Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:00, контрольная работа
Под «Культурологией» понимается цикл дисциплин, среди которых основополагающее значение отводится дисциплине "Теория и история мировой и отечественной культуры". Культурология (от лат. культура – возделывание, греч. логос – наука, учение) – наука о культуре и культурах. Предметом исследования культурологии являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные и все другие. Культурология изучает связь и преемственность культур, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры.
1. Понимание культуры в эпоху Просвещения.
2. Развитие представлений о культуре в Х1Х в.
3. Концепции локальных цивилизаций и культурно-исторических типов.
1. Коростелев, Ю. А. Культурология: учебник / Ю. А. Коростелев.-Хабаровск, 2003.
2. Коростелев, Ю. А. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для студентов / Ю. А. Коростелев, выпуск 1. – Хабаровск, 1996.
3. Коростелев, Ю. А. Культурология : хрестоматия по теории и истории культуры / Ю. А. Коростелев. – Хабаровск, 1996.
4. Культурология: курс лекций / под ред. А. А. Радугина. – М., 2005.
5. Культурология. XX век : словарь / Отв. ред. А. Я. Левит – СПб., 1997.
6. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б.Малиновский.- М., 2005.
7. Силичев, Д. А. Культурология / Д. А. Силичев. – М., 1998.
3. методические указания по выполнению контрольной работы
В соответствии с программой гуманитаризации высшего образования студенты заочной формы обучения по дисциплине «Культурология» выполняют контрольную работу
Выполнение контрольной работы активизирует самостоятельную познавательную деятельность студентов, приучает к библиографическому поиску, сбору и обработке материала, умению излагать свои мысли четко и аргументированно, расширяет кругозор, способствует углубленному изучению предмета, позволяет приобрести навыки оформления научного аппарата.
Контрольная работа должна основываться на глубоком знании студентом-заочником всей рекомендованной к теме литературы. В списках литературы вниманию студентов предложены работы как универсального, так и специализированного содержания: это монографии известных зарубежных и отечественных культурологов, работы философов, искусствоведов, а также учебники.
Тема контрольной работы определяется последней цифрой номера зачетной книжки студента. Например, номер зачетной книжки № 893034 – тема контрольной работы соответственно 4, или 14, или 24, или 34. Затем следует приступить к изучению литературы. Необходимо использовать план, рекомендованный в тематике контрольных работ.
Изучив литературу, можно приступить к написанию контрольной работы. При этом важно обратить внимание на то, насколько четко и полно изложен материал, не упущены ли главные вопросы темы, достаточно ли соблюдается пропорциональность между вступительной частью, основным материалом и заключением.
Содержание контрольной работы излагается своими словами. Цитаты из учебной и научной литературы должны быть заключены в кавычки, а в сноске необходимо точно и полностью указать цитируемый источник.
Особое внимание надо обратить на правильное оформление контрольной работы. Контрольная работа выполняется на компьютере (объем 10–15 машинописных страниц, полуторный интервал, шрифт 14) и лишь, в крайнем случае, в школьной тетради (объем работы 20–24 рукописных страниц, разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4–5 см). На обложке тетради указываются фамилия и инициалы студента, факультет, специальность, номер зачетной книжки, домашний адрес. На первой странице текста – номер, вариант, название темы и план контрольной работы.
В конце контрольной работы дается список использованной литературы, ставится подпись студента, указывается дата выполнения работы. Нужно оставить несколько чистых страниц для заключения рецензента, проверяющего работу.
Студент-заочник обязан написать и отправить контрольную работу в определенный учебным планом срок. Если работа не зачтена, студент должен в кратчайший срок, не позже чем за месяц до экзаменов, написать контрольную работу на ту же тему с учетом замечаний рецензента и отправить её на заочное отделение факультета для повторной проверки.
Студент-заочник, не имеющий зачтенной контрольной работы, к зачету или экзамену не допускается.
На зачете или экзамене студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную работу с рецензией.
1. Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы. Предмет культурологии.
2. Методы и источники изучения культуры.
3. Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности.
Литература: 54, 103, 104, 108, 121, 120, 126, 198
Тема 2. Понятие, структура и функции культуры
1. Что такое культура? Сущность культуры.
2. Структура культуры.
3. Функции культуры.
4. Законы развития культуры.
Литература: 38, 54, 17, 103, 104, 105, 108, 119, 123, 126, 155
Тема 3. Мир человека как культура
1. Индивидуальный мир культуры.
2. Человек – творец и творение культуры.
3. Культурное самосовершенствование личности.
4. Культура и образованность.
Литература: 53, 54, 103, 112, 121, 155
Тема 4. Художественная культура
1. Художественная культура как особая область культуры.
2. Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры.
3. Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры.
Литература: 103, 108, 131, 121, 123, 155
Тема 5. Искусство в системе культуры
1. Понятие искусства. Искусство как центральное звено художественной культуры.
2. Социальные функции искусства.
3. Виды искусства.
Литература: 59, 121, 131, 140, 187, 233, 240
Тема 6. Происхождение искусства
1. Загадка рождения искусства. Произведения изобразительного искусства в эпоху позднего палеолита.
2. Песни и пляски как важный вид первобытного искусства. Возникновение мелодии. Характер и содержание первобытных танцев. Музыкальные инструменты.
3. Развитие фольклора: легенды, мифы, сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.
Литература: 60, 65, 140, 221, 233, 240
Тема 7. Происхождение и ранние формы культуры (вариант по выбору)
Вариант 1
1. Древнейшие люди и возникновение культуры.
2. Виды занятий.
3. Материальная культура первобытных людей: орудия труда и охоты, поселения и жилища, одежда, пища, утварь. Овладение огнем.
Вариант 2
1. Практические знания первобытных людей и развитие домашних ремесел. Средства передвижения.
2. Сохранение и передача опыта во всех сферах деятельности человека. Характер обучения. Инициации.
3. Зачатки научных знаний. Возникновение ранних форм письменности.
Литература: 65, 119, 126, 210, 233
Тема 8. Религия и наука в контексте культуры
1. Происхождение и ранние формы религии
2. Структура религии.
3. Наука как культурный феномен.
Литература: 50, 70, 147, 150, 183, 185, 204, 218
Тема 9. Культура Месопотамии и роль различных
1. Развитие материальной культуры Междуречья: города, жилища, транспорт, орудия труда, военное снаряжение, одежда, пища, утварь.
2. Письменность, литература, научные знания, библиотеки и школы.
3. Особенности религии.
4. Искусство Месопотамии.
Литература: 96, 119, 201, 233, 239
Тема 10. Культура Древнего Египта
1. Государственное устройство и управление. Образ жизни и обычаи египтян.
2. Религия и её роль в культуре Древнего Египта.
3. Научные знания. Письменность. Образование.
4. Литература, искусство и архитектура.
Литература: 15, 18, 81, 109, 115, 146, 201, 233, 237
Тема 11. Искусство Древнего Египта
1. Искусство Древнего и Среднего царства.
2. Искусство Нового царства.
3. Всемирно-историческая роль египетского искусства.
Тема 12. Древнейшие и древние цивилизации Америки
1. Культура древнейших цивилизаций области Центральных Анд: Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанаку.
2. Древнейшие государства Месоамерики: Ольмеки, Майя, Теотиуакан, Тольтеки.
3. Древние государства и цивилизации области Анд: "Империя инков" (Тауантинсуйо – "Страна четырех соединенных между собой частей света"), царство Чиму.
4. Древние цивилизации и государства Месоамерики: Майя, Ацтеки.
Тема 13. Культура Древней Греции
1. Крито-микенская культура.
2. Мировоззрение древних греков: калокагатия, агонистика, арете, космос, гармония.
3. Особенности и основные черты древнегреческой мифологии. Пантеон олимпийских богов. Боги и герои. Сатиры и нимфы. Музы.
Литература: 69, 81, 111, 119, 126. 120, 147, 233
Тема 14. Поэмы Гомера и Гесиода
1. Происхождение богов. Поэма Гесиода "Теогония" .
2. Отражение греческих мифов в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея".
3. Влияние творчества Гомера и Гесиода на западноевропейскую культуру.
Литература: 49, 126, 111, 233
Тема 15. Великое наследие античной Эллады и его
значение для современности
1. Античная философия и наука. Величайшие мыслители Древней Греции.
2. Древнегреческая литература и театр.
3. Архитектура и искусство Эллады.
Литература: 69, 81, 111, 119, 123, 126, 147
Тема 16. Культура Древнего Рима
1. Становление Римской культуры.
2. Религия, философия, наука, право и ораторское искусство Древнего Рима.
3. Римская литература, изобразительное искусство и архитектура.
Литература: 74, 81, 111, 119, 123, 126
Тема 17. Происхождение христианства
1. Причины и предпосылки появления христианства. Влияние иудаизма и восточных культов на формирование христианства.
2. Возникновение христианской религии. Легенды об Иисусе Христе.
3. Утверждение христианства как господствующей религии.
Литература: 24, 71, 93, 137, 138, 147, 180, 186, 202, 224, 232
Тема 18. Библия как памятник мировой культуры
1. Возникновение библейских сказаний и их характер.
2. Структура Библии. Важнейшие сюжеты Ветхого Завета.
3. "Книга книг" и ее значение как памятника мировой культуры.
Литература: 26, 39, 44, 135, 156, 192, 231, 225, 232
Тема 19. Христианская культура
1. Возникновение христианства. Причины и сущность христианизации Европы.
2. Характер и особенности христианской культуры. Памятники христианской культуры.
3. Влияние христианской культуры на развитие европейской и мировой культуры.
Литература: 95, 147, 232, 188, 202,
Также см. литературу к теме 17.
Тема 20. Средневековая культура западной Европы VI – XVI вв. (вариант по выбору)
Вариант 1
1. Начало формирования средневековой культуры.
2. Мировоззрение. Теология и философия. Христианство как идеологический стержень культуры и всей духовной жизни.
3. Образование. Школы и университеты. Зарождение опытного знания.
Вариант 2
1. Картина мира средневекового человека.
2. Городская культура.
3. Народная культура.
4. Рыцарская культура.
Информация о работе Средневековая культура западной Европы VI – XVI вв