Писаные конституции в Западной Европе и США в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в рассмотрении конституций.Появление первых конституций относится к эпохе буржуазных революций в конце XVIII - начале XIX века. Тогда победившая буржуазия хотела юридически закрепить новый порядок управления страной.

Оглавление

1. Конституции в Западной Европе и США в XIX веке
2. Писаная конституция США в XIX веке
3. Писаные конституции Западной Европы в XIX веке

Файлы: 1 файл

Писанные конституции в западной европе и США в 19 веке.docx

— 40.65 Кб (Скачать)

Тема: Писаные  конституции в Западной Европе и  США в XIX веке

План 

1. Конституции  в Западной Европе и США  в XIX веке

2. Писаная конституция  США в XIX веке

3. Писаные конституции  Западной Европы в XIX веке

                  Актуальность темы работы заключается в рассмотрении конституций.Появление первых конституций относится к эпохе буржуазных революций в конце XVIII - начале XIX века. Тогда победившая буржуазия хотела юридически закрепить новый порядок управления страной. Свою роль также сыграло и влияние эпохи Просвещения, рождения новых идей естественных и неотчуждаемых прав человека, необходимости разделения властей, неприкосновенности частной собственности, право на восстание против тех правительств, которые пользуются тиранической властью.

 Такие идеи были  закреплены в основных законах  государств. Первой писаной конституцией  была Конституция Соединенных  Штатов, которая была принята  в 1787 году после долгой борьбы  с английской метрополией и  действует до сих пор. Затем  последовали конституции Французской  республики, Мексики, Боливии, других  латиноамериканских стран, возникшие  также после успешных буржуазных  революций.

Особо выделяются писаные  конституции. Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает в. себя Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу к Конституции 1946 г.

 Новый толчок конституционному развития придали события середины XIX века (европейские революции 1848 года) и ситуация, складывавшаяся в мире после обеих мировых войн. Менялся социально-политический, экономический, культурный уклад жизни целых государств. Многие из действующих ныне конституций были приняты именно в это время.

 Тогда же появились  и первые попытки классификаций  мировых конституций, выяснения  наиболее лучшей из них, попытки  создания мирового стандарта.  Разумеется, ведущая роль в это  принадлежала США, по образцу  конституции которых написаны  основные законы многих латиноамериканских  государств. В то же время, многие  страны искали свой путь в  конституционном строительстве,  старались учитывать традиции  своего государства.

 В этом смысле, большинство  конституций уникальны и поставить их в жесткие рамки классификаций иногда не представляется возможным.        Анализ того, насколько успешно работают различные конституции позволяют правоведам делать выводы о удачности или неудачности выбора той или иной модели правового регулирования.

 

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В 19 ВЕКЕ

    1. Понятие писаной конституции

По способу объективирования Основного закона, то есть по тому, как внешне, реально и объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на писанные и неписаные. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения.

 Преамбула обычно содержит  в себе торжественную формулу  провозглашения конституции, цели  принятия конституции, отсылки  к прежней конституции и некоторым  другим документам. По общему  правилу преамбула, хотя и является  составной частью текста конституции,  но обычно она не носит нормативного  характера. Ее положения считаются  чисто вводными и декларативными, за исключением тех, которые  являются отсылочными нормами  (например, преамбула к Конституции  Франции).

 Основной конституционный  текст обычно подразделяется  на части, главы, разделы, статьи. Так, например, текст Конституции  Италии состоит из раздела  "Основные принципы" и двух  частей - "Права и обязанности  граждан" и "Государственный  строй Республики". Части подразделяются  на главы, главы на разделы,  разделы на статьи. Схожую структуру  имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и  некоторых других стран. Обычно  наиболее крупные структурные  подразделения текста имеют названия, но их может и не быть (США). Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения конституции по определенным вопросам. В отдельных конституциях имеются переходные положения (Италия).

Собственно “конституция”  Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи  парламентом акты, регулирующие вопросы  конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, каким считается Конституция  страны, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный  характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный  на бумаге, характер, тем не менее  доктрина относит их к неписаной  части права. выражение “писаный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан (что входит в любую писаную конституцию), а также отношения различных государственных органов.

Своеобразная система  английского конституционного права  в целом, безусловно, охватывает все  стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право  компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

В настоящее время большинство  конституций различных государств являются писанными, т.к. это облегчает  работу государственных органов  власти, имеющих единый, четкий источник положений, которыми данные органы должны руководствоваться при осуществлении  своей деятельности.

        

ГЛАВА 2. ПИСАНАЯ КОНСТИТУЦИЯ США В 19 ВЕКЕ

2.1. Развитие конституции США

Первоначально государственное  устройство США представляло собой  конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. Не было ни президента, ни сената, ни Верховного суда. Власть эта оставалась номинальной, так  как штаты имели свои финансы, вооруженные силы, таможенные правила  и т.д. Сразу после освобождения от колониальной зависимости наиболее дальновидные политики считали такую  форму временной и стремились к федеративной республике с сильным  центром и общенациональной конституцией.

Конституция США - самая "старая" из писаных конституций, действующих  в настоящее время. В ней отразились интересы социальных групп: рабовладельцев, земельной аристократии, крупной  буржуазии; каждый из штатов стал независимым  государством.

Принятая 17 сентября 1787 года Конституция была передана в Континентальный конгресс.

Первоначальный текст  Конституции кажется простым, логичным, сжатым, хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в  нем много нечеткого, неконкретного  и противоречивого. Содержащиеся в  Конституции пробелы с годами восполнялись не очень быстро.

Конституция США - "жесткий", трудноизменяемый акт. Однако за более  чем 200-летний период своего существования  он проделал заметную эволюцию. Эта  эволюция позволила улучшить функционирование центральных органов государственной  власти, развить избирательное право  и права граждан.

Учрежденная в США система  центральных органов государственной  власти стала притягательной моделью  для большинства государств Центральной  и Южной Америки, хотя некоторые  вариации от страны к стране вполне очевидны. В США за основу построения системы власти был взят принцип  разделения властей, который в американских условиях трансформировался в систему  сдержек и противовесов. В Конституции  было проведено организационное  разделение между тремя ветвями  государственной власти - Конгрессом, Президентом и Верховым судом, каждому  из которых была предоставлена возможность  действовать самостоятельно в конституционных  рамках. Установленные отношения  между этими органами, как в  прошлом, так и сейчас имеют цель - предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать  одной из частей системы действовать  в направлении, противном направлениям других органов. Эта система затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных  органов.

Конституция рассредоточила власть для лучшего обеспечения  свободы и, чтобы власть была объединена в целое для эффективного управления.

Принцип разделения властей  проведен через все важные положения Конституции. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - избирательный корпус. Президент получал и получает власти в результате косвенных выборов, редко - прямыми выборами. Чаще избирали законодательные собрания штатов. Только Сенат - верхняя палата Конгресса с 1789 г. Формируется путем прямого голосования.

Фактические отношения между  тремя основными органами власти постоянно изменяются.

Юридическим средством воздействия  Президента на Конгресс является право  вето в отношении законопроектов, принятых последним. А вторым важным средством воздействия являются послания Президента - "О положении  Союза". Они содержат изложение  политических целей главы исполнительной власти; послания рассматриваются как  программа законодательной деятельности Конгресса. В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с  Конгрессом, которому, в случае разногласий, принадлежит последнее слово.

Конституция США, хотя и далеко не безупречна, но существует без особых изменений вот уже более 200 лет, больше, чем какая-либо другая в мире. За 200 лет к ней было принято  всего 26 поправок, придавших ей гибкость и соответствие изменяющимся условиям жизни страны. И всё это благодаря  тому, что создатели конституции 1787 г. трезво учли предшествующий исторический опыт и достижения передовой общественной мысли своего времени, идеи Ш. Монтескье, Ф. Бэкона, Дж. Локка и др. Конечно, это была Конституция, закрепившая власть богатого меньшинства, но она давала конституционные гарантии демократическим правам и свободам.

 

 

2.2 Развитие и изменения Конституции США в 19 веке

В рассматриваемый период принимается ряд поправок, которые  были вызваны проблемами конституционным  регулированием. В рассматриваемый  период произошли 5 поправок:

1) 11-ая (одиннадцатая) поправка 1795 г - закрепила невмешательство  судебных властей федерации в  споры частноправового характера;

2) 12-ая (двенадцатая) 1804г - данная поправка ввела новый детализированный порядок голосования на выборах президента и вице- президента. Это было вызвано проблемами, которые произошли на выборах президента в 1800 г.;

 3) ряд поправок 13-14-15 были приняты в период с 1865-1870 гг. Эти поправки были приняты после гражданской войны и были направлены против дискриминации населения по цвету кожи. 13 поправка - отменила рабство, 14 - провозгласила равенство всех граждан США перед законом, за исключением индейцев, 15 - предоставила избирательные права всем лицам мужского пола вне зависимости от цвета кожи.

Сторонники расширительного  толкования прав штатов, не располагая достаточными конституционными средствами для противодействия положениям Конституции, ставили вопрос о ее правовом статусе. Они предлагали считать  Конституцию договором между  штатами и федеральным правительством. Юристы и политики южных штатов, например, заявляли, что любой штат может расторгнуть договор, если сочтет, что федеральные власти его  нарушили. В 1830 Д. Уэбстер объявил  Конституцию актом высшего волеизъявления народа, в результате которого была образована единая нация, а штаты, сохранив второстепенные атрибуты власти, отказались от важнейшего права выхода из США. После Гражданской войны (1865год) такое толкование Конституции стало общепризнанным. Принятие Конституции стало возможным в результате компромиссов, что запечатлелось в основном ее тексте. Умалчивая о существовании системы рабства, Конституция содержала лишь упоминание о рабах в описательной форме. В разные периоды истории различные положения Конституции толковались применительно к условиям времени.

В 19 веке происходит расширение компетенции верховного суда. Верховный  суд кроме статуса высшей судебной инстанции приобретает право  конституционного надзора. Данное право  не было предусмотрено в конституции  США. Это право суд присвоил через  судебный прецедент, вынеся решение  о неконституционности акта конгресса. Со временем эта практика была признана целесообразной и Верховный суд США приобрел исключительное право проверки законов и иных нормативных актов на их соответствие конституции.

Конгресс США осуществлял  законодательные функции. Конгресс располагается в Капитолии в  Вашингтоне. Первоначально законопроект рассматривался в палате представителей в первом чтении. На первом этапе  выделяется комитет для составления  предварительного текста законопроекта. Во втором чтении законопроект проходит постатейное рассмотрение. Третье чтение, заключительное, где законопроект утверждается. Дальше закон отправляется в сенат, в случае разногласия создаются группы для согласования. Голосование изначально происходило разнообразными способами, сначала вставаниями, затем опросом, потом с помощью письменных бюллетеней.

 Далее на протяжении 19 века усиливалась роль комитетов  конгресса в политической жизни  страны. К концу 19 столетия существовало  в палате представителей 44 - а  в сенате 49 постоянных комитетов.  По существу во всех комитетах  решались важнейшие вопросы. 

  В 1828 году создается  демократическая партия. Первоначально  демократы объединяли плантаторов  рабовладельцев юга и крупных  предпринимателей севера. В 1854 году  образовалась республиканская партия, которая отражала интересы севера. После гражданской войны различия между партиями стали быстро стираться. На выборах президентов США, губернаторов штатов конкурируют кандидаты от этих двух политических партий. Так же они конкурируют на выборах в конгресс. Таким образом, в США сложилась двухпартийная система, в результате выборов демократическая и республиканская партии периодически сменяют друг друга, причем победы на выборах той или иной партии не приносят координатных перемен в политический курс и социально-экономическую политику.

Информация о работе Писаные конституции в Западной Европе и США в XIX веке