и ведавших порядком, безопасностью сотских, десятских, являвшихся по сути нижними полицейскими должностными лицами
Усилены административные
и полицейские функции
Екатерина II продолжила тенденцию формирования государственного управления казачеством, ограничения казачьего самоуправления, «расказачивания», начатого Петром I, который ликвидировал казачий круг, отменил выборность главного атамана, учредил вместо выборного должность назначаемого царем наказного атамана, переселил насильно тысячу семей казаков с Дона на Астраханскую и Гребенскую линии, где большая часть казаков погибла, а оставшихся в живых перевели на Терек в так называемое терско-семейное войско.
В 60-е гг. было развернуто наступление на казачье сословное управление. Решительно и радикально ущемлялись права казачества, расширялись сеть и сфера государственного чиновного люда в казачьем управлении. В 1764 г. ликвидированы на Левобережной Украине гетманство и полковое управление, создана Малороссийская коллегия, назначен генерал-губернатор Малой России.
После народной
пугачевской войны усилилось
государственное регулирование
жизни казаков. Земли войска Донского,
Азов, крепость св. Димитрия Ростовского
и вся Азовская губерния подчинены
в 1775 г. наместнику Г.А. Потемкину. Ликвидирована
казачья автономия. Учреждено гражданское
войсковое правительство для
управления всеми делами войска Донского,
ставшего субъектом системы имперского
центрального управления. Гражданское
управление на Дону строилось на основе
общероссийского
Информация о работе Реформы Екатерины II в области местного самоуправления