Западноевропейская средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:14, реферат

Краткое описание

Совместимость несовместимого — таков культурный феномен этой эпохи. В удивительных противоречиях, в контрастах любви и варварской дикости, на такой тонкой грани человека духовного и человека дикого, почти утерявшего человеческий облик, балансирует эпоха Средневековья, прекрасная и чудовищная одновременно. Средневековье характеризуется безудержным, безумным весельем и глумлением над жизнью в пору страшных болезней и кровопролитных войн и одновременно с этим воспеванием духовной стороны жизни, красоты и творческой свободы человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
1. Становление Западноевропейской средневековой культуры.3
2. Формирование нового мировоззрения………………………….4
3.Социальная культура средневековья…………………………...7
3.1 Духовенство. Дворянство. Народ. ……………………………………7
3.2 Проблема становления человека как личности……………………8
4. Духовная культура средневековья……………………………..10
4.1 Христианство и церковь……………………………………………..10
4.2 Теория двух культур…………………………………………………..12
4.3Борьба церкви и государства……………………………………13
4.4Проблема знания и веры…………………………………………..14
4.5 Идея «двух истин»……………………………………………………16
4.6 Антирелигиозная философия………………………………………..17
5. Наука в Средневековой Европе ………………………………..18
6.Образование……………………………………………………….20
7.Искусство Средневековья………………………………………22
7.1 Архитектура…………………………………………………………..22
7.2 Живопись……………………………………………………………..23
7.3 Литература……………………………………………………………23
7.4 Музыка ……………………………………………………………….24
7.5 Театр…………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

свой реферат по средневековью.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

  Для второй сословной группы — дворянства — характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом. В этих условиях личная свобода человека не продвинулась дальше свободы выбора господина. Если в античном мире гражданин полиса ощущал свое единство с социальным целым в повседневной жизни, то средневековая целостность резко отличалась от полисной своей иерархичностью.

     Средневековый человек эту связь с целым  ощущал лишь духовно, через Бога. Тем самым в средние века начался переход от рабовладельческого сообщества равных, свободных граждан — к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики государственности — к этике личного служения. 

3.2 Проблема становления  человека как личности

  Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, приходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы становлении человека как личности. До XIII в. преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, он стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал как каноническая личность, олицетворяющая обособление личного начала от всеобщего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. Необходимо было подавлять свою индивидуальность, которая воспринималась как проявление гордыни.

 После XIIII в. наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира).

 В зрелом средневековье человек выступал не столько как личность, сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь человека есть выполнение своей социальной роли, которая воплощается в профессии. Человек отождествлялся со своей профессией, а не занимался той или иной профессиональной деятельностью.

 Канонический  тип личности начал испытывать социальное напряжение под давлением развития форм общения людей в процессе становления буржуазных отношений. Чувствующая свою растущую самостоятельность в экономической сфере личность   стала осознавать свою противопоставленность социальному коллективу. Это предъявляло новые требования и к духовному миру человека. 
 

4.Духовная  культура средневековья 

4.1 Христианство и  церковь

 Главной чертой духовной культуры средневековья  является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности. Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромиссом духа и плоти, ибо, при всей своей спиритуалистичности, Христос воскресает как телесное существо, имеющее плоть и кровь, которое можно пощупать (Фома Неверующий). Кроме того, один Бог лучше понятен человеку, имеющему одного хозяина (сеньора).

   Главным догматом христианства является вера в единого  всемогущего и всеблагого Бога. Причем решающее значение для христианства имеет то представление о Боге, что Он есть Бог-Отец, Бог-Любовь, а люди - дети Божии.

     Следующая кардинальная идея - боговоплощение.  В суть в том,   что Бог-Отец в своей бесконечной любви к людям принял человеческое тело, жил по законам вещественного мира, страдал и умер как человек, будучи невиновным. Этой жертвой он искупил грехи людей и спас их для жизни вечной. Воплотившийся Бог есть Сын Божий, Спаситель (Христос). И поэтому прийти к Богу-Отцу можно только через веру в Христа.

  Еще одна очень важная идея христианства — это вера в царство Божие (Небесное). Царство Небесное — это божественный мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни. Но уже на земле каждый человек может принять его в свою душу подвигом веры и любви («Царство Божие внутри вас»).

     Если  принимать значение этих идей для  культуры как способа культивирования (взращивание и распространение) ценностей, то очевидно, что христианство считает земное, видимое, природное существование несовершенным и подлежащим преодолению. Но это не значит, что оно отвергает всякие земные ценности. Наоборот, высшей земной ценностью оно утверждает душу человека. Она выше всяких земных благ и важнее мира в целом («что толку, если ты приобретешь весь мир, а душу потеряешь»). Разумеется, каждая душа заслуживает любви сама по себе, а не в связи с теми или иными достоинствами человека (талант, красота, щедрость и т.п.). Интенсивнее всего она, может быть, выражена в подвиге веры. Вера в Христа, в его пришествие, воскресение, в то, что он спас людей и весь мир, настолько не соответствует повседневной жизни, не согласуется с бессмысленными страданиями, гибелью огромного числа людей, болезнями, войнами, ничтожеством, низостью и т.д., и т.п., что принятие ее выглядит безумием.

   Одной из черт духовной культуры того времени является традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подленнее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность.

 Деятели средневековой культуры — прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности — не просто уяснить себе величие божественного замысла, но передать это другим людям. Отсюда особое внимание уделялось активным формам интеллектуальной деятельности — дискуссиям, искусству аргументации, связям учителей и учеников.

 Для средневековой духовной культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция. Также необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения

 Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цикличности времени, средневековье проникнуто ожиданием Страшного суда, стремлением к конечной цели, судьбе человека, мира в целом .

     Религиозность как доминанта духовной жизни  средневековья обусловливает роль церкви как важнейшего института культуры. Церковь выступает и как светская сила, в лице папства, стремящаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. То есть церковь должна была, развивая свою «небесную» жизнь в высших формах религиозности, спуститься в мир и, преображал его в град Божий, жить «земной» жизнью. Почтение к греческой учёности и вражда к античной чувственности, христианское милосердие и жестокие преследования еретиков и язычников, изощренные богословские споры о тонкостях христианского учения и дремучее невежество народа, варварское пренебрежение к человеческой личности и христианская забота о спасении души – эта причудливая смесь составляла содержание религиозного сознания в Европе в эпоху Средневековья. 

4.2 Теория двух культур

 Начиная с X века, христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

 Тем не менее, европейские философы и  ученые давно говорили о существенном различии образа мышления, нравов и поведения христиан-господ и христиан-простолюдинов. В начале XX в. в результате этого возникла теория двух культур: аристократической и народной. А к настоящему времени заметное влияние приобрела точка зрения, что у единой средневековой христианской культуры существуют два полюса: ученая культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства) и фольклорные традиции простонародья («культура безмолвствующего большинства»). Хотя простые люди не знали, не желали иметь другой религии и в большинстве своем с энтузиазмом принимали христианство, они в мировосприятии, самоощущении, мыслях, образах, чувствах, наконец, в поведении обогащали ортодоксальное христианское       вероучение народными суевериями,   ворожбой, колдовством. Для народной культуры характерно неприятие христианского аскетизма, опора на земную жизнь. Сущность этой культуры (иногда ее называют «смеховой») ярко проявлялась в карнавалах с их перевертыванием привычных иерархических представлений о «верхе» и «низе», мирском и божественном.

 4.3Борьба  церкви и государства

  Вся история средневековой культуры — это история борьбы церкви и государства, стремления к уподоблению церкви (папства) государству и реализации его божественных целей. Новый подъем централизации государственной власти, огромную роль в котором сыграла Церковь, пришелся на Высокое Средневековье.

  Она сосредоточила в своих руках  власть над всей Европой и над некоторыми европейскими колониями на Востоке. В V веке еще собирались вселенские соборы, на которых обсуждались вопросы духовного понимания мира, предназначения человека, вопросы веры и самые различные вопросы богословия, ни о власти, ни о чем-либо социальном даже и речи не шло. И уже к VIII веку отделившаяся западная церковь во главе с Папой отвоевывает себе земли на Юге Италии, и тем самым получает в наследие мощный государственный аппарат, существовавший в Римской империи. Уже в IX веке Папа имеет право оспаривать указы императора, а также бесконечно вмешиваться в его правление. В XIII веке Папа издает указ, который должен входить в законодательство любой европейской страны — закон «Двух мечей». Под двумя мечами подразумевается два начала власти — власти церковной и власти королевской. Благодаря этому указу, Папа уже может отменять законы, принятые сенатом и самим императором. Более того, именно Папа дает разрешение на коронование, без него это невозможно, и только Папа может лишить власти несостоятельного короля. А сам Папа избирается советом кардиналов. Неограниченная королевская власть ограничена только властью Папы, но эта власть тотальна и повсеместна. Стремление к господству над всей Европой было характерно для западной Церкви. И возможно именно тяготение к власти и деньгам объясняет появление такой странной формы отпущения грехов, как индульгенций и жестокую расправу над мнимыми еретиками — костры. Централизация власти, которая волей неволей сложилась к XII веку в результате бесконечных феодальных распрей, в которых более слабые вынуждены подчиняться более сильным, чтоб вообще не потерять свою землю, привела к полновластной власти церкви. Возникли государства, управление которыми было целиком и полностью подчинено церкви. Король не только не мог короноваться без разрешения церкви, но и жениться, принимать решения относительно земли, воевать, словом, почти каждый шаг его был контролируем церковью.

4.4Проблема  знания и веры

  Трагическое величие средневековой духовной культуры состоит в неосуществимом стремлении к всеобъемлющему синтезу Бога и человека, что не получается ни на Земле, ни на Небе. С XIV в. начинается победоносный путь мирской, прежде всего — городской жизни, в которой зреют торгово-промышленные отношения, разлагающие стремление к религиозно-синтетическому освоению всего мира, рождающие настроения самостоятельности, отдельности, индивидуализма, приземленности жизни человека.

 Это остро ставит проблему отношения знания и веры, которая активно обсуждается богословами и философами. Именно философия стала средством, которое  «ограничивало» христианскую религию изнутри. Действительные взаимоотношения между философией и религией, а также представления о них у духовной элиты общества очень серьезно определяли жизнь средневековой культуры в целом.

     Принципиальные  решения этой проблемы были выработаны еще в первые века христианства апологетами и отцами церкви. На латинском Западе очень рельефно выступают две взаимоисключающие точки зрения. Один из крупнейших западных апологетов Квинт Тертуллиан еще в конце II в. настойчиво и бескомпромиссно проводил мысль, что вера исключает разум и не нуждается в нем: вера в Христа и человеческое разумение несовместимы. Поэтому, чтобы прийти к Богу и принять христианское вероучение, не нужна никакая философская ученость — достаточно одного простодушия.

       Значительно более сбалансированную точку зрения выработал крупнейший христианский мыслитель Аврелий Августин (354—430), выдвинув и всесторонне обосновав мысль, что вера и разум — это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга. Разум есть мышление с пониманием, а вера — мышление с одобрением (или «согласное понимание»). Отсюда вывод, что вера дает разуму истины, которые он должен затем прояснить. А в проясненные истины человек крепче верит. Правда, религиозные истины человек не может в принципе прояснить до конца. Однако он должен любить божественную мудрость и стремиться понять ее. Поэтому в земном существовании относительной мудрости человеку доступна только любовь (стремление) к ней — философия.

 Это отождествление Августином знания божественных истин при земном существовании человека с философией послужило основанием для развития мощного течения средневековой философии — схоластики. Его представители (Северин Боэций, Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Давид Динанский, Роджер Бэкон, Фома Аквинский) отстаивали мысль, что разум необходим или желателен для веры, а философия или тождественна религии (Эриугена), или необходима для нее (Боэций, Абеляр), или весьма полезна (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Информация о работе Западноевропейская средневековая культура