Средневековая культура западной Европы VI – XVI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:00, контрольная работа

Краткое описание

Под «Культурологией» понимается цикл дисциплин, среди которых основополагающее значение отводится дисциплине "Теория и история мировой и отечественной культуры". Культурология (от лат. культура – возделывание, греч. логос – наука, учение) – наука о культуре и культурах. Предметом исследования культурологии являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные и все другие. Культурология изучает связь и преемственность культур, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры.

Файлы: 1 файл

Культурология 2006.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

          1.  Понимание культуры в эпоху Просвещения.

          2.  Развитие представлений о культуре в Х1Х в.

    3.  Концепции локальных цивилизаций и культурно-исторических типов.

 

Литература

1.        Коростелев, Ю. А.  Культурология: учебник / Ю. А. Коростелев.-Хабаровск,  2003.

2.        Коростелев, Ю. А. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для студентов / Ю. А. Коростелев, выпуск 1. – Хабаровск, 1996.

3.        Коростелев,  Ю. А. Культурология : хрестоматия по теории и истории культуры / Ю. А. Коростелев. – Хабаровск, 1996.

4.        Культурология:  курс лекций / под ред. А. А. Радугина. –          М., 2005.

5.        Культурология. XX век : словарь / Отв. ред. А. Я. Левит – СПб., 1997.

6.        Малиновский, Б. Научная теория культуры  / Б.Малиновский.- М., 2005.

7.        Силичев, Д. А. Культурология / Д. А. Силичев. – М., 1998.

Тема 3. Первобытная культура

1.        Материальная культура.

2.        Происхождение искусства.

3.        Первобытная религия и магия.

4.        Обряды и церемонии. 

 

 

 

3. методические указания по выполнению контрольной работы

 

В соответствии с программой гуманитаризации высшего образования студенты заочной формы обучения по дисциплине «Культурология» выполняют контрольную работу

Выполнение контрольной работы активизирует самостоятельную познавательную деятельность студентов, приучает к библиографическому поиску, сбору и обработке материала, умению излагать свои мысли четко и аргументированно, расширяет кругозор, способствует углубленному изучению предмета, позволяет приобрести навыки оформления научного аппарата.

Контрольная работа должна основываться на глубоком знании студентом-заочником всей рекомендованной к теме литературы. В списках литературы вниманию студентов предложены работы как универсального, так и специализированного содержания: это монографии известных зарубежных и отечественных культурологов, работы философов, искусствоведов, а также учебники.

Тема контрольной работы определяется последней цифрой номера зачетной книжки студента. Например, номер зачетной книжки № 893034 – тема контрольной работы соответственно 4, или 14, или 24, или 34. Затем следует приступить к изучению литературы. Необходимо использовать план, рекомендованный в тематике контрольных работ.

Изучив литературу, можно приступить к написанию контрольной работы. При этом важно обратить внимание на то, насколько четко и полно изложен материал, не упущены ли главные вопросы темы, достаточно ли соблюдается пропорциональность между вступительной частью, основным материалом и заключением.

Содержание контрольной работы излагается своими словами. Цитаты из учебной и научной литературы должны быть заключены в кавычки, а в сноске необходимо точно и полностью указать цитируемый источник.

Особое внимание надо обратить на правильное оформление контрольной работы. Контрольная работа выполняется на компьютере (объем 10–15 машинописных страниц, полуторный интервал, шрифт 14) и лишь, в крайнем случае, в школьной тетради (объем работы 20–24 рукописных страниц, разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4–5 см). На обложке тетради указываются фамилия и инициалы студента, факультет, специальность, номер зачетной книжки, домашний адрес. На первой странице текста – номер, вариант, название темы и план контрольной работы.

В конце контрольной работы дается список использованной литературы, ставится подпись студента, указывается дата выполнения работы. Нужно оставить несколько чистых страниц для заключения рецензента, проверяющего работу.

Студент-заочник обязан написать и отправить контрольную работу в определенный учебным планом срок. Если работа не зачтена, студент должен в кратчайший срок, не позже чем за месяц до экзаменов, написать контрольную работу на ту же тему с учетом замечаний рецензента и отправить её на заочное отделение факультета для повторной проверки.

Студент-заочник, не имеющий зачтенной контрольной работы, к зачету или экзамену не допускается.

На зачете или экзамене студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную работу с рецензией.

 

 

 

4. Тематика контрольных работ

 

Тема 1. Культурология как наука

1.        Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы. Предмет культурологии.

2.        Методы и источники изучения культуры.

3.        Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности.

 

Литература: 54, 103, 104, 108, 121, 120, 126, 198

 

Тема 2. Понятие, структура и функции культуры

1.        Что такое культура? Сущность культуры.

2.        Структура культуры.

3.        Функции культуры.

4.        Законы развития культуры.

 

Литература: 38, 54, 17, 103, 104, 105, 108, 119, 123, 126, 155

 

 

 

Тема 3. Мир человека как культура

1.        Индивидуальный мир культуры.

2.        Человек – творец и творение культуры.

3.        Культурное самосовершенствование личности.

4.        Культура и образованность.

 

Литература: 53, 54, 103, 112, 121, 155

 

Тема 4. Художественная культура

1.        Художественная культура как особая область культуры.

2.        Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры.

3.        Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры.

 

Литература: 103, 108, 131, 121, 123, 155

 

Тема 5. Искусство в системе культуры

1.        Понятие искусства. Искусство как центральное звено художественной культуры.

2.        Социальные функции искусства.

3.        Виды искусства.

 

Литература: 59, 121, 131, 140, 187, 233, 240

 

Тема 6. Происхождение искусства

1.        Загадка рождения искусства. Произведения изобразительного искусства в эпоху позднего палеолита.

2.        Песни и пляски как важный вид первобытного искусства. Возникновение мелодии. Характер и содержание первобытных танцев. Музыкальные инструменты.

3.        Развитие фольклора: легенды, мифы, сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

 

Литература: 60, 65, 140, 221, 233, 240

 

Тема 7. Происхождение и ранние формы культуры (вариант по выбору)

 

Вариант 1

1.        Древнейшие люди и возникновение культуры.

2.        Виды занятий.

3.        Материальная культура первобытных людей: орудия труда и охоты, поселения и жилища, одежда, пища, утварь. Овладение огнем.

 

Вариант 2

1.        Практические знания первобытных людей и развитие домашних ремесел. Средства передвижения.

2.        Сохранение и передача опыта во всех сферах деятельности человека. Характер обучения. Инициации.

3.        Зачатки научных знаний. Возникновение ранних форм письменности.

 

Литература: 65, 119, 126, 210, 233

 

Тема 8. Религия и наука в контексте культуры

1.        Происхождение и ранние формы религии

2.        Структура религии.

3.        Наука как культурный феномен.

 

Литература: 50, 70, 147, 150, 183, 185, 204, 218

 

Тема 9. Культура Месопотамии и роль различных

народов в ее создании

1.        Развитие материальной культуры Междуречья: города, жилища, транспорт, орудия труда, военное снаряжение, одежда, пища, утварь.

2.        Письменность, литература, научные знания, библиотеки и школы.

3.        Особенности религии.

4.        Искусство Месопотамии.

 

Литература: 96, 119, 201, 233, 239

 

Тема 10. Культура Древнего Египта

1.        Государственное устройство и управление. Образ жизни и обычаи египтян.

2.        Религия и её роль в культуре Древнего Египта.

3.        Научные знания. Письменность. Образование.

4.        Литература, искусство и архитектура.

 

Литература: 15, 18, 81, 109, 115, 146, 201, 233, 237

 

 

 

 

Тема 11. Искусство Древнего Египта

 

1.        Искусство Древнего и Среднего царства.

2.        Искусство Нового царства.

3.        Всемирно-историческая роль египетского искусства.

 

Литература: 15, 18, 81, 109, 115, 146, 201, 233, 237

 

Тема 12. Древнейшие и древние цивилизации Америки

1.        Культура древнейших цивилизаций области Центральных Анд: Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанаку.

2.        Древнейшие государства Месоамерики: Ольмеки, Майя, Теотиуакан, Тольтеки.

3.        Древние государства и цивилизации области Анд: "Империя инков" (Тауантинсуйо – "Страна четырех соединенных между собой частей света"), царство Чиму.

4.        Древние цивилизации и государства Месоамерики: Майя, Ацтеки.

 

Литература: 81, 96, 174, 233

 

Тема 13. Культура Древней Греции

1.        Крито-микенская культура.

2.        Мировоззрение древних греков: калокагатия, агонистика, арете, космос, гармония.

3.        Особенности и основные черты древнегреческой мифологии. Пантеон олимпийских богов. Боги и герои. Сатиры и нимфы. Музы.

 

Литература: 69, 81, 111, 119, 126. 120, 147, 233

 

Тема 14. Поэмы Гомера и Гесиода

1.        Происхождение богов. Поэма Гесиода   "Теогония" .

2.        Отражение греческих мифов в поэмах Гомера  "Илиада" и "Одиссея".

3.        Влияние творчества Гомера и Гесиода на западноевропейскую культуру.

 

Литература: 49, 126, 111, 233

 

Тема 15. Великое наследие античной Эллады и его

значение для современности

1.        Античная философия и наука. Величайшие мыслители Древней Греции.

2.        Древнегреческая литература и театр.

3.        Архитектура и искусство Эллады.

 

Литература: 69, 81, 111, 119, 123, 126, 147

 

Тема 16. Культура Древнего Рима

1.        Становление Римской культуры.

2.        Религия, философия, наука, право и ораторское искусство Древнего Рима.

3.        Римская литература, изобразительное искусство и архитектура.

 

Литература: 74, 81, 111, 119, 123, 126

 

Тема 17. Происхождение христианства

1.        Причины и предпосылки появления христианства. Влияние иудаизма и восточных культов на формирование христианства.

2.        Возникновение христианской религии. Легенды об Иисусе Христе.

3.        Утверждение христианства как господствующей религии.

 

Литература: 24, 71, 93, 137, 138, 147, 180, 186, 202, 224, 232

 

Тема 18. Библия как памятник мировой культуры

1.        Возникновение библейских сказаний и их характер.

2.        Структура Библии. Важнейшие сюжеты Ветхого Завета.

3.        "Книга книг" и ее значение как памятника мировой культуры.

 

Литература: 26, 39, 44, 135, 156, 192, 231, 225, 232

 

Тема 19. Христианская культура

1.        Возникновение христианства. Причины и сущность христианизации Европы.

2.        Характер и особенности христианской культуры. Памятники христианской культуры.

3.        Влияние христианской культуры на развитие европейской и мировой культуры.

 

Литература: 95, 147, 232, 188, 202,

Также см. литературу к теме 17.

 

 

 

 

Тема 20. Средневековая культура западной Европы VI – XVI вв. (вариант по выбору)

 

Вариант 1

1.        Начало формирования средневековой культуры.

2.        Мировоззрение. Теология и философия. Христианство как идеологический стержень культуры и всей духовной жизни.

3.        Образование. Школы и университеты. Зарождение опытного знания.

Вариант 2

1.        Картина мира средневекового человека.

2.        Городская культура.

3.        Народная культура.

4.        Рыцарская культура.

Литература: 119, 123, 126, 202, 241

 

Информация о работе Средневековая культура западной Европы VI – XVI вв