Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:20, курсовая работа
цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного самоуправления.
- исследование проблем реформирования местного самоуправления в XVIII веке.
Объект исследования: реформы Екатерины II в области местного самоуправления.
Предмет исследования: направление, порядок проведения и результаты реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, аналогия, сравнение, классификация, обобщение.
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления.
Введение
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления
1.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1
1.2 Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования местного самоуправления в XVIII веке
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3 Значение реформ екатерины ii в области местного самоуправления
Заключение
Литература
Широкими функциями, высоким статусом наделена казенная палата, глава которой - вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее - попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия.
Губернское правление,
палаты являлись царской местной
администрацией с назначенными чиновниками.
Совестный суд, приказ Общественного
призрения сочетали государственные
и общественные начала, «заседатели»
в них избирались сословиями, а
председательствовало чиновное лицо.
Получилось своеобразное совмещение централизации
губернского управления с участием
в нем представителей местного дворянства.
В отличие от традиционно существовавших
в Московском государстве земских
неодносословных
Четко определены статус, функции губернского правления: «есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею», обеспечивает исполнение законов, «взыскание чинит со всех непослушных, строптивых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в городах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиния, торговли и др. Повеления губернского правления обязательны к исполнению уездными, нижними земскими судами, верхними и нижними расправами, губернскими и городовыми магистратами и ратушами. «Кто же губернским правлением недоволен, тот жалобу свою приносить имеет в Сенат»[3].
Уездную администрацию,
подчиненную губернскому
Связующим звеном
высшего и местного управления стал
введенный Екатериной II институт императорского
наместничества в столичных губерниях,
в крупных округах-регионах, охвативших
по нескольку губерний. В наместничества
Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов
из числа наиболее доверенных элитных
аристократов, наделив чрезвычайными,
неограниченными полномочиями, необычайными
функциями, персональной ответственностью
перед короной. Генерал-губернатор
имел свое наместническое правление
в качестве исполнительного органа,
нескольких советников, осуществлял
надгубернаторскую должность, проводил
через губернаторов монаршие повеления,
действовал как глава царской
администрации через губернский
аппарат управления, суды, сословные
органы, полицию, расположенные на территории
наместничества войска, осуществлял
общий надзор за чиновниками, мог
оказывать давление на суд, останавливать
исполнение судебных приговоров без
вмешательства в
«Учреждение для
управления губерний» 1775 г. узаконило
крупную областную реформу, которая
усилила на местах государственное
начало в духе абсолютизма, создала
обширную административную систему
управления, разделила административные,
финансово-хозяйственные, судебные, полицейские
функции по отдельным губернским
учреждениям, отразила тенденции сочетания
в местном управлении государственного
и общественного начал, его бюрократизации
и централизации, наделения дворянства
властными полномочиями в регионах.
Губернская реформа воплотила
2. Проблемы реформирования
местного самоуправления в
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
До 1775 г. города,
имея 4 процента населения империи,
находились в составе уездов и
управлялись уездными органами, которые
в XVIII в. неоднократно реформировались,
заменялись в первой четверти дистриктными
земскими комиссариатами, комендантами,
воеводствами, вводились должности
исправников с административно-
Обозначилось
несоответствие качества управления городами
начавшемуся формированию нового социально-экономического
уклада, усилившейся тенденции
По губернской
реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной
административной единицы. Управление
городами осуществлял городничий, получивший
высокий должностной статус. Он назначался
Сенатом из отставных офицеров-дворян,
олицетворял со своей командой военнослужащих
и канцелярией полноправную царскую
администрацию, наделен огромной властью,
выполнял в городе функции уездного
капитан-исправника, обеспечивал порядок,
возглавлял полицию, сосредоточил административные,
полицейские и другие функции. В
столичных городах
Городовые магистраты
и ратуши в посадах утратили административные
функции и превратились в суды
для торгово-промышленного
Жизнь же городов
усложнялась, они разрастались и
становились крупнее, возникали
новые отрасли хозяйства. Множилась
социальная структура жителей городов,
которые именовались
Управление городами
не имело своего самостоятельного статуса,
единообразия, что сопровождалось произволом
руководителей местной
В значительной
степени эта потребность
Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное:
а) градским обществом.
б) общей городской думой.
в) шестигласной думой.
г) городским головой.
Высшим органом являлось градское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имущественный ценз постоянно повышался, особенно в крупных городах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», — такое установлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала.
По имущественному
состоянию и роду занятий «городовые
обыватели» подразделялись на шесть
сословных разрядов, регистрировались
в специальных «обывательских книгах»
избираемыми обществом
Градское общество имело право юридического лица, собственность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.
Собрания общества проводились по каждому из шести разрядов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его приказанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.
Общая городская
дума избирала раз в три года по
одному представителю от каждой из
шести фракций гласных в
Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, когда «нужда и польза городская потребует».
Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обывательскими книгами» и другими учетными делами.
Кроме общегородских,
функционировали разрядно-
В «Грамоту» включено «Ремесленное положение», чем надлежало руководствоваться и магистратам, и цеховым органам.
По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не могли справиться. «Грамота» предписывала администрации, городской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограниченных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоятельностью, опекалась пристально губернатором, который контролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казенной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со своими общественными нуждами и пользами». Жалобами же на городскую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управления.
Деятельность городского общественного управления ограничена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обывательских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчислений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.
Информация о работе Реформы Екатерины II в области местного самоуправления