Западноевропейская средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:14, реферат

Краткое описание

Совместимость несовместимого — таков культурный феномен этой эпохи. В удивительных противоречиях, в контрастах любви и варварской дикости, на такой тонкой грани человека духовного и человека дикого, почти утерявшего человеческий облик, балансирует эпоха Средневековья, прекрасная и чудовищная одновременно. Средневековье характеризуется безудержным, безумным весельем и глумлением над жизнью в пору страшных болезней и кровопролитных войн и одновременно с этим воспеванием духовной стороны жизни, красоты и творческой свободы человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
1. Становление Западноевропейской средневековой культуры.3
2. Формирование нового мировоззрения………………………….4
3.Социальная культура средневековья…………………………...7
3.1 Духовенство. Дворянство. Народ. ……………………………………7
3.2 Проблема становления человека как личности……………………8
4. Духовная культура средневековья……………………………..10
4.1 Христианство и церковь……………………………………………..10
4.2 Теория двух культур…………………………………………………..12
4.3Борьба церкви и государства……………………………………13
4.4Проблема знания и веры…………………………………………..14
4.5 Идея «двух истин»……………………………………………………16
4.6 Антирелигиозная философия………………………………………..17
5. Наука в Средневековой Европе ………………………………..18
6.Образование……………………………………………………….20
7.Искусство Средневековья………………………………………22
7.1 Архитектура…………………………………………………………..22
7.2 Живопись……………………………………………………………..23
7.3 Литература……………………………………………………………23
7.4 Музыка ……………………………………………………………….24
7.5 Театр…………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

свой реферат по средневековью.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

 При всей устремленности к потустороннему миру набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Поэты собирали народные песни, сказания. В высокой литературе растущее внимание к человеку блестяще выражено Данте. В «Божественной комедии» он показывает грешников как людей, тоскующих о земной жизни, проявляет интерес к человеку, его страстям: «Вы созданы не для животной доли, но к доблести и знанью рождены». 

7.4 Музыка 

  Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, воспевающее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединяющих стихотворный текст с песенной мелодией. Канонизированная музыка - григорианский хорал - включала в себя также песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря. 

 Вместе  с тем, уже в раннем Средневековье  начинает оформляться светская музыка.  Этот пласт музыкальной культуры связан с идеологией рыцарства (куртуазная лирика трубадуров), а также творчеством профессиональных музыкантов-менестрелей.

    7.5 Театр

    По  иронии истории, театр в форме  литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы.

    Религиозная драма или чудесные пьесы. В течение  последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

    Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры.

  В целом для средневекового искусства характерны искреннее почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства внеэстетическим (религиозным) идеалам, воплощение идеи-иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, а также скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Первоначальный хаос в материальной и духовной культурах сменился стройностью в мыслях и представлениях об окружающем мире, основанной на жизни и специфике труда крестьянина-землепашца. При этом иерархия в общественной жизни стала переноситься на представления о мире вообще. Изменились взгляды как на пространство, так и на время. Искусство средневековья характеризуется традиционализмом, неразвитостью личного начала, но, вместе с тем, оно показывает, что средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а подлинное, живое движение 

Заключение. 

    Итак, средние века в Западной Европе —  время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.

    Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М. К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов:

    без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

    Список  используемой литературы:

  1. Драч Г. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов на Дону. изд-во “Феникс”, 1999.
  2. Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего  большинства. М., 1990
  3. Платонова Э. В. Культурология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.,2003   
  4. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999
  5. Столяренко Л.Д. Культурология: учебное пособие. М., 2004

 

  

Информация о работе Западноевропейская средневековая культура