Средневековая культура западной Европы VI – XVI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:00, контрольная работа

Краткое описание

Под «Культурологией» понимается цикл дисциплин, среди которых основополагающее значение отводится дисциплине "Теория и история мировой и отечественной культуры". Культурология (от лат. культура – возделывание, греч. логос – наука, учение) – наука о культуре и культурах. Предметом исследования культурологии являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные и все другие. Культурология изучает связь и преемственность культур, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры.

Файлы: 1 файл

Культурология 2006.doc

— 318.00 Кб (Скачать)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Программа курса, методические указания по выполнению контрольных работ,   планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для студентов 1-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2006

ББК  Ч 11

          Х 12

 

Культурология : программа курса,  методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для студентов 1-го курса  заочного обучения специальности 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации», 080109 «Бухгалтерский учет анализ и аудит»/сост. Ю. А. Коростелев.  – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. - 48 с.

 

 

 

 

Рецензент

доцент кафедры философии Дальневосточного государственного университета путей сообщения, канд.филос.наук Г. П. Прокофьева

 

 

 

 

                                           Утверждено издательско-библиотечным советом

                                           академии в качестве методических указаний для

                                           студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

©  Хабаровская государственная академия экономики и  права,  2006

                                                                                                               

                                            ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с программой гуманизации и гуманитаризации высшего образования в учебные планы вузов введена новая дисциплина "Культурология".

Под «Культурологией» понимается цикл дисциплин, среди которых основополагающее значение отводится дисциплине "Теория и история мировой и отечественной культуры". Культурология (от лат. культура – возделывание, греч. логос – наука, учение) – наука о культуре и культурах. Предметом исследования культурологии являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные и все другие. Культурология изучает связь и преемственность культур, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры.

Слово "культура" употребляет практически каждый человек. Под культурой в самом широком смысле понимают всё, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения материальных и духовных потребностей, всё, что создано и создается человеком: от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии, морали и философии. Культура – это лестница, по которой наши предки поднялись от животного к Человеку. Лестница, которую человек неустанно строит – трудно, страстно, в печали и радости. И культура живет, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас.

Предлагаемая дисциплина нацелена на то, чтобы дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, закономерностях и основных исторических типах культуры; выработать способность к творческому, критически осознанному восприятию различных социокультурных, культурно-национальных, этноконфессиональных и других платформ, ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д., воспринимать культуру как сферу подлинной свободы личности, решения ею вечных вопросов бытия человека; выработать понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека невозможна вне культуры.

Для нас важно познание культуры прошлого и настоящего своего собственного народа в контексте истории мировой культуры, так как это ведет к общему подъему уровня культуры человека, к развитию его познавательных способностей, "познавательной гибкости", к увеличению диапазона творческого выбора, без которого невозможен рост ни человека, ни нации.

 

 

                               Цели и задачи дисциплины

 

Изучение данной дисциплины предполагает:

        понимание феномена культуры как специфически человеческого способа познания и самопознания, как процесса и результатов преобразующей деятельности человека;

        представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;

        знание о формах и типах культур, основных культурно-исторических центрах и регионах мира; знание истории культуры России и ее места в системе мировой культуры и цивилизации;

        умение самостоятельно работать с литературой и другим учебным материалом, анализировать и оценивать культурные процессы и явления;

        навыки публичных выступлений и участия в дискуссия на практических занятиях и конференция;

        осознание культурно-нравственных аспектов своей будущей профессии;

Изучение культурологи призвано помочь обучающимся сформировать свои эстетические и нравственные оценки в сложившейся культурной ситуации.

Для успешного изучения дисциплины «Культурология» студенту необходимо:

– прослушать лекционный курс с ведением записей в рабочей тетради;

          – принять участие в подготовке и проведении практических занятий;

          – составить словарь основных понятий и персоналий (по мере изучения тем);

          – Успешно выполнить тесты-задания, предложенные преподавателем.

          – выполнить контрольные работы.

Форма контроля знаний студентов:

– точная форма обучения – экзамен;

– заочная форма обучения – зачет или экзамен, выполнение и защита контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

                  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

                                                                                                                        

Введение. Культурология как наука

Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы.

Основные разделы культурологии: история культуры, история культурологии, философия культуры, социология культуры, психология культуры. Этапы развития культурологии.

Методы изучения культуры.

Источники изучения культуры. Проблемы наблюдения, понимания и объяснения явлений культуры. Междисциплинарные связи культурологии.

 

Тема 1. Развитие представлений о культуре в отечественной и

зарубежной культурологии

Просветительское понимание культуры в XVIII веке. Проблемы жизни и культуры, кризиса культуры, переоценки ценностей, нигилизма и "воли к власти" в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Проблемы культуры в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

Соотношение культуры и творчества, культуры и свободы, культуры и религии в русской философии и социологии конца XIX – начала XX веков.

Теории культурно-исторических типов и "локальных цивилизаций". Эволюционизм и диффузионизм в культурологиии. Структурно-функциональный подход в науке о культуре. "Идеальные" типы культуры М. Вебера. Символические теории культуры. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.  Психоаналитические   концепции культуры З. Фрейда,           К. Юнга, Э. Фромма.

Проблемы культуры в современной философской и культурной антропологии, социологии, экологии и других гуманитарных науках.

 

Тема 2. Понятие, структура и функции культуры

Основные определения понятия культуры. Многоаспектность и целостность культуры.

Уникальное и общепринятое в культуре.

Деление культуры на виды и роды. Внутренняя структура материальной культуры. Внутренняя структура духовной культуры. Художественная культура.

Субстанциональные и функциональные элементы культуры.

Потребности общества и функции культуры.

Законы функционирования культуры.

Тема 3. Культура и ценности

Содержание, структура и основные свойства ценностей. Типы ценностей, их соотношение. Роль ценностных систем в развитии общества.

Ценность и оценка. Взаимосвязь и специфика ценностных и оценочных отношений в сфере культуры. Ценностная основа гуманизма и духовности. Общечеловеческая природа духовных ценностей.

Структура ценностей и уровни культуры. Ценности и нормы культуры. Ценности как "формообразующее" ядро культуры.

 

Тема 4. Традиции и культурная преемственность

Культурное наследие и способы его передачи от поколения к поколению. Устная и письменная традиции. Роль семьи, школы, церкви, учреждений культуры, музеев, библиотек в культурной преемственности.

Понятие традиции. Традиция в различных сферах общественной жизни. Традиция как уклад жизни народа. Национальная художественная традиция и самосознание народа. Причины сохранения архаических традиций.

 

 

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Тема 5. Происхождение и ранние формы культуры

Возникновение культуры. Древнейшие орудия труда. Способы охоты. Овладение огнем. Изготовление одежды. Жилища.

Возникновение членораздельной речи. Практические знания. Особенности первобытного сознания. Загадка рождения искусства. Появление различных видов изобразительного искусства.

Песни и пляски как важный вид первобытного искусства. Возникновение мелодии. Танец и его связь с песенной и инструментальной музыкой. Развитие фольклора.

Истоки религии. Первобытная религия и ее формы.

Магия и магические действия.

Зачатки научных знаний.

 

Тема 6. Культура ранних цивилизаций

Цивилизация и культура. Возникновение древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая, Месоамерики.

Культура Древнего Египта. Искусство Древнего Египта. Архитектура. Пирамиды. Значение культурных достижений Египта.

Культура Месопотамии и роль различных народов в ее создании.

Мифология древних цивилизаций. Архитектура древних городов Китая, Индии, Месопотамии и Месоамерики. Скульптура, живопись, прикладное искусство и ремесла в культурах ранних цивилизаций.

Культура Крита в период ее расцвета и упадка. Культура Микен. Троя и Троянская война. Мифы о Троянской войне.

 

Тема 7. Античная культура

Особенности становления и развития культуры в Древней Греции. Мировоззрение и вера древних греков. Мифы и религия в Древней Греции. Гесиод и Гомер. Пантеон олимпийских богов. Зарождение демократии в Афинах.

Древнегреческая философия.

Появление новой письменности в VIII в. до н. э. Греческий алфавит.

Древнегреческое искусство.

Рим, римская цивилизация и культура.

Особенности культур республиканского и императорского Рима. Золотой век римской литературы. Архитектура и изобразительное искусство, мораль, философия, римское право и ораторское искусство.

 

Тема 8. Культура средневековой Европы

Характер эпохи. Зарождение, развитие и разложение феодализма. Этапы раннего (V – IX вв.), зрелого (X – XIII вв.) и позднего (XIV – XVI вв.) Средневековья.

Культура раннего Средневековья.

Христианство в Европе его судьбы.

Самоощущение средневекового человека.

Христианский образец человека. Духовенство. Монашество. Роль монастырей в сохранении античной культуры.

Христианский идеал человека в рыцарской и народной культуре. Народная смеховая культура. Народные праздники и карнавалы.

Отношение христианства к искусству. Раннехристианское искусство, искусство дороманское, романское и готическое. Архитектура как центральный и синтезирующий вид искусства зрелого Средневековья.

Развитие системы образования.

Средневековая литература.

 

Тема 9. Культура восточного Средневековья

Индо-буддийская культурная традиция: религия, менталитет, наука, художественная культура, политическая культура.

Арабо-исламская культурная традиция: религия, менталитет, политическая культура, наука и художественная культура.

Китайско-конфуцианский культурный ареал: религиозная жизнь, слагаемые менталитета, политическая культура, научные и технические знания, художественная культура.

Информация о работе Средневековая культура западной Европы VI – XVI вв