Западноевропейская средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:14, реферат

Краткое описание

Совместимость несовместимого — таков культурный феномен этой эпохи. В удивительных противоречиях, в контрастах любви и варварской дикости, на такой тонкой грани человека духовного и человека дикого, почти утерявшего человеческий облик, балансирует эпоха Средневековья, прекрасная и чудовищная одновременно. Средневековье характеризуется безудержным, безумным весельем и глумлением над жизнью в пору страшных болезней и кровопролитных войн и одновременно с этим воспеванием духовной стороны жизни, красоты и творческой свободы человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
1. Становление Западноевропейской средневековой культуры.3
2. Формирование нового мировоззрения………………………….4
3.Социальная культура средневековья…………………………...7
3.1 Духовенство. Дворянство. Народ. ……………………………………7
3.2 Проблема становления человека как личности……………………8
4. Духовная культура средневековья……………………………..10
4.1 Христианство и церковь……………………………………………..10
4.2 Теория двух культур…………………………………………………..12
4.3Борьба церкви и государства……………………………………13
4.4Проблема знания и веры…………………………………………..14
4.5 Идея «двух истин»……………………………………………………16
4.6 Антирелигиозная философия………………………………………..17
5. Наука в Средневековой Европе ………………………………..18
6.Образование……………………………………………………….20
7.Искусство Средневековья………………………………………22
7.1 Архитектура…………………………………………………………..22
7.2 Живопись……………………………………………………………..23
7.3 Литература……………………………………………………………23
7.4 Музыка ……………………………………………………………….24
7.5 Театр…………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

свой реферат по средневековью.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………….2

1. Становление Западноевропейской  средневековой культуры.3

2. Формирование нового  мировоззрения………………………….4

3.Социальная  культура  средневековья…………………………...7

     3.1 Духовенство. Дворянство. Народ. ……………………………………7

     3.2 Проблема становления человека как личности……………………8

4. Духовная культура средневековья……………………………..10

     4.1 Христианство и церковь……………………………………………..10

     4.2 Теория двух культур…………………………………………………..12

     4.3Борьба  церкви и государства……………………………………13

     4.4Проблема  знания и веры…………………………………………..14

     4.5 Идея «двух истин»……………………………………………………16

     4.6 Антирелигиозная философия………………………………………..17

5. Наука в Средневековой  Европе ………………………………..18

6.Образование……………………………………………………….20
7.Искусство   Средневековья………………………………………22
     7.1 Архитектура…………………………………………………………..22

     7.2 Живопись……………………………………………………………..23

     7.3 Литература……………………………………………………………23

     7.4 Музыка ……………………………………………………………….24

     7.5 Театр…………………………………………………………………..24

  Заключение………………………………………………………..26

     Список литературы…………………………………………….. 
Введение.

     Термин  “средневековье”, введенный в 1667 г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем.  В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды, охватывает 1000 лет. Поэтому для понимания специфики этой культуры целесообразно рассматривать ее характерные, качественные черты.

Фундаментальную роль для средневековой культуры играют традиции Западной Римской империи, представляющие, так называемое, “романское начало”. Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.

     Средневековье очень часто называют «темными веками», хотя при этом подчеркивают, что именно в это время происходит смена античного мировоззрения,а вместе с ним  формирование новой социальной и духовной культуры.В это время  формируются христианские традиции, развивается богословская мысль, появляется идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры.

       Совместимость несовместимого — таков культурный феномен этой эпохи. В удивительных противоречиях, в контрастах любви и варварской дикости, на такой тонкой грани человека духовного и человека дикого, почти утерявшего человеческий облик, балансирует эпоха Средневековья, прекрасная и чудовищная одновременно. Средневековье характеризуется безудержным, безумным весельем и глумлением над жизнью в пору страшных болезней и кровопролитных войн и одновременно с этим воспеванием духовной стороны жизни, красоты и творческой свободы человека.

 

 

 

1.Становление Западноевропейской  средневековой культуры.

  «Средние  века» — само по себе это очень  странное название времени. Это время, которое находится посередине между двумя другими, и по какой-то невероятной причине не имеет своего собственного названия. Оно охватывает более тысячи лет истории человечества между античностью и Новым Временем. Его принято разделять на три периода:

  1. Раннее Средневековье.  V - X века;
  2. Высокое (Классическое) Средневековье.  X - XIV века;

     3.Позднее  Средневековье. XIV -  XV века.

  Для понимания  специфики этой культуры целесообразно  рассматривать её характерные качественные черты.

 Фундаментальную роль для средневековой культуры играют традиции Западной Римской империи, представляющие так называемое «романское начало». Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.

 Эти традиции усваивались «варварами»  во время борьбы с римлянами и  активно влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, галлов, саксов, ютов, готтов и других племен Западной Европы, представляющую так называемое «германское начало» средневековой культуры. В результате взаимодействия этих начал возникло напряжение «диалога культур», давшее мощный импульс становлению и развитию собственно западноевропейской средневековой культуры.

В это время  происходит смена старого античного  мировоззрения  новым, христианским. 
 

2. Формирование нового  мировоззрения

  Прежде  всего, для того, чтобы понять, что  изменилось в мировоззрении, нужно понять, каким оно было до средневековья. Мировоззрение человека зависит, прежде всего, от того, каким образом мыслит его душа.  Душу человека условно можно разделить на следующие области: сознание, мышление, разум и область чувств. Для того чтобы понять, что есть человек и его мировоззрение, нужно  понять какой вопрос, прежде всего в жизни волнует человека. Этот вопрос, связан с самопознанием: каков я? Чтобы ответить на этот вопрос, человеку необходимо знать, как устроено бытие, так что самопознание и познание тесно взаимосвязаны.

  Итак, задавая себе вопрос: «Каков я?», человек  одновременно задает себе вопрос: «Каков мир и его Создатель?». Эти вопросы вполне закономерны, так как человек понятен самому себе тогда, когда он создает картину мира и определяет некоторые элементы, из которых она состоит, определяет их качества и функции. Процесс самопознания и познания связаны теснейшим образом, так как человек проецирует собственную индивидуальность на мир и создает картину мира, которая подобна ему самому.

Этот  сложный процесс объясняет устройство сознания человека.

  Сознание  — это одна из самых сложнейших особенностей души человека, о котором мы знаем только одно — оно способно отражать окружающий мир и человек воспринимает мир и соединяет его с внутренним. Именно поэтому для человека так важна картина мира и бытия, в котором он живет, чтобы познать самого себя, понять собственную индивидуальность и определить собственные возможности и способы влияния на мир. Выделяя какой-либо элемент в окружающем мире и характеризуя его, мы тем самым выделяем в себе какое-то качество и определяем свою собственную точку зрения на это качество.

  Получается, что картина бытия — это  картина собственной индивидуальности. И первоначально эта картина была только образной, затем эта картина изменилась под влиянием логики — человек стал уже напрямую задавать вопрос: каков мир? и получил ответ: он понял, что мир в сущности состоит из двух  природ — идеальной и материальной. Картина под воздействием логического анализа меняется — человек стал познавать начала жизни, и таким образом он познал начала самого себя. Вот именно это логическое осмысление стало почвой для еще более глубинного осмысления жизни — установки приоритетов. Материя и идея (дух) оспаривали первенство свое в бытии, христианство раз и навсегда определило ориентиры и перед человеком раскрылось во всей своей полноте бытие.

  Но  познать самого себя, рассматривая только картину мира, человек не может, он лишь намечает какие-то пристрастия и индивидуальные черты, корень же скрывается в совсем другой области познания — в познании Бога. Если картина мира, созданная в сознании человека, есть отражение индивидуальности человека, то представление о Боге, то есть о Том Большем, Кто создал мир и человека — это представление человека о собственной сути и собственных правах в этом мире. К примеру, в любой мифологии Бог представляется как начало мира, зависящее целиком от его законов, подвластное бесконечному умиранию и возрождению вместе с окружающей природой. Именно таким же зависимым от сил и законов природы чувствовал себя человек, он не обладал свободой, мир казался ему вроде бы родным, но одновременно и чуждым. Все поступки человека никак не могли изменить его.

 С приходом христианства меняется  абсолютно все — представления о Боге, картина мира и сам человек. Прежде всего, Бог обращен уже к каждой личности, а не к народу, как это было в язычестве, Бог — это начало надмирное, то есть неподвластное природным циклам. И это самое главное — Бог свободен от природы, созданной Им Самим. А раз свободен Он, то свободен и человек, как его подобие. От того, что Бог обращен к каждому человеку, представление о мире меняется. Мир — это уже не нечто внешнее, не нечто враждебное, а напротив, мир — это удивительная собственность человека. Человек в мире, как и в себе самом, находит первопричину всего — божественные силы, то есть дух. Именно дух объединяет человека, Бога и мир в некое единое сотоварищество. Мир для человека уже не выступает как самостоятельная личность, отличная от Бога, мир становится великим произведением творчества, красота и тайна которого скрыты в глубинах самого человека, познать подлинную природу которого можно и опытным путем, и в своем сердце.

  Вообще  это видение мира сложилось не сразу. В Раннем Средневековье человек научился только смотреть в собственную глубину и находить там главное — Бога, дающего свободу от мира, который возводит человека в великие сотворцы этого мира. Вот именно такие глобальные перемены во взглядах на Бога, мир и самого себя произошли с приходом христианства, что требовало совершенно иного отношения к себе и к действительности. И вместе с этим чуть ли не самым главным двигателем культуры Средневековья стало учение о спасении души. Почему требовалось спасать человека? Потому что человек умирает, человек страдает. Человек потерян в мире вещей и законов, в мире собственных страстей и жестокости — от всего этого его необходимо спасти и спасает его Сам Господь. Идеи о спасении души, обращенной к Богу с покаянием в собственном несовершенстве, — стала главной в Средневековье, на ней строилась политика многих государств средневековой Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Социальная культура  средневековья

  3.1 Духовенство. Дворянство. Народ.

 С образованием централизованных государств, формированием нового мировоззрения складывается  и новая социальная культура, формируются сословия, составляющие структуру средневекового общества — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», «народом». Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ трудился. Тем самым христианский образец человека трансформировался в сословные идеалы человеческой жизни.

  Возникает особая форма христианства — монашество. Люди уходили от мирской жизни в определенные общежития, чтобы избавить свою душу от соблазнов, уподобившись ангелам. Опыты аскетизма, которые возникли в Раннем Средневековье, были направлены на достижение спасения души еще при жизни, подражая Христу.

    Одним из первых орденов Западной церкви является Бенедиктинский (VI в.). Он представлял собой объединение монастырей с определенным Уставом и сводом правил аскетических опытов. Характерной особенностью бенедиктинцев было практическое милосердие, активное участие в экономической жизни города. Этот орден также противоречив, как и сама эпоха: одной рукой монахи раздавали милостыню, делали это от- 
крыто и прилюдно на больших празднествах, чем и заработали себе славу, а другой — забирали деньги у народа и богатых дворян. Они прославились изобретением индульгенций — прощение грехов за деньги.

    Индульгенция — это особая  бумага различных видов, в зависимости  от греха, которая давала отпущение  всех самых страшных грехов, и чем тяжелее грех, тем более дорогую индульгенцию следовало купить. К XII веку их власть ослабла и их место в политической жизни Европы занял Доминиканский орден, прославившийся чрезвычайной жестокостью и борьбой с еретиками. Костер как мера, избавляющая якобы грешную душу от страшного греха, стал единственным средством борьбы с еретиками с приходом Доминиканского ордена к власти. Достаточно было просто сказать, что твоя соседка ведьма — и ее сожгут без суда и следствия, а ее имущество достанется тому, кто распознал неверную. Можно себе представить масштаб инквизиции, если имущество человека стало единственной мерой его виновности перед Богом. Неугодных государству людей, инакомыслящих, просто богатых, но слабых дворян ждали костры. Именно во времена правления Доминиканского ордена власть церкви над феодальными государствами и экономикой всей Европы достигла своего наивысшего расцвета.

Информация о работе Западноевропейская средневековая культура