Реформы Екатерины II в области местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного самоуправления.
- исследование проблем реформирования местного самоуправления в XVIII веке.
Объект исследования: реформы Екатерины II в области местного самоуправления.
Предмет исследования: направление, порядок проведения и результаты реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, аналогия, сравнение, классификация, обобщение.
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления.

Оглавление

Введение
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления
1.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1
1.2 Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования местного самоуправления в XVIII веке
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3 Значение реформ екатерины ii в области местного самоуправления
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

урсовая).docx

— 54.35 Кб (Скачать)

Образованные  в 1782 г. на территории бывшей Гетманщины Киевское, Черниговское, Новгород-Северское  наместничества вошли в сферу  имперского управления, ликвидирована  относительная автономия Малой  России. Вместо казацких сформированы первоначально гусарские полки, затем они заменены армейскими частями. Введено деление на губернии, уезды  с соответствующим управлением. Рядовое казачество стало «войсковыми  обывателями», а украинское шляхетство, старшины обрели все права и привилегии российского дворянства.

Казачество продолжало нести воинскую государеву службу, являлось, как и купечество, горожане, полупривилегированным сословием, было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности. Курс на усиление государственных начал в казачьем управлении породил устойчивую тенденцию. Тенденция расказачивания получила в условиях развития капитализма  логическое продолжение и свое завершение. 

2.3 Значение реформ  екатерины ii в  области местного  самоуправления

Екатерина II отзывалась о губерниях как о частях государства, «которые более всего исправления  требуют» и всегда хотела заняться этим вопросом. Отношение Екатерины II к системе местного управления еще более ухудшилось после того, как местная администрация в  процессе ведения Петербургом военных  действий как против внешних врагов, так и при подавлении крестьянского  бунта не смогла доказать своей эффективности  и мобильности.

Именно областное  управление стало для Екатерины II той удобной почвой, на которой  она могла бы засеять политико-философские  идеи, заимствованные ею из любимых  сочинений и личной переписки  с некоторыми представителями французских  энциклопедистов. При этом ряд особых причин побуждал ее обратить преимущественное внимание на переустройство прежде всего  областного управления. Во-первых, это  пугачевский бунт, который местная  администрация не сумела ни предупредить, ни вовремя пресечь. Во-вторых, на переустройстве именно областного управления с особой силой настаивали дворянские депутаты работавшей в 1766 г. Кодификационной  комиссии.

Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование  «Учреждения», вскрывал следующие недостатки существовавшего ранее областного управления:

1) губернии к  этому времени представляли собой  слишком обширные административные  территории.

2) эти административные  округа ощущали постоянный недостаток (качественный и количественный) как местных управленческих структур  и учреждений, так и отсутствие  необходимого числа губернских  чиновников.

3) в губернском  управлении отсутствовали начала  разделения властей и, подчас  неоправданно, совмещалась деятельность  различных ведомств и даже  ветвей власти (например, один орган мог осуществлять полномочия одновременно и в области финансов, и в сфере исполнительной власти, и в качестве уголовного и гражданского суда).

На устранение этих недостатков и было рассчитано новое административно-территориальное  деление России и вновь учреждавшиеся  губернские органы.

Рассматривая  нововведения Екатерины II, следует  отметить, что реформированию подверглась  и система губернских судебных учреждений. Причем в результате реформирования судебная система была чрезвычайно  усложнена. Тем не менее, вновь созданная  система характеризовалась такими принципами деятельности, как коллегиальность, привлечение (в известных пределах) населения к отправлению правосудия, выборный характер комплектования судебных органов.

Таким образом, в результате реформ местного управления и суда резко обозначился их сословно-представительный характер, выразившийся в выборности как личного состава сословных  дворянских, так и в сословном  происхождении личного состава  общих бессословных учреждений. Благодаря  этому дворянство стало руководящим  классом в местном и центральном  управлении. Дворянин господствовал  в местном управлении как выборный представитель своего сословия, с  одной стороны, и как назначенный  верховной властью чиновник, с  другой стороны.

Реформирование  областного управления было завершено  двумя Жалованными сословными грамотами  от 21 апреля 1785 г., адресованными дворянству и городам.

В Жалованной грамоте  дворянству было окончательно оформлено  сословие-корпоративное устройство данного сословия. Дворяне каждой губернии составляли дворянское общество, обладавшее правами юридического лица, правомочное приобретать собственность  и составлять общий капитал посредством  самообложения. Именно после «издания Жалованной грамоты в 1785 году появилось  таким образом во всей России сословие, за которым признавалась гражданская  свобода и члены которого располагали  гражданскими правами».

По Жалованной грамоте на права и выгоды городам  Российской империи 1785 г. в городах  вместе с магистратом как судебным учреждением возникают городские  полицейско-хозяйственные структуры.

Городовое положение 1785 г. крайне сбивчиво и неясно определяло порядок взаимоотношений между  органами общегородского самоуправления. Поэтому неясно, на каких принципах  осуществлялось разграничение полномочий собрания градского общества и общей  думы. Более или менее понятно  лишь то, что эти органы не были подчинены  друг другу, а действовали параллельно. Данная структура представляла собой  своеобразную и довольно уродливую  комбинацию, когда осуществление  полномочий в рамках соответствующего города одновременно поручалось собранию наиболее богатых купцов (собранию общества градского) и коллегии представителей всех разрядов городского населения (общей  думе). При этом собрание общества градского  наделялось полномочиями по выборам  городского головы, заседателей магистрата и совестного суда, а все прочие функции без явного разграничения  сфер деятельности распределялись между  обоими органами.

Грамота 1785 г. окончательно закрепила за городом права юридического лица, внесла единообразие, полноту  и системность в регламентацию  городского устройства и управления.

Оба эти самоуправления — дворянское и городское —  развивались с неодинаковым успехом. Губернские учреждения внесли известное  оживление в среду губернских дворян. Через каждые три года дворяне  съезжались в губернский город и  выбирали своих представителей на различные  губернские должности. Напротив, городское  управление действовало очень вяло под гостом полномочий наместника или  губернатора. Оживление, каким отмечались дворянские сословные учреждения, заставляло некоторых иностранцев, бывших при  дворе Екатерины, говорить, что «рано  или поздно эти собрания непременно приведут к великой революции».

Таким образом, и в устройстве местного управления обнаружилась особенность, которой  отличалась вся государственная  деятельность Екатерины II: в каждом ее начинании сквозили идеи, незнакомые русскому обществу, но под прикрытием которых развивались и закреплялись старые «язвы» нашей государственности. Поэтому, чтобы подчеркнуть значение губернских учреждений в истории  дворянского сословия, можно констатировать: в Московском государстве дворянство не правило, а было лишь орудием управления - обязательно служило (и притом служило  как в центре, так и в провинции). В первой половине XVII в. оно продолжало по-прежнему обязательно служить  в центре и едва начинало править  в провинции. Со второй половины XVII в. это сословие перестало обязательно  служить в центре и с 1775 года, окончательно взяв в свои руки местное управление, начало править в провинции.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть: городское и сельское самоуправление в России XVIII веков  носило в основном сословный характер — в первую очередь это касается дворян и крестьянства. Вместе с  тем, говоря о городском самоуправлении, следует учитывать, что его субъект  — городское население, составлявшее в своей совокупности «градское  общество» - трансформируется в шесть  разрядов, каждый из которых объединяло не только сословное начало, но и  экономический ценз. Задачи городского самоуправления ограничивались отдельными вопросами ведения городского хозяйства. Кроме сословного принципа, органы российского самоуправления строились  и в соответствии с территориальным  делением, действуя при этом в рамках определенной законом территории - города, губернии, уезда, волости и  т.д.

В целом органы самоуправления этого периода по-прежнему не обладали достаточной самостоятельностью; в условиях абсолютизма и централизации  они являлись не чем иным, как  придатком правительственной администрации, служа целям укрепления самодержавия. Функции и компетенция органов  местного государственного управления и общественного самоуправления не были четко разграничены, что, разумеется, не могло способствовать укреплению самоуправленческих институтов. Тем  не менее формы самоуправления, возникшие  в России в изученный период, безусловно, явились предшественниками более  поздних форм, созданных реформаторами  второй половины XIX века. Именно в этом и состоит их историческое и общественное значение.

 
Заключение

В 1785 г. были приняты  Жалованная грамота городам и  Городовое Положение, объединившие в себе производственный и территориальный  принципы становления самоуправления в городах. Муниципальная реформа, произведенная Екатериной II, была не столько реформой, сколько революцией, так как она не усовершенствовала старые учреждения, а поставила на их место совершенно новые, коренным образом отличавшиеся от существовавших.

Городовое Положение  представляет собой правовой документ, в котором использован системный  подход к организации управления обществом. Однако муниципальная революция 1785 г. была заранее обречена, потому что совершена была сверху, чисто  кабинетным путем, исходя из теоретических  соображений. Кроме того, на практике идея не получила поддержки в самих  городах.

В 1800 г. Павел I отменяет созданное Екатериной II городское  самоуправление и заменяет его почти  чисто бюрократическим управлением. Со вступлением на престол Александра 1 в 1801 г. действие Жалованной Грамоты  городам восстанавливается и  Городовое Положение остается в  силе до городской реформы 1870 г.

Результатом городской  реформы было принятие Городового Положения 1870 г., представляющего собой один из заключительных актов великой  эпохи реформ.

В 1892 г. было принято  еще одно Городовое Положение, которое  внесло коррективы в избирательное  право.

Следует обратить внимание на то, что в Положении 1785 г. нет места определениям и научным  дефинициям, что нередко можно  встретить в нынешних законах. Зато в них есть та самая сущность, которая является главным условием становления и развития самоуправления. Речь идет о собственности, о свободном  развитии производства и свободе  инициативы граждан, составляющих основу местного самоуправления.

Статья 2 Городового Положения 1785 г. устанавливает, что  городу принадлежит навечно недвижимая и движимая собственность: земля, сады, поля, пастьбы, луга, реки, леса, рощи, кустарники, пустыри, водяные и ветряные мельницы.

Принятие Городового Положения 1785 г. преследовало далеко идущие цели. Правительство предпринимало  меры по становлению и развитию производственной сферы и различных промыслов, которые на всех этапах развития общества были определяющими.

В Указе о  введении в действие Городового Положения  прямо зафиксирована цель развития производственной сферы, к которой  должны были стремиться жители городов. Екатерина II повелевала «освободить  рукоделия, промыслы и торговлю от принуждений  и притеснений и преподать  им различные полезные способы и  ободрения». Такой подход был нацелен  на возрождение инициативы людей  в создании своего дела. Центральная  власть хорошо осознавала, что мощь государства зависит от состояния  дел на местах. В связи с этим в Указе содержался призыв ко всем гражданам о развитии производств  и промыслов. Смысл его состоял  в том, что кроме самих граждан  никто не сможет сделать страну процветающей.

Отдавая приоритет  развитию производства и различного рода промыслов, Положение 1785 г. (ст. 90) вводит уведомительный порядок создания всех без исключения производств, приносящих людям пользу: «Мещанин волен заводить станы всякого рода и на них  производить всякого рода рукоделие, без иного на то дозволения или  приказания».

Материальные  нормы о собственности, финансах, налогах, правах собственников закреплены в 47 статьях, процессуальные - в 50 статьях. Вопросам организации и компетенции  городской Думы посвящено всего 27 статей. Но и они имеют предметное содержание.

Анализ Городового Положения 1785 г. показал, что все  его нормы были нацелены на развитие мелкого и среднего производства, на создание как можно большего числа  собственников в городах, на подъем инициативы людей, от которых зависело все.

В целях развития торговых отношений, свободного движения товаров ст. 24 Положения отменяла паспортный режим. Ввоз и вывоз производственных товаров, сельхозпродукции, рукоделий  был беспрепятственным для всех граждан сельской и городской  местности.

Развитие производственного  самоуправления осуществлялось по видам  ремесел. Ремесла делились на цехи, или ремесленные управы. Управы и  цехи формировались на основе экономического интереса по определенным отраслям. Это  вытекает из ряда статей Ремесленного Положения. Так, ст. 3 указанного Положения  гласит «Управы или цехи установить из одинакого ремесла». Аналогичное  указание имеется в ст. 9 и 28. Производственное самоуправление приобретало характер специализации ремесел по направлениям.

Органы и формы  осуществления местного самоуправления, согласно Городовому Положению, приобретают  более совершенный, структурированный  характер. Так, в соответствии с Городовым  Положением 1785 г. гильдии имели свое внутреннее самоуправление, цехи и  ремесленные управы - свое.

На уровне города в качестве органа местного самоуправления избирались городская общая Дума и городская шестигласная Дума. Исполнительную власть представлял городской Магистрат, выполнявший решения городской  Думы. Самоуправление города представляло собой трехступенчатую структуру, построенную по принципу соподчиненности. Внизу - гильдии, цехи и ремесленные  управы, а также обыватели, именитые граждане, иностранцы и иногородние, посадские люди; наверху - городская  общая Дума и городская шестигласная Дума, как органы представительные.

Городская общая  Дума избиралась, согласно ст. 29, 30, 157 Положения, на собраниях городовых обывателей, от гильдий, от цехов, от иногородних  и иностранных гостей, от именитых граждан и от посадских людей. Каждая из названных групп граждан  имела 1 голос в городском обществе.

Информация о работе Реформы Екатерины II в области местного самоуправления