Образование и школа в Западной Европе в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности.

Файлы: 1 файл

кср№1.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРИТЕТ ИМЕНИ МАКИМА ТАНКА 
 
 
 

КСР №1 

Образование и школа в Западной Европе в средние  века 
 
 
 

Подготовила:

студентка 203 группы

математического факультета

Лукашук Маргарита 
 

Минск 2012 
 
 
 
 
 
 

    1.Конфессиональный, гендерный и сословный  подход к обучению  и воспитанию. 

    Средние века – это значительная эпоха  в развитии человеческой культуры и  цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного  периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы  обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

    В рамках эпохи Средних веков в  исторической науке обычно выделяют три периода: V–X вв. – раннее Средневековье; XI–XII вв. – развитое, или Высокое, Средневековье; XIV–XVI вв. – позднее Средневековье, или эпоха Возрождения. Деятели Средних веков отрицали античную культуру как греховную языческую, отвергая при этом и античный идеал всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и язычниками. Со временем образование и воспитание монополизировались церковью, сформировавшей новый тип школы – христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как «школу Христа», в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога.

    Во  время правления Карла Великого (768–814) была предпринята попытка  создания образовательных учреждений для обучения светского населения. Открывались школы при монастырях и церковных приходах, в них  учили чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Однако во второй половине IX в. светские тенденции  в культуре постепенно угасали, образовательная  деятельность вновь сосредоточилась  в монастырях, многие школы были закрыты.

    В период XI–XIII вв. на смену идеологии  раннесредне-вековой школы пришло новое философское учение – схоластика (от греч. shcolastikos – школьный, ученый). Она вырабатывала новый тип культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого Средневековья, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Кроме того, она способствовала формированию в обществе представления о том, что интеллектуальная деятельность и люди, ею занимающиеся, достойны самого высокого социального статуса. Философ и теолог Фома Аквинский (1226–1274) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме, соединяя постулаты учения Аристотеля и католического богословия, веру и научное знание, отдавал при этом приоритет божественному, считая его наивысшим интеллектуальным учением.

    К XII–XIII вв. с ростом городов, усилением  торговли, развитием ремесленного производства сформировалось третье сословие. В  этот период для обучения детей горожан  возникают самые разнообразные  начальные школы – магистратские, цеховые, гильдейские. Это были независимые  от церкви частные учебные заведения  различного типа: школы счета, латинские  школы, школы родного языка. В XII в. рост числа школ схоластической направленности повлек за собой увеличение числа  людей, занимающихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называемые университетами. Иначе говоря, впервые в истории  образования появились учебные  заведения, подразумевавшие высшее образование.

    Утвердилась система ученичества, относящаяся  к образованию феодалов, купцов и  ремесленников. С возвышением в XI–XIII вв. рыцарства – феодалов, находящихся  на военной службе, – стало оформляться  содержание рыцарского воспитания, которое  основывалось на военных традициях  раннего Средневековья и христианского  служения.

    Девочки из знатных семей воспитывались  дома под руководством учителя-монаха либо посещали монастырские или частные  школы для знатных девушек. Женское  воспитание предусматривало наставления  в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным, но обычно знатные девушки умели читать и писать, хорошо разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Женщины из феодального сословия часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греческим и латинским языками. 
 
 
 

2. Учебные заведения  средневековья: система  обучения и воспитания (городские, приходские и монастырские школы)

   Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

   Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).

В центрах  церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились  соборные, или кафедральные школы (школы  при кафедре епископа). Эти школы  в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей  мирян (во внешних монастырских и  кафедральных школах, как правило, учились  дети дворян, реже – именитых горожан).

   Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки учебной работы.

   При церквях в приходах открывались приходские школы. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали их чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Зачастую смысла читаемого на родном языке ученики не понимали.

   В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые люди, решившие постичь «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем выучив наизусть стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.

   Курс обучения в монастырях и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляли « сеть свободных искусств». Преподавалось богословие, которое считалось венцом наук.

   К 17-18 вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Необходимость в специалистах, которую уже не могли удовлетворить монастырские школы, привела к появлению новых институтов. Так, в городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению, письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.

   Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. Обучение труду и сам труд осуществлялись одновременно: овладевая трудовыми навыками, ученики проявляли большую сноровку и ловкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Система  рыцарского воспитания

      По-другому воспитывались сыновья рыцарей – «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе».

   Содержание  рыцарского воспитания составляли «семь  рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и  щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.

   Игра  в шахматы рассматривалась как  средство воспитания настойчивости  и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья обычно были неграмотными. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка.

   До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет  они направлялись в замок к  вышестоящему феодалу (сюзерену), где  выполняли обязанности пажа при  жене сюзерена. С 14 лет, с вручением  меча, которое совершалось в торжественной  обстановке, до 21 года юноша состоял  оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах  и на охоте, участвовал в рыцарских  турнирах и т.п.; по достижению 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари.

   Младшие сыновья светских феодалов оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях»  и обучались у капеллана замка  религии, реже – чтению, письму: некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились занять высшие церковные должности.

   Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и др. богатых людей) получали хорошее образование при женских  монастырях, проходили особый курс обучения (входила проза, поэзия, классические языки, пение и др.), они готовились стать светскими дамами. 
 
 
 
 

4. Средневековые университеты в Западной Европы

   Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам.

   Важным событием в развитии средневеково образования стало открытие университетов. Города боролись за право открыть в своих стенах университет, поскольку его проявление способствовало оживлению общественной жизни, торговли, культуры.

По средневековым  понятиям только в корпорации (гильдии, цеха) горожанин получал законное существование, а   папская или  императорская грамота давала ему  защиту во всем христианском мире. Первые университеты были зависимы от католической церкви, поэтому все члены корпораций долго именовались «критиками», т.е. теми, кто непосредственно организационно входит в церковную организацию.

   Римский папа не только давал разрешение и «грамоту» на открытие университета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйственную деятельность учебных заведений. В конфликтах университетов и местных властей Римский папа был почти всегда на стороне  университетов, что способствовало все большей их экономической и административной автономии. Римский папа санкционировал единообразную систему организации университетов и выдача ученых стипендии, что способствовало их большому авторитету.

   Первым в Западной Европе  был основан университет в городе Болонья. Возникшая еще в  XI веке высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа в 1088году получила статус университет. В ней читались лекции по римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в Солерно, Парижский университет (1200) и многие другие.

   Отличие Парижского университета от прочих остальных состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые были  студентами старших курсов.

Информация о работе Образование и школа в Западной Европе в средние века